Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.
В рамках поставленных цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить понятие конкурентоспособности продукции как экономической категории и ее показатели;
проанализировать состояние оценки конкурентоспособности продукции в ОАО «Акконд» ;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ
1.1 Понятие конкуренция, её виды…….……………………………............5
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………..……9
1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции ……….………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД»
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………..18
2.2. Анализ динамики и состава прибыли…………………...…………….20
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»…………………………………………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….…………………………….33
Рис.2. Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы.
К недостаткам модели можно отнести следующие:
1. Определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна.
2. Трудно количественно оценить качественные характеристики.
3. Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.
Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка .
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3):
| Преимущество товара | Преимущество себестоимости |
Вся отрасль | Дифференцированность | Лидерство по затратам |
Один сегмент рынка | Концентрация на сегменте |
Рис.3. матрица Портера
1.Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат.
2.Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
3.Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.
Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности предприятия используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.[5]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД».
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции
ОАО «АККОНД» одно из динамично развивающихся предприятий, входящее в десятку лучших предприятий кондитерской промышленности России. Миссия этой компании - вызывать позитивные эмоции и радость у людей, внося в жизнь сладкие моменты удовольствия. Она работает для тех, кто любит себя баловать и открывать для себя новые вкусы, для тех, кто заботится о своем здоровье. Она подарит улыбку даже самому изощренному гурману, благодаря разнообразию ассортимента, высокому качеству и безопасности продукта. Она делаем нашу жизнь слаще. Основными направлениями деятельности Общества являются:
- производство широкого ассортимента различных видов кондитерских изделий;
- совершенствование системы продаж;
- совершенствование системы управления качеством;
- увеличение объемов продаж на экспорт;
- производство хлеба и хлебобулочных изделий;
- создание и развитие транспортно - логистического центра;
- осуществление международных транспортных перевозок;
- инвестирование строительства и развития животноводческого комплекса по производству молока;
- переработка животноводческой продукции с целью получения сырья для производства кондитерских изделий. Цель компании - быть лидирующим производителем кондитерских изделий, не имеющих аналогов в России, сохраняя высокий уровень качества продукции, упаковки и дизайна. А так же обеспечивать непрерывное развитие компании посредством оптимального сочетания интересов потребителей, акционеров, сотрудников компании, ее поставщиков и дистрибьюторов. Технические возможности фабрики позволяют выпускать более 100 тонн продукции в сутки. Производственная мощность предприятия составляет около 35 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 400 наименований. Шоколадные конфеты, хрустящие конфеты, мягкие конфеты, карамель: мягкая, шипучая, отливная, леденцовая, молочная, ирис, крекер, печенье… Постоянно появляются новые виды изделий. Кондитерская фабрика «АККОНД» является единственным в России производителем мягкой жевательной карамели серии «Капелька», хрустящих конфет «Слимо», мягких конфет «Нюанс» и «Снопик».
Высокие показатели во всех областях деятельности предприятия позволили добиться признания на национальном и международном уровнях. На отечественном рынке предприятие входит в список номинантов конкурса «Лучшие российские предприятия» и сохраняет лидирующие позиции в области качества. В 2001 году кондитерская фабрика «АККОНД» получила международный сертификат системы управления качеством ISO 9001:2000, в сентябре 2004 года был получен международный сертификат управления качеством на основе принципов ХАССП. Высокое качество продукции ОАО «Акконд» неоднократно было подтверждено наградами престижных российских и международных выставок. Это золотые и платиновые медали «Знак качества XXI века», золотая медаль конкурса «Всероссийская марка качества». В ноябре 2000г. предприятию была присуждена премия Президента Чувашской республики в области качества, в октябре 2005 кондитерская фабрика «АККОНД» награждена премией Правительства Российской Федерации в области качества. Таким образом, благодаря прогрессивным технологиям, современному оборудованию, высокому профессионализму и ответственности сотрудников, кондитерская фабрика «АККОНД» является одним из лидеров кондитерского рынка – производителем качественной продукции мирового стандарта.[6]
2.2. Анализ динамики и состава прибыли
Показатель | 2010 | 2009 | Абсолютное отклонение |
наименование | |||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 2620680 | 1869850 | 75830 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 2000275 | 1475637 | 524638 |
Валовая прибыль | 620405 | 394213 | 226192 |
Коммерческие расходы | 47363 | 35923 | 11440 |
Управленческие расходы | - | - |
|
Прибыль (убыток) от продаж | 573042 | 358290 | 214752 |
Прочие доходы и расходы Проценты к получению | 5984 | 11231 | -5247 |
Проценты к уплате | 461 | - | 461 |
Доходы от участия в других организациях | - | - | - |
Прочие доходы | 19033 | 10867 | 8157 |
Прочие расходы | 35336 | 33363 | 1973 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 562262 | 347025 | 215237 |
Отложенные налоговые активы | 30 | 1068 | -1038 |
Отложенные налоговые обязательства | 13128 | 4625 | 8503 |
Текущий налог на прибыль | 119380 | 81215 | 38165 |
Прочие расходы | - | 795 | 795 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 429724 | 263048 | 166676 |
Постоянные налоговые обязательства (активы) | 2136 | 1490 | 646 |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | - | - | - |
Предприятие не имеет просроченной задолженности по всем видам платежей.
Налоги и платежи в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в отчетном году уплачивались в полном объеме и в установленные сроки.
В 2010 году ОАО «АККОНД» получило 562 млн. руб. прибыли, что на 215 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
95 % полученной прибыли составляет прибыль от реализации кондитерских изделий;
1 % - хранение свободных денежных средств;
3 % - от операций с валютой.
Заработанная прибыль обеспечила финансовую устойчивость предприятия:
- стоимость активов предприятия за отчетный год возросла на 448 млн. руб.,
в том числе:
- за счет прибыли – 430 млн.руб.
- за счет отложенных налоговых обязательств – 13 млн.руб.
- за счет кредита банка – 5 млн. руб;
- коэффициент собственности составил 0,9;
- коэффициент текущей ликвидности 4,1.
Объем реализации кондитерских изделий к уровню прошлого года составил 111%.
Кондитерские изделия поставляются во многие регионы Российской Федерации:
Чувашия – 40 %;
Москва и Московская область – 10 %;
Новосибирская область –10 %;
Краснодарский край – 7 %;
Мари-Эл – 3%;
Челябинская обл. – 3 %;
Реализация продукции на экспорт составила 4 %.
Индекс цен на кондитерские изделия к прошлому году составил 1,28. Средняя цена на кондитерские изделия в 2010 году составила 75,19 руб., а в 2009 году – 58,9 руб. за 1 кг.
В 2010 году выпуск кондитерских изделий составил 34 758 тонн, за 2009 год – 30 975 тонн. Объем производства в натуральном выражении увеличился на 12,2 % к уровню прошлого года.
Выпуск товарной продукции в действующих ценах за 2010 год составил 2 625 млн. руб., за 2009 год – 1 827 млн. руб.
Товарная продукция прошлого года в действующих ценах увеличилась на 43,7 %, в сопоставимых ценах – на 19,1 %.
Рентабельность производства кондитерских изделий в 2010 году составила 28,6 %, в 2009 г. – 24 %.
Степень использования производственной мощности в целом по предприятию за 2010 год составила 83,2 %.
Низкая степень использования производственной мощности:
- линия сбивных конфет (КШЦ) – 81,1%
- линия десертов (сбивных, кремовых) – 53,0%
- линия конфет отливных (тоффи) – 49,0%
- линия конфет № 5 (2-х слойные) – 42,7%
- линия бисквитных вафель (Амбрель) – 42,2%
- линия десертов (пористые) – 13,5%.
Неполное использование производственных мощностей привело к снижению объема выпуска продукции, росту ее себестоимости, увеличились постоянные расходы на единицу продукции.
Резервы для увеличения объемов производства имеются. Основная причина низкого темпа производства – низкий потребительский спрос на продукцию.
На 1 января 2010 года первоначальная стоимость основных средств составила 1 249 млн. руб. Введено в 2009 г. основных средств на сумму 283 млн. руб. Ввод основных средств осуществлен за счет собственных источников.
В 2009 году предприятием получена льгота на имущество 4 427 тыс.руб., налог на прибыль – 3 700 тыс.руб.[7]
2.3 Оценка конкурентоспособности
Основной хозяйственной деятельностью ОАО «АККОНД» является производство и реализация кондитерских изделий. Основную часть оборота общества составляет продажа собственной кондитерской продукции.
Для определения конкурентоспособности «АККОНД» было проведено анкетирование 100 человек в возрасте от 15 до 47 лет. Каждому опрошенному было задано 7 вопросов связанных с деятельностью компании «Акконд» и её конкурентов «СладКо» и «Красный октябрь». Большинство опрошенных любят сладкое- это составляет 80% , для 59% важно, что бы продукция было произведена в нашем регионе. Для опрошенных необходимо, что бы продукт обладал следующими характеристиками: приемлемые цены (94%), натуральные ингредиенты в составе (87%), хорошие вкусовые качества (92%), дизайн упаковки (66%), оригинальность продукции (51%), качество продукции (100%),
известность компании (72%). Все участники анкетирования знакомы с компанией «Акконд», большинство из них любят продукцию этого предприятия (83%). 95% опрошенных чувствуют разницу между компанией «Акконд» и её конкурентами «СладКо» и «Красный октябрь», и 62% предпочитают продукцию компании «Акконд». По результатам опроса видно, что кондитерские изделия этой компании пользуются спросом, она зарекомендовала себя как поставщик продукции высокого качества. Продукция общества удовлетворяет потребности покупателей .
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции