Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: РАССМОТРЕТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РБ.

Оглавление

Введение ....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности финансового обеспечения инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий
Глава 2. Методологические подходы к формированию механизма финансирования инвестиционной деятельности
Заключение ...................................................................................................................................
Список использованных источников..........................................................................................

Файлы: 1 файл

дЛЯ Сержа курсач.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

       Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют  композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность  формы).

       Показатели  транспортабельности отражают степень  возможности транспортировки изделия  различным транспортом без нарушения  его свойств.  Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

       Указанные показатели в совокупности создают  базу для сравнения с другой аналогичной  продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

1.2 Стандартизация  и сертификация товаров 

     Государственные стандарты разрабатываются, как  правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными  лицами.

     Государственные стандарты основываются на современных  достижениях науки, техники, международных  и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях  по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением  случаев, когда такие документы  могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

     - национальной безопасности;

     - защиты жизни, здоровья и наследственности  человека;

     - охраны окружающей среды, рационального  использования природных ресурсов  и энергосбережения;

     - предупреждения действий, вводящих  в заблуждение потребителей продукции  и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

     Государственные стандарты в зависимости от объекта  стандартизации содержат:

     - требования к продукции, процессам  ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки,  реализации и утилизации или  оказанию услуг;

     - требования к правилам приемки  и методикам контроля продукции;

     - требования к технической и  информационной совместимости;

     - правила оформления технической  документации;

     - общие правила обеспечения качества  продукции (услуг), сохранения и  рационального использования ресурсов;

     - требования к энергоэффективности  и снижению энерго- и материалоемкости  продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации  или оказания услуг;

     - термины и определения, условные  обозначения, метрологические и  другие общие технические и  организационно-методические правила  и нормы.

     Сертификация  товаров 

     В Республике Беларусь действует Национальная система сертификации, созданная  Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать  созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции  по показателям, по которым законодательством  Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

     В Национальной системе сертификации проводится как обязательная, так  и добровольная сертификация, могут  быть созданы системы сертификации по видам продукции и по отдельным  требованиям.

     Национальная  система сертификации Республики Беларусь (Национальная система сертификации) представляет собой совокупность взаимодействующих  элементов и включает законодательную  и нормативную базы, определяющие собственные правила и процедуры  проведения сертификации соответствия, а также участников процесса сертификации.

     Национальная  система определяет цели процедуры  сертификации, организационную структуру, задачи и порядок функционирования органов по сертификации, требования, предъявляемые к экспертам-аудиторам, порядок ведения Реестра Национальной системы сертификации.

     Целями  Национальной системы сертификации являются:

     - защита потребителей от приобретения (использования) продукции, работ  и услуг, представляющих опасность  для жизни, здоровья и имущества  граждан;

     - предотвращение распространения  продукции, работ и услуг, представляющих  опасность для окружающей среды;

     - устранение технических барьеров  в международной торговле;

     - стимулирование повышения качества  и конкурентоспособности отечественной  продукции;

     - защита отечественного рынка  от недоброкачественной и небезопасной  продукции, поступающей по импорту.

     В рамках Национальной системы сертификации возможны следующие виды деятельности:

     - сертификация продукции;

     - сертификация услуг;

     - сертификация систем качества;

     - сертификация персонала;

     - инспекционный контроль за сертифицированной  продукцией, работами, услугами, системами  качества и персоналом;

     - подготовка и аттестация экспертов-аудиторов  по качеству;

     - подготовка и аттестация преподавателей, привлекаемых для проведения  занятий в центрах (курсах) подготовки  и повышения квалификации специалистов  организаций (предприятий) по  вопросам стандартизации, управления  качеством и сертификации;

     - консалтинговая деятельность в  области стандартизации, управления  качеством и сертификации;

     - ведение Реестра Национальной  системы сертификации;

     - ведение Государственного кадастра  служебного и гражданского оружия  и боеприпасов к нему. 

1.3 Сущность и назначение конкурентоспособности продукции 

В общем смысле конкурентоспособность – это обладание каким-либо субъектом хозяйствования свойствами, дающими преимущества в соревновании с соперником.

Ранее при исследовании вопросов конкурентоспособности на передний план традиционно выдвигались  выгодное географическое положение, обладание  богатыми природными ресурсами и  наличие благоприятных цен на основные факторы производства. В  настоящее время акценты смещаются  в сторону таких факторов, как  высокая производительность, качество жизни основной массы населения, обладание высокими технологиями, а  также экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке  успешной глобальной конкурентной стратегии.

 Обычно рассматривают  три вида (уровня) конкурентоспособности:

  • продукции, предприятия (микроуровень);
  • отрасли или отдельных регионов (мезоуровень);
  • народнохозяйственных комплексов, национальных экономик (макроуровень).

Конкурентоспособность товара (продукции) это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.  Конкурентоспособность товара, как правило, определяется путем сравнения его различных параметров с аналогичными показателями товара-конкурента.

В экономической  теории выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности  товаров: по объему их продаж, сравнению  уровня издержек производства и реализации, анализу финансовых показателей, анализу рыночных долей и их динамики.

Конкурентоспособность продукции неразрывно связана с конкурентоспособностью предприятия (фирмы). К важнейшим показателям конкурентоспособности предприятия (фирмы) относят рентабельность производства, производительность труда, уровень качества производимых товаров, характеристики инновационной деятельности, показатели экспорта. Решающей предпосылкой конкурентоспособности предприятия является производство конкурентоспособных товаров.

Среди основных конкурентных преимуществ предприятия (фирмы) традиционно выделяют:

  • предложение лучшей продукции на рынке;
  • предоставление лучшего обслуживания потребителю;
  • обеспечение более низких, чем у конкурентов, цен;
  • лучшее территориальное расположение;
  • выпуск продукции  с более привлекательными для потребителя свойствами или внешним видом;
  • более короткое время выхода на рынок с новой продукцией;
  • обладание популярной торговой маркой и высокой репутацией.

Конкурентные  преимущества достигаются за счет природных, материальных, трудовых и финансовых факторов: более дешевых производственных ресурсов, выгодного географического  положения страны, высокой производительности труда, более современных технологий, развитой инфраструктуры. Как показывает практика, успех в международной конкуренции на сегодняшний день определяет не столько наличие природных, человеческих, финансовых и других ресурсов, сколько эффективное их использование.

Яркой иллюстрацией сказанному служит пример белорусского предприятия  по производству холодильников  ЗАО «Атлант». Завод демонстрирует  свою конкурентоспособность последние 15–20 лет. Даже в начале 1990-х годов, когда большинство белорусских  предприятий находилось на грани  банкротства, «Атлант» не снизил объемов  производства (728 тыс. холодильников  в 1990 году и 746 тыс. в 1995-м), а в 2006 году было уже произведено 1 050 тыс. холодильников и морозильников.

Конкурентоспособность отрасли характеризуется оценкой ее положения на международных рынках и определяется рядом факторов:

  • оптимальным уровнем концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;
  • высоким удельным весом конкурентоспособного персонала в отрасли;
  • качественной информационной и нормативно-методической базой управления в отрасли;
  • наличием конкурентоспособных поставщиков;
  • наличием доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
  • эффективностью использования ресурсов;
  • высоким уровнем радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы);
  • проведением сертификации продукции и систем;
  • эксклюзивностью товаров отрасли;
  • высокой эффективностью организации отрасли;
  • высокой долей экспорта наукоемких товаров;
  • высоким удельным весом в мировом экспорте товаров и мировом производстве.

В современных  условиях конкурентоспособность (предприятия, отрасли или экономики в целом) обусловлена, прежде всего, стабильностью  политических, социальных и экономических  условий. Поэтому главным уровнем  обеспечения конкурентоспособности  заслуженно признается государственный, на котором определяются т. н. «правила экономической игры», то есть основные условия функционирования всей хозяйственной системы.

Конкурентоспособность национальной экономики  – это способность  страны как геополитического субъекта производить  и реализовывать  товары и услуги, отвечающие требованиям  мировых рынков, и  создавать условия  наращивания государственных  ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы  роста ВВП и  качество жизни населения  на уровне мировых  значений. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции