Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение конкурентоспособности предприятия.
В работе рассмотрено понятие и сущность конкурентоспособности предприятия, ее факторы , принципы и функции, показатели, выявлена роль конкурентоспособности в деятельности предприятия, изучены методы конкурентоспособности, проанализированы основные элементы деятельности ЧНИУП «Институт цифрового телевидения Горизонт».
ВВЕДЕНИЕ
4
1.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6
2.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
12
2.1
Показатели конкурентоспособности предприятия
3.
Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде.
3.1.
Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)
19
3.2.
Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавода №1»в конкурентной среде
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РЕФЕРАТ
Объем работы: 34 страниц, 9 таблиц, 1 рисунок, 1 приложения, 19 литературных источника.
Тема: Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке
Объект курсовой работы: ОАО «Хлебозавода № 1»
Ключевые слова: конкуренция, конкурент, конкурентоспособность предприятия, мезоконкурентоспособность, микроконкурентоспособность, SWOT-анализ.
Цель курсовой работы: изучение конкурентоспособности предприятия.
В работе рассмотрено понятие и сущность конкурентоспособности предприятия, ее факторы , принципы и функции, показатели, выявлена роль конкурентоспособности в деятельности предприятия, изучены методы конкурентоспособности, проанализированы основные элементы деятельности ЧНИУП «Институт цифрового телевидения Горизонт».
В процессе работы разработаны и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ЧНИУП «Институт цифрового телевидения Горизонт».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 | |
1. |
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ |
6 |
2.
|
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 |
12 |
2.1 |
Показатели
конкурентоспособности |
|
3. |
Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде. | |
3.1. |
Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг) |
19 |
3.2. |
Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавода №1»в конкурентной среде |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
||
ВВЕДЕНИЕ
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.
Конкурентоспособность
предприятия – это его
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности предприятия.
В сложившейся
ситуации для успешной конкурентной
борьбы предприятиям необходимо не только
обновлять технологии и технологическое
оборудование, изучать внутренний и
внешний рынок и вести
В настоящее время предприятие, если оно желает выжить и не быть настигнутым конкурентами, обязано быть инноватором, таким, которое изменяется, развивается, создает, производит и предлагает новые продукты, а также применяет или внедряет новые процессы производства и системы управления ими.
Развитие инноваций на предприятии, является основными предпосылками в создании конкурентных преимуществ на рынке. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. На основании вышесказанного выбранная тема является актуальной на современном этапе, так как инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности работы предприятия.
Цель курсовой работы - на основании анализа деятельности предприятия и теоретических исследований, оценки инновационного потенциала и конкурентоспособности предприятия, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе инновационной деятельности.
Достижение поставленной цели реализуется с помощью следующих задач:
-количественный анализ конкурентоспособности предприятия;
-анализ инновационного потенциала предприятия;
-анализ основного конкурента предприятия.
1 ГЛАВА.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой среды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренция (в переводе с лат. — соревнование) в узком смысле — это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо сегменте рынка с целью достижения лидерства в данной сфере. Конкуренция заставляет предпринимателей снижать цены и постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы удерживать свои позиции на рынке
Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинга.
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция - это соперничество между отдельными лицами и хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели [11, c. 236].
В условиях высокой
насыщенности товарных рынков, превышения
на них предложения над спросом,
каждый товар (и стоящие за ним
товаропроизводитель и
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
«Европейский форум по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов [18,с.23].
Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как "... свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом".
Конкурентоспособность
организации возникает в
♦ рентабельность производства;
♦ характер инновационной деятельности;
♦ уровень производительности труда;
♦ эффективность стратегического развития и управления фирмой или предприятием;
♦ способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка.
Уровень конкуренции на рынке определяется не только числом его участников, но и рыночной долей каждого из них. Часто складывается ситуация, когда на рынке действуют много мелких компаний и одна достаточно крупная. При этом крупная фирма будет иметь значительное влияние на рыночную цену. Поэтому при оценке состояния рынка необходимо учитывать не только число, но и концентрацию продавцов и покупателей.
Все многообразие конкурентных отношений можно подразделить на три уровня:
♦ микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятий);
♦ мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм);
♦ макроуровень
(народно-хозяйственные
Конкурентные факторы на микроуровне – это качество и цены на производимую продукцию и оказываемые услуги, а микроконкурентоспособность – это соотношение между этими показателями по отдельным товарам или товарным группам на уровне предприятий и фирм [7].
Мезоконкурентоспособность
характеризует эффективность
Конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень) можно оценить, используя следующие основные экономические показатели или их комбинированное сочетание:
♦ производительность труда;
♦ удельный вес оплаты труда;
♦ капиталоемкость;
♦ наукоемкость
и технический уровень
♦ степень экспортной ориентации или импортной зависимости;
♦ динамику цен на продукцию отрасли и других хозяйственных структур;
♦ степень использования продукции отрасли и наличие продуктивных шлейфов (запасов).
Конкурентные
факторы макроуровня определяют
общее состояние хозяйственных
При оценке степени
конкурентоспособности
♦ уровень экономического объекта (предприятие, отрасль, страна, группа стран);
♦ уровень рынка (местный, региональный, рынок одной страны, рынок группы стран, мировой рынок);
♦ уровень товара (один товар, отрасль, сектор или совокупность отраслей, народное хозяйство в целом);
♦ временной уровень (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды).
Таким образом, конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;
2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Существуют
различные методики определения
конкурентоспособности
Как правило, литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
1) SWOT-анализ (от англ. strenghts-weaknesses-
Данная методика
оценки конкурентоспособности
2)Оценка с позиции сравнительных преимуществ - непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых методов является метод, построенный на предложении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению конкурентам. Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли [13].
Информация о работе Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на внутреннем рынке