Конкурентоспособность предприятия и продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.
В рамках поставленных цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить понятие конкурентоспособности продукции как экономической категории и ее показатели;
проанализировать состояние оценки конкурентоспособности продукции в ОАО «Акконд» ;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ
1.1 Понятие конкуренция, её виды…….……………………………............5
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………..……9
1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции ……….………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД»
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………..18
2.2. Анализ динамики и состава прибыли…………………...…………….20
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»…………………………………………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….…………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Рис.2. Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»

Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы.

К недостаткам модели можно отнести следующие:

1.     Определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна.

2.     Трудно количественно оценить качественные характеристики.

3.     Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.

Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка .

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3):

 

Преимущество товара

Преимущество себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент рынка

Концентрация на сегменте


 

Рис.3. матрица Портера

 

1.Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат.

2.Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.

3.Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.

Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности предприятия используются  различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.[5]


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД».

2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции

 

ОАО «АККОНД» одно из динамично развивающихся предприятий, входящее в десятку лучших предприятий кондитерской промышленности России.               Миссия этой компании - вызывать позитивные эмоции и радость у людей, внося в жизнь сладкие моменты удовольствия. Она работает для тех, кто любит себя баловать и открывать для себя новые вкусы, для тех, кто заботится о своем здоровье. Она подарит улыбку даже самому изощренному гурману, благодаря разнообразию ассортимента, высокому качеству и безопасности продукта. Она делаем нашу жизнь слаще.                                                                      Основными направлениями деятельности Общества являются:

-               производство широкого ассортимента различных видов кондитерских изделий;

-               совершенствование системы продаж;

-               совершенствование системы управления качеством;

-               увеличение объемов продаж на экспорт;

-               производство хлеба и хлебобулочных изделий;

-               создание и развитие транспортно - логистического центра;

-               осуществление международных транспортных перевозок;

-               инвестирование строительства  и развития животноводческого комплекса по производству молока;

-               переработка животноводческой продукции с целью получения сырья для производства кондитерских изделий.                                                                                                                              Цель компании - быть лидирующим производителем кондитерских изделий, не имеющих аналогов в России, сохраняя высокий уровень качества продукции, упаковки и дизайна. А так же обеспечивать непрерывное развитие компании посредством оптимального сочетания интересов потребителей, акционеров, сотрудников компании, ее поставщиков и дистрибьюторов.                            Технические возможности фабрики позволяют выпускать более 100 тонн продукции в сутки. Производственная мощность предприятия составляет около 35 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 400 наименований. Шоколадные конфеты, хрустящие конфеты, мягкие конфеты, карамель: мягкая, шипучая, отливная, леденцовая, молочная, ирис, крекер, печенье… Постоянно появляются новые виды изделий. Кондитерская фабрика «АККОНД» является единственным в России производителем мягкой жевательной карамели серии «Капелька», хрустящих конфет «Слимо», мягких конфет «Нюанс» и «Снопик».

Высокие показатели во всех областях деятельности предприятия позволили добиться признания на национальном и международном уровнях. На отечественном рынке предприятие входит в список номинантов конкурса «Лучшие российские предприятия» и сохраняет лидирующие позиции в области качества. В 2001 году кондитерская фабрика «АККОНД» получила международный сертификат системы управления качеством ISO 9001:2000, в сентябре 2004 года был получен международный сертификат управления качеством на основе принципов ХАССП. Высокое качество продукции ОАО «Акконд» неоднократно было подтверждено наградами престижных российских и международных выставок. Это золотые и платиновые медали «Знак качества XXI века», золотая медаль конкурса «Всероссийская марка качества». В ноябре 2000г. предприятию была присуждена премия Президента Чувашской республики в области качества, в октябре 2005 кондитерская фабрика «АККОНД» награждена премией Правительства Российской Федерации в области качества.                                                                                                                 Таким образом, благодаря прогрессивным технологиям, современному оборудованию, высокому профессионализму и ответственности сотрудников, кондитерская фабрика «АККОНД» является одним из лидеров кондитерского рынка – производителем качественной продукции мирового стандарта.[6]

 

2.2. Анализ динамики и состава прибыли

 

 

 

Показатель

2010

2009

Абсолютное отклонение

наименование

Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

2620680

1869850

75830

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2000275

1475637

524638

Валовая прибыль

620405

394213

226192

Коммерческие расходы

47363

35923

11440

Управленческие расходы

-

-

 

Прибыль (убыток) от продаж

           573042

358290

214752

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

          5984

11231

-5247

Проценты к уплате

461

        -

461

Доходы от участия в других организациях

-

-

        -  

Прочие доходы

19033

10867

8157

Прочие расходы

35336

33363

1973

 Прибыль (убыток) до налогообложения

562262

347025

215237

Отложенные налоговые активы

30

1068

-1038

Отложенные налоговые обязательства

13128

4625

8503

Текущий налог на прибыль

119380

81215

38165

Прочие расходы

  -

     795

795

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

429724

263048

166676

Постоянные налоговые обязательства (активы)

2136

1490

     646

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

-

-

        -

 

Предприятие не имеет просроченной задолженности по всем видам платежей.

Налоги и платежи в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в отчетном году уплачивались в полном объеме и в установленные сроки.

              В 2010 году ОАО «АККОНД» получило 562 млн. руб. прибыли, что на 215 млн. руб. больше, чем в 2009 году.

              95 % полученной прибыли составляет прибыль от реализации кондитерских изделий;

              1 % - хранение свободных денежных средств;

              3 % - от операций с валютой.

Заработанная прибыль обеспечила финансовую устойчивость предприятия:

              - стоимость активов предприятия за отчетный год возросла на 448 млн. руб.,

          в том числе:   

- за счет прибыли – 430 млн.руб.

- за счет отложенных налоговых обязательств – 13 млн.руб.

-  за счет кредита банка – 5 млн. руб;

- коэффициент собственности составил 0,9;

- коэффициент текущей ликвидности 4,1.

              Объем реализации кондитерских изделий к уровню прошлого года составил 111%.

Кондитерские изделия поставляются во многие регионы Российской Федерации:

              Чувашия – 40 %;

              Москва и Московская область – 10 %;

           Новосибирская область –10 %;

          Краснодарский край – 7 %;

           Мари-Эл – 3%;

              Челябинская обл. – 3 %;             

Реализация продукции на экспорт составила  4 %.

              Индекс цен на кондитерские изделия к прошлому году составил 1,28.  Средняя цена на кондитерские изделия в 2010 году составила 75,19 руб., а в 2009 году – 58,9 руб. за 1 кг.

          В 2010 году выпуск кондитерских изделий составил 34 758 тонн, за 2009 год – 30 975 тонн. Объем производства в натуральном выражении увеличился на 12,2 % к уровню прошлого года.

              Выпуск товарной продукции в действующих ценах за 2010 год составил 2 625 млн. руб., за 2009 год – 1 827 млн. руб.

              Товарная продукция прошлого года в действующих ценах увеличилась на 43,7 %, в сопоставимых ценах – на 19,1 %.

              Рентабельность производства кондитерских изделий в 2010 году составила 28,6 %, в 2009 г. – 24 %.

              Степень использования производственной мощности в целом по предприятию за 2010 год составила 83,2 %.

              Низкая степень использования производственной мощности:

            - линия сбивных конфет (КШЦ) – 81,1%

            - линия десертов (сбивных, кремовых) – 53,0%

            - линия конфет отливных (тоффи) – 49,0%

            - линия конфет № 5 (2-х слойные) – 42,7%

            - линия бисквитных вафель (Амбрель) – 42,2%

            - линия десертов (пористые) – 13,5%.

              Неполное использование производственных мощностей привело к снижению объема выпуска продукции, росту ее себестоимости, увеличились постоянные расходы на единицу продукции.

              Резервы для увеличения объемов производства имеются. Основная причина низкого темпа производства – низкий потребительский спрос на продукцию.

              На 1 января 2010 года первоначальная стоимость основных средств составила 1 249 млн. руб. Введено в 2009 г. основных средств на сумму 283 млн. руб. Ввод основных средств осуществлен за счет собственных источников.

           В 2009 году предприятием  получена льгота на имущество 4 427 тыс.руб., налог на прибыль – 3 700 тыс.руб.[7]

                                                                     

                                                       

2.3 Оценка конкурентоспособности

 

Основной хозяйственной деятельностью ОАО «АККОНД» является производство и реализация кондитерских изделий. Основную часть оборота общества составляет продажа собственной кондитерской продукции. 

Для определения конкурентоспособности  «АККОНД» было проведено анкетирование 100 человек в возрасте от 15 до 47 лет. Каждому опрошенному было задано 7 вопросов связанных с деятельностью компании «Акконд» и её конкурентов «СладКо» и «Красный октябрь». Большинство опрошенных любят сладкое- это составляет 80% , для 59% важно, что бы продукция было произведена в нашем регионе. Для опрошенных необходимо, что бы продукт обладал следующими характеристиками: приемлемые цены (94%), натуральные ингредиенты в составе (87%), хорошие вкусовые качества (92%), дизайн упаковки (66%), оригинальность продукции (51%), качество продукции (100%),

известность компании (72%). Все участники анкетирования знакомы с компанией «Акконд», большинство из них любят продукцию этого предприятия (83%). 95% опрошенных чувствуют разницу между компанией «Акконд» и её конкурентами «СладКо» и «Красный октябрь», и 62% предпочитают продукцию компании «Акконд». По результатам опроса видно, что кондитерские изделия этой компании пользуются спросом, она зарекомендовала себя как поставщик продукции высокого качества. Продукция общества удовлетворяет потребности покупателей .

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции