Методы оценки конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимых на предприятии ООО «Строй сам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Строй сам» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности организации.
2. Характеристика экономического положения ООО «Строй сам».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………….7
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности………………………….7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………14
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия……….18
1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия………………27
2 Практическая глава. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Строй сам»……………………………………………………………………………………….31
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Строй сам» г.Саратов………………………………………………………………………………….31
2.2 Сравнительный анализ конкурентов………………………………………...40
2.3 SWOT – анализ предприятия ООО «Строй сам»…………………………...45
2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам»………………………………………………………………………………50
2.4.1 Разработка стратегии развития ООО «Строй сам»……………………….50
2.4.2 Совершенствование системы управления запасами……………………...52
2.4.3 Внедрение специализированного программного обеспечения…………..57
Заключение………………………………………………………………………...61
Глоссарий………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………….67
Приложение А……………………………………………………………………..70
Приложение Б……………………………………………………………………..71
Приложение В……………………………………………………………………..72
Приложение Г……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Методы оценки конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимых на предприятии (организации, фирме).doc

— 3.03 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….4

1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………….7

1.1 Сущность конкуренции  и конкурентоспособности………………………….7

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………14

1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия……….18

1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия………………27

2 Практическая глава. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Строй сам»……………………………………………………………………………………….31

2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Строй сам» г.Саратов………………………………………………………………………………….31

2.2 Сравнительный анализ конкурентов………………………………………...40

2.3 SWOT – анализ предприятия ООО «Строй сам»…………………………...45

2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам»………………………………………………………………………………50

2.4.1 Разработка стратегии развития ООО «Строй сам»……………………….50

2.4.2 Совершенствование системы управления запасами……………………...52

2.4.3 Внедрение специализированного программного обеспечения…………..57

Заключение………………………………………………………………………...61

Глоссарий………………………………………………………………………….64

Список использованной литературы…………………………………………….67

Приложение А……………………………………………………………………..70

Приложение Б……………………………………………………………………..71

Приложение В……………………………………………………………………..72

Приложение Г……………………………………………………………………..73

 

Введение

 

Функционирование предприятий  невозможно само по себе без учёта  деятельности конкурентов, которые  являются звеньями одной цепи –  экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной мере  выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства; 

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.

Контроль за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых  и правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.

Лишь выявив слабые и  сильные стороны конкурентов, можно  правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что все  предприятия и организации в  большей или меньшей степени  сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ООО «Строй сам», занимающееся оптовой и розничной торговлей стройматериалами и инструментами.

Предметом исследования является конкурентоспособность рассматриваемого предприятия.

Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Строй сам» и обоснование их экономической эффективности.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности организации.

2. Характеристика экономического положения ООО «Строй сам».

3. Анализ конкурентоспособности ООО «Строй сам».

4. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам».

5. Обоснование экономической целесообразности внедрения предлагаемых мероприятий.

Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности ООО «Строй сам» – коэффициентный метод, методы факторного, сравнительного анализа (методы вертикального и горизонтального анализа), табличный и графический методы, метод экспертных оценок.

Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие  нуждам рынка и потребителей. Поэтому  так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту  функционирования предприятия, как  его конкурентоспособность.

Практическая значимость результатов исследования заключается  в возможности их использования  в работе ООО «Строй сам».

 

1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

 

1.1 Сущность  конкуренции и конкурентоспособности

 

В экономической и научной литературе встречаются три подхода к определению конкуренции (изначально слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»). Первый вариант определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.[5]

Конкуренция хотя и в  различной интерпретации, но все  же определяется как соперничество экономических субъектов, поэтому конкуренция – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.

Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.[4, С.277-279]

Именно конкуренция:

- оживляет рынок

- заставляет предприятия  и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;

- заставляет при вступлении  в ту или иную отрасль новых  фирм расширять производство  и снижать цены продукта до  уровня, соответствующего издержкам  производства;

- заставляет фирмы  переходить на самые эффективные технологии производства;

- обеспечивает обстановку, способствующую техническому и  общественному прогрессу. [4, С.16-17]

Борьба за экономическое  выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

- на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;

- рынок характеризуется продуктовой однородностью, т. е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

- покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;

- должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;

- производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, т. е. должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.

Очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из ранее рассмотренных.

В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся  к рынкам - несовершенной конкуренции.

Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена на рисунке 1.1.

 


 

 

 

Рисунок 1.1 - Типы рынков несовершенной конкуренции

 

Как мы видим из рисунка, классификационных признака два:

- количество продавцов на рынке;

-дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.

Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.

Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.

Деятельность чистых или почти чистых монополистов (например, РАО «ЕЭС Россия») обычно регулируется государством. В этом случае государство стремится обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды.

Негативные последствия  чистой монополии проявляются в том, что у предприятия-монополиста отсутствуют необходимые внешние стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции.

Олигополистическая конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию. Для олигополии характерны следующие черты:

- Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;

- Небольшое число продавцов;

- Существуют значительные  барьеры входа и выхода;

- Прибыль экономических  агентов в долгосрочном периоде  отлична от нуля;

- Продаваемый товар  может быть как дифференцированным  так и однородным.

Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов.

Информация о работе Методы оценки конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимых на предприятии ООО «Строй сам»