Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ: РАССМОТРЕТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РБ.

Оглавление

Введение ....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности финансового обеспечения инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий
Глава 2. Методологические подходы к формированию механизма финансирования инвестиционной деятельности
Заключение ...................................................................................................................................
Список использованных источников..........................................................................................

Файлы: 1 файл

дЛЯ Сержа курсач.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, способствующих созданию превосходства  данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности  покупателя.

Цель  анализа качества продукции:

• оценить технический уровень продукции;

• выявить отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

• проанализировать структуру выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;

• выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

• обосновать возможности повышения качества.

Цель  анализа конкурентоспособности  продукции:

- Изучение  платежеспособного спроса на  продукцию, рынков ее сбыта  и обоснование плана производства  и реализации продукции соответствующего  объема и ассортимента;

- Анализ  факторов, формирующих эластичность  спроса на продукцию, и оценка  степени риска невостребованной  продукции;

- Оценка  конкурентоспособности продукции  и изыскание резервов повышения  ее уровня;

- Оценка  эффективности производства и  сбыта продукции.

Задачи  анализа конкурентоспособности  продукции:

- оценка  и прогнозирование конкурентоспособности  продукции;

- изучение  факторов, воздействующих на уровень  конкурентоспособности;

- разработка  мер по обеспечению необходимого  уровня конкурентоспособности продукции.

Задачи  анализа качества продукции.

- изучение  динамики перечисленных показателей;

- выполнение  плана по их уровню;

- причины  их изменения и оценка выполнения  плана по уровню качества продукции;

- определение  влияния качества на стоимостные  показатели работы предприятия 

Анализ  и оценка конкурентоспособности  продукции должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата и включать решение следующих проблем:

• изучение запросов и предпочтений потенциальных  покупателей продукции;

• организация  мониторинга рынка с целью  сбора информации об условиях сбыта  продукции, фирмах и товарах-конкурентах;

• разработка единой системы показателей качества продукции;

• формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность  и определение их взаимосвязей;

• формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности продукции, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач;

• анализ динамики конкурентоспособности продукции  в целом и факторов, ее определяющих;

• определение  уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем  прибыли или необходимую долю рынка.

Этапы анализа качества:

Сначала определяется удельный вес продукции  со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:

• Продукция 1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

• Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

• Продукция, оцениваемая по 2-ой категории, подлежит снятию с производства

Там, где  продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для  определенных отраслей.

При определении  сортности используют ГОСТы и  ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

Этапы анализа конкурентоспособности  продукции:

• необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, для этого достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

• если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Информационное  обеспечение анализа качества и  конкурентоспособности продукции:

Для проведения анализа качества и конкурентоспособности  продукции используются следующие  источники информационного обеспечения: международные стандарты (ИСО); государственные  и межгосударственные стандарты (ГОСТы); отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты  научно-технических обществ (СТО); стандарты  предприятий (СТП) и технические  условия (ТУ); сертификаты сооответствия; технические требования;

прайс-листы; опросники (по вопросам предпочтения продукции); анкетирование.

Качество  продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале  объективно отражается уровень применяемой  техники, технологии и управления.

Качество  продукции – важнейшая экономическая  категория и тесно связана  с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.

Повышение качества продукции надо рассматривать  в различных аспектах, в том  числе на макро и микро уровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

Ø увеличить повышение качества товаров и услуг;

Ø улучшить структуру экспорта;

Ø осуществить на практике НТП и др.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства: ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень  многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия .

Имидж высокого уровня – это уверенность  и популярность, устойчивое положительное  отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это  высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний  рынок, это основа для получения  максимальной прибыли устойчивого  качества продукции 

Факторы, влияющие на качество продукции.

На каждом предприятии на качество продукции  влияют разнообразные факторы, как  внутренние, так и внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны  со способностью предприятия выпускать  продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик  продукта и сопутствующих его  продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его  приобретение и эксплуатацию. Это  способность товара соответствовать  ожиданиям потребителей, способность  товара быть проданным. Качество товара является основной составляющей его  конкурентоспособности. При определении  качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Особенному ужесточению подлежат в настоящее  время в большинстве стран  стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую  степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его  конкурентоспособности является обеспечение  патентной чистоты и патентной  защиты товара. Патентная чистота  обеспечивается, если оригинальные технические  решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество  продукции является важнейшей экономической  категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме  того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в  конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства  и населения.

Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые  на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении  и потреблении (эксплуатации).

Основным  средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение  которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность  повышать цену продукции, обеспечивая  при этом выгоду потребителю.

Оценка  качества изделий представляет собой  всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет  охарактеризовать каждое из них и  оценить качество в целом. Измерение  уровня качества необходимо как для  оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших  из ряда альтернативных.

Конкурентоспособность является интегральным показателем  развития экономики на уровне государства, отраслей, регионов, предприятий, экономических, научно-технических, качественных, экологических  характеристик товаров (продукции, услуг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состояние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, соответствуют  международным стандартам и являются конкурентоспособными на международных рынках. В этих вопросах необходимо тесное сотрудничество органов государственного управления и предприятий (корпораций, организаций, фирм). Конкурентоспособность на внутренних рынках не всегда совладает с конкурентоспособностью на международных рынках.

Это общеизвестно. Вместе с тем, возможны случаи, когда  товары (продукция, услуги), конкурентоспособные  на мировом рынке, могут быть либо не востребованы, либо неконкурентоспособны на внутреннем рынке из-за его неразвитости, ограниченной платежеспособности, несовершенства системы ценообразования, низкого  общего технического уровня обрабатывающих производств и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Список  использованной литературы 

  1. Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. / Г.В.Савицкая. – Минск: ООО «Новое знание», 2006. – 688с.
  2. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности: Учебно-практич. пособие. – Минск: Вышейшая школа, 2008. – 356 с.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под общ. ред. Ильина А.И. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 375 с.
  4. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2005. – 672с.
  5. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2006. – 651с.
  6. Буяльская А.К., Салий В.В. Конкурентоспособность товара, ее оценка: Учебное пособие. – Новосибирск: «Сиб.УПК», 2008. – 56с.
  7. Лифриц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001. – 224с.
  8. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2004. – 328с.
  9. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Ильина. – М.: Новое знание, 2005. – 698 с.
  10. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов.– М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 795с.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции