Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: РАССМОТРЕТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РБ.

Оглавление

Введение ....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности финансового обеспечения инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий
Глава 2. Методологические подходы к формированию механизма финансирования инвестиционной деятельности
Заключение ...................................................................................................................................
Список использованных источников..........................................................................................

Файлы: 1 файл

дЛЯ Сержа курсач.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

Глава 2.  МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 

2.1 Методы оценки уровня качества выпускаемой продукции 

     Качество  товара предполагает удовлетворение социальных потребностей общества и характеризует  целесообразность производства. Оно  представляет собой совокупность свойств  продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  общества в соответствии с назначением  продукции. Товар может обладать полезными свойствами, но не иметь  высокого качества, если не соответствует  требованиям удовлетворения определенных потребностей.

     Уровень качества продукции представляет собой  относительную величину, характеризующую  качество продукции, основанную на сравнении  совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью  базовых показателей. Уровень качества (УК) можно определить по формуле: 

     УК = q/qБ, 

     где q, qБ – соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.

     Оценка  уровня качества, необходимая для  планирования качества и установления цен, проводится приемочной комиссией  при оценке продукции.

     Показатель  качества оцениваемого изделия определяется измерительными, органолептическими и  другими методами в лабораториях промышленных предприятий и научно - исследовательских институтов, в  испытательных центрах. Результаты измерений показателей свойств  фиксируются в протоколе испытаний  и заносятся в карту технического уровня и качества продукции. В ней указывают также базовые показатели. Располагая числовыми значениями показателей качества оцениваемого изделия и базовыми показателями, можно определить уровень качества.

     При оценке уровня качества используют три  метода:

      1) дифференциальный;

     2) комплексный; 

     3) смешанный.

     Дифференциальный  метод основан на непосредственном использовании единичных показателей. Дифференциальный метод прост и, главное, позволяет выявить отставание или опережение по каждому свойству, составляющему качество, а отсюда - определить пути дальнейшего улучшения  качества товара.

     Вместе  с тем этот метод не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе того или иного товара, т. к. практически  всегда по одним качественным параметрам лучше одна из них, а по другим –  другая. Однозначный ответ можно  получить только тогда, когда все  показатели оцениваемого товара лучше  или хуже базовых. В остальных  случаях необходимо дальнейшее исследование уровня качества другими методами.

     Комплексный метод основан на расчете комплексного показателя, может быть представлен  главным средневзвешенным или интегральным показателями. Комплексный показатель обобщает все или часть единичных  показателей. Главный показатель характеризует  основное или одно из основных сложных  свойств товара, зависящее от ряда его важных простых свойств.

     Получаемая  с помощью главного показателя характеристика качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства товара и дает важнейшую  оценку ее качества. Однако практически  невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество. Поэтому при таком измерении  уровня качества обеспечивается лишь частичная оценка качества машины.

     Средневзвешенный  показатель основан на использовании  математических методов определения  средней величины единичных показателей.

     Средневзвешенные  показатели применяются в тех  случаях, когда качество характеризуется  большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей  качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все — то обобщающий.

     Основным  преимуществом комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность  одновременного учета любых и  в любом количестве единичных  показателей.

     Однако  этот метод имеет ряд существенных недостатков, снижающих точность и  достоверность получаемой оценки.

     Во-первых, имеет место субъективизм в установлении коэффициентов весомости. Во-вторых, взаимообусловленность ряда единичных  показателей приводит к многократному  учету одних и тех же свойств  в комплексном показателе.

     Наиболее  полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные  затраты с результатом их осуществления - полученным за весь период ее использования  полезным эффектом. Таким показателем  является интегральный показатель качества продукции.

     Интегральный  показатель качества – это отношение  суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции  к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или  обратное соотношение. Однако на формирование этих свойств израсходованы определённые средства. Значит, косвенно и они  влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную  экономическую оценку качества.

     2.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции 

     Наряду  с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно  обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно  констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции  на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности  идентичных товаров и услуг. Сложнее  дело обстоит с оценкой конкурентоспособности  предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались  и предпринимаются, универсальной  и общепризнанной методики комплексной  оценки конкурентоспособности предприятия  экономистами в настоящее время  не выработано.

     В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности того или  иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий конкуренции  в отрасли требуется предприятию  в первую очередь для того, чтобы  определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки  предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания  конкурентного преимущества. Определение  конкурентоспособности предприятия  является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В  частности, оценка конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта необходима в  целях:

     разработки  мероприятий по повышению конкурентоспособности;

     выбора  контрагентов для совместной деятельности;

     составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

     осуществления инвестиционной деятельности;

     осуществления государственного регулирования экономики.

     В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия  преследует цель: определить положение  предприятия на исследуемом рынке.

     Основной  задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности  предприятий, является отыскание критериев  конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической  литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

     Матричные методы

     Группа  методов базируется на оценке маркетинговой  стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности  с учетом жизненного цикла продукции  предприятия. Сущность оценки состоит  в анализе матрицы, построенной  по принципу системы координат: по горизонтали  – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная  доля предприятия на рынке. С некоторыми вариациями подобный подход можно встретить  в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые  занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

     Преимущества  метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных  долях рынка конкурентов метод  позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

     Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет  выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований.

     Методы, основанные на оценке конкурентоспособности  продукции предприятия

     Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность  предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности  продукции используются различные  маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых  лежит нахождение соотношения цена-качество.

     Расчет  показателя конкурентоспособности  по каждому виду продукции ведется  с использованием экономического и  параметрического индексов конкурентоспособности. В свою очередь, указанные индексы  определяются путем суммирования частных  индексов по каждому оцениваемому параметру  с учетом весовых коэффициентов.

     Каждый  из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение  фактического значения оцениваемого параметра  к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. В частности, в ряде методов в  качестве одного из стоимостных параметров рассматривается величина затрат по послепродажному обслуживанию продукции.

     Параметрический и экономический индексы конкурентоспособности  позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности  рассматриваемой продукции по отношению  к конкурирующей продукции. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому.

     Показатели  конкурентоспособности вычисляются  по каждому виду продукции предприятия. Далее определяется коэффициент  конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому  виду продукции, где в качестве весов  выступает объем реализации соответствующего вида продукции.

     К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что  он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности  предприятия – конкурентоспособность  его продукции. К недостаткам  – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление  о преимуществах и недостатках  в работе предприятия, так как  конкурентоспособность предприятия  принимает вид конкурентоспособности  продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме  того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции  к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции  на рынке.

     Методы, основанные на теории эффективной конкуренции

     Согласно  этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех подразделений  и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние  множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого  из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе подхода  лежит оценка групповых показателей  или критериев конкурентоспособности.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции