Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: РАССМОТРЕТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РБ.

Оглавление

Введение ....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности финансового обеспечения инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий
Глава 2. Методологические подходы к формированию механизма финансирования инвестиционной деятельности
Заключение ...................................................................................................................................
Список использованных источников..........................................................................................

Файлы: 1 файл

дЛЯ Сержа курсач.docx

— 66.50 Кб (Скачать)
 

 

 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности финансового обеспечения  инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий ..................................................................................................  
4
Глава 2. Методологические подходы к формированию механизма финансирования инвестиционной деятельности ...................................................................................................  
17
Заключение ................................................................................................................................... Список использованных источников..........................................................................................         38

40

   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  качества продукции  носит в современном  мире универсальный  характер. От того, насколько  успешно она решается, зависит многое в  экономической и  социальной жизни  страны. Объективный  фактор, объясняющий  многие глубинные  причины наших  экономических и  социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения  эффективности производства и уровня жизни  в развитых странах  Запада, с другой это качество создаваемой  и выпускаемой  продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными  критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех  или неуспех фирмы  на рынке. Современная  рыночная экономика  предъявляет принципиально  новые требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связано  с тем, что сейчас выживаемость любой  фирмы, ее устойчивое положение на рынке  товаров и услуг  определяются уровнем  конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием  нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два  основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к  стратегии предпринимательства  заключается в  понимании того, что  качество является самым  эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

Тема  работы: Качество и  конкурентоспособность  продукции

Цель  написания курсовой работы: Рассмотреть  теоретические аспекты  качества и конкурентоспособности  продукции, проанализировать  методы оценки конкурентоспособности  продукции и методы оценки уровня качества выпускаемой продукции  на предприятиях РБ.

    Глава 1. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 

1.1 Понятие качества продукции 

      В последние годы в РБ слаживаются товарно-денежные рыночные отношения, при этом практически во всех сферах "рынок продавца" преобразовывается в "рынок покупателя".

      В этих условиях между изготовителями товаров, продавцами и потребителями  возникают специфические отношения, основу которых составляет получение  качественного товара и прибыли.

      Любая организация под воздействием изменений  со стороны сталкивается с необходимостью быстрого и адекватного изменения  своей деятельности для обеспечения  некоторого уровня качества товаров  или оказываемых услуг.

      Насколько умело организована эта работа прямо  зависит конкурентоспособность  организации и качество товаров  или услуг является решающим. Качество является результатом деятельности и одновременно обобщенной характеристикой  любой организации.

      Для объективной оценки уровня организации  необходимо прежде всего оценить  уровень качества товаров или  услуг ею оказываемых. Это осуществляется на основе измерений показателей  качества, анализ которых служит основой  управления качества. Естественно, что  различные товары и услуги имеют  различные показатели качества, которые  необходимо уметь выделить и определить.

      В связи с вышесказанным подготовка квалифицированных экономистов  в любых сферах деятельности во всем мире предусматривает изучение сущности понятия качества, методов его  оценки и основ управления качеством.

      В условиях рынка и конкуренции  развитые страны мира воспринимают высокое  качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и  общества в целом, является важнейшей  составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие  может выжить в условиях конкуренции  и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и  обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

      Качество - емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

      С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого  объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, то есть делает их однородными. Категория  качества выражает соответствующую  ступень познания человеком объективной  реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется, прежде всего, каким-либо отдельным свойством или рядом  свойств. С философской точки  зрения, здесь свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению  к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем качество приобретает некоторое  множество свойств. Поскольку каждый объект взаимосвязан с другими вещами и явлениями, он может обладать бесчисленным количеством свойств. Однако попытки  определить качество как совокупность свойств не увенчаются успехом. Это  в полной мере относится к конкретным материальным объектам. Что касается изделий, то категория качества не может сводиться только к отдельным свойствам, она должна выражать целостную характеристику функционального единства существенных свойств этого объекта. Таким образом, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

      Социальный  аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например с  восприятием и отношением определенных потребителей к соответствующей  продукции или услугам. При этом качество может рассматриваться  как категория, отвечающая законам  спроса и предложения, зависит от уровня культуры, доходов потребителей.

      Технический аспект качества обусловлен количественными  и качественными изменениями  объекта исследования. Так, если философский  аспект качества состоит в выделении  совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие  качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств  предметов одинакового назначения. С инженерных позиций, качество исследуется  в сопоставлении совокупности свойств  выбранного объекта с аналогичным  объектом, принятым в зависимости  от цели исследования за некий эталон.

      С экономических позиций качество рассматривается как результат  потребления или потребительской  стоимости исследуемого объекта. Поскольку  потребности в качестве того или  иного объекта разнообразны, постольку  это качество оценивается потребителями  по-разному. Следовательно, с экономической  точки зрения, важно знать, насколько  качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество - благо, т.е. между техническим и  экономическим пониманием качества имеется противоречие. Оно носит  диалектический характер и обусловливается  дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов, поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более, что это важно при проведении оценки уровня качества.

      Правовой  аспект качества относится к выработке  НТД, порядка ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также  учета. С правовой точки зрения, качество выступает как совокупность свойств  объекта, отвечающих требованиям, установленным  в НТД. При определении термина "качество" следует учитывать  различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода  к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и  зарубежной) можно встретить множество  его формулировок. Например, в МС ИСО серии 9000 качество определяется как совокупность свойств и характеристик  продукции или услуги, которые  придают им способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности.

      В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность  к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, что, как  правило, требует дополнительных пояснений.

      "Более  предпочтительной и отвечающей  современным представлениям о  качестве применительно к продукции  и услугам можно признать следующую  формулировку: качество - определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение".

      При этом продукцию следует понимать как совокупность всего многообразия материальных ценностей, выступающих  в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных  для удовлетворения определенных потребностей. Здесь продукция является обобщенным материальным понятием и включает изделия, продукты, технологии.

      Услуги  следует характеризовать как  результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями  по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.

      Необходимо  также определиться с некоторыми другими понятиями и терминами, которые следует воспринимать однозначно. Это необходимо не только для научного познания, но и для практического  применения. В настоящее время  в развитых странах многие специалисты  устойчиво тяготеют к четкой алгоритмизации терминологических определений  в области качества и управления для однозначного их понимания всеми  работниками.

 Система  показатели качества продукции

       Потребности обычно выражаются в свойствах, в  их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца.

       Такими  свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

       В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в  целях экономии финансовых средств  на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность.

       Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие  с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

       Показатели  технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в  процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все изделия могут  быть подразделены на стандартные, унифицированные  и оригинальные. Чем выше коэффициент  стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции