Конкурентоспособность предприятия и продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.
В рамках поставленных цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить понятие конкурентоспособности продукции как экономической категории и ее показатели;
проанализировать состояние оценки конкурентоспособности продукции в ОАО «Акконд» ;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ
1.1 Понятие конкуренция, её виды…….……………………………............5
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………..……9
1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции ……….………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД»
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………..18
2.2. Анализ динамики и состава прибыли…………………...…………….20
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»…………………………………………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….…………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать)


2

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Очная форма обучения

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»

на тему «Конкурентоспособность предприятия и продукции»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ

Студент                                                                                                                     Синицкая О.С.

 

                                                                                                         Группа 9-3511/2-2

                                                                                                         Курс 2

                                                                                                                         Тел: 89522958039

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                                Сельдимиров Ф. В.

                                                                                                 

Допущена/ не допущена к защите

 

 

 

 

 

Мурманск

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ

           1.1 Понятие конкуренция, её виды…….……………………………............5

           1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………..……9

           1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции ……….………………………………………………………………….12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД»

           2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………..18

           2.2. Анализ динамики и состава прибыли…………………...…………….20                  

           2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….23

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

          3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия  и продукции ОАО «Акконд»…………………………………………………...….29    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….…………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения научно – технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

В условиях развитых рыночных отношений каждая фирма, каж­дый предприниматель должны иметь свою стратегию, найти глав­ное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стра­тегического видения» будущего, без поиска долговременных «качественных» преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Ухудшение конкурентоспособности продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, при­были и рентабельности, снижению экспорта, национального бо­гатства и благосостояния народа. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправлен­ной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.                                                                                                                                                                        Одним из важнейших экономических показателей работы предприятия является себестоимость продукции (работ, услуг), по уровню которой можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал.

Себестоимость характеризует затраты конкретных предприятий на производство и реализацию продукции и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат из выручки от реализации. Отражая процессы производства, обращения и распределения, она выступает как один из важнейших синтетических показателей их деятельности. Существует обратно пропорциональная связь между себестоимостью и конкурентоспособностью: чем ниже себестоимость, тем выше конкурентоспособность продукции и наоборот.

              Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной эконо­мики в целом. Выпуск конкурентоспособных изделий способствует увели­чению объема реализации и рентабельности капитала, росту пре­стижа фирмы.

Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.

В рамках поставленных цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

изучить понятие конкурентоспособности продукции как экономической категории и ее показатели;

проанализировать состояние оценки конкурентоспособности продукции в ОАО «Акконд» ;

разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд»;

Предметом исследования является оценка конкурентоспособности продукции.

Объектом исследования является ОАО «Акконд».

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ

1.1. Понятие конкуренция, её виды.

 

Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки.

А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они недвижимы.

Й. Шумпстер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым.

Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция – ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену» (price-taker). В этом смысле конкуренцию можно определять как тип рынка, противоположных монополистической структуре.

Причины факторы, которые обуславливают превосходство одной организации над другой, могут быть самыми разнообразными. Но в качестве основных принято выделять ценовые и неценовые факторы, а так же соответствующие им виды конкуренции.

Ценовая конкуренция-это та форма конкуренции, которая основана на более низкой цене (себестоимости) предлагаемого товара (услуги). Различают прямую ценовую конкуренцию, когда широко проводится открытая реклама снижение цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары (услуги); а так же скрытую ценовую конкуренцию, при которой на рынок выводится новый товар (услуга) с существенно улучшенными потребительскими свойствами, цена при этом повышается незначительно.

Неценовая конкуренция - это форма конкуренции, которая основана на факторах, косвенно связанных или вовсе не зависящих от цены; решающую роль при этом играет качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя.

Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели, занимающиеся куплей-продажей идентичного продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.

Совершенная конкуренция – это чистая конкуренция с двумя дополнительными характеристиками:

1.      совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка,

2.      обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.

В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Понятие совершенная конкуренция используется как некий стандарт для оценки других форм рыночной организации.

Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной, конкурирующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники – сравнимы, так как нельзя назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией.[1]

С понятием «конкуренция» неразрывно связано понятие «конкурентоспособность» организации, товара, отрасли, национальной экономики.

Конкурентоспобность организации - понятие относительное, оно может быть выявлено только на основе сравнения ряда объектов, её сравнительные конкурентные преимущества определяются по отношению к другим организациям, действующим на данном рынке.

Что делает организацию конкурентоспособной?

Во-первых ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать (стратегии). Продуктивность предполагает наибольшую отдачу (наибольший результат), приходящуюся на единицу ресурсов. Продуктивность может быть выражена через показатель рентабельности, т.е. отношение прибыли, полученной в определённый период, к использованным за тот же период ресурсами (издержки производства). Однако следует заметить, что не на всех этапах жизненного цикла товара удаётся достичь максимальной продуктивности.

Суть конкуренции выражают единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами (рис. 1).

 

Рис. 1

Концепция конкуренции

 

При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьера входа в отрасль», высоту которого определяют следующими факторами:

1.Экономикой масштабов.

2. Привычностью марки товара.

3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль.

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется формировать.

5. Доступом к системе товародвижения.

6. Доступом к отраслевой системе снабжения.

7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта.

8. Возможными ответными действиями предприятия отрасли (отказ в продаже патента и т. д.).

Угроза замены данного продукта новыми, то имеется в виду производство продуктов, удовлетворяющих ту потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов

Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:

А. разнообразием и качеством поставляемых продуктов (услуг),

Б. Наличие возможности смены поставщиков,

В. величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков (большие объемы закупок делают поставщиков более зависимыми от предприятия).

Сила позиции покупателей определяется следующими факторами:

1.      возможностью переключиться на использование других продуктов,

2.      затратами, связанными с этим переключением,

3.      объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные выше 4 группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Исследования в указанных направлениях дадут фирме возможность определить «конкурентный» климат, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.[2]

1.2. Конкурентоспособность предприятия и продукции.

 

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов. В условиях реформирования российской экономики принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции