Методы оценки конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимых на предприятии ООО «Строй сам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Строй сам» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности организации.
2. Характеристика экономического положения ООО «Строй сам».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………….7
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности………………………….7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………14
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия……….18
1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия………………27
2 Практическая глава. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Строй сам»……………………………………………………………………………………….31
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Строй сам» г.Саратов………………………………………………………………………………….31
2.2 Сравнительный анализ конкурентов………………………………………...40
2.3 SWOT – анализ предприятия ООО «Строй сам»…………………………...45
2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам»………………………………………………………………………………50
2.4.1 Разработка стратегии развития ООО «Строй сам»……………………….50
2.4.2 Совершенствование системы управления запасами……………………...52
2.4.3 Внедрение специализированного программного обеспечения…………..57
Заключение………………………………………………………………………...61
Глоссарий………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………….67
Приложение А……………………………………………………………………..70
Приложение Б……………………………………………………………………..71
Приложение В……………………………………………………………………..72
Приложение Г……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Методы оценки конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимых на предприятии (организации, фирме).doc

— 3.03 Мб (Скачать)

 

Проведенный АВС-анализ реализованной в 2011 году продукции позволяет сделать вывод о том, что 73,2% товарооборота ООО «Строй сам» приходится всего на 6 товарных групп (пиломатериалы, сантехника, крепеж, полиэтиленовые пленки, лакокрасочные материалы и электроинструмент). Удельный вес категории В к общему объему реализации составил 19,2% и С – 7,6%. Из этого следует, что основное внимание при управлении запасами в ООО «Строй сам» должно уделяться продукции категории А, на которую приходятся основные инвестиционные затраты, и поэтому запасы товарных групп именно данной категории в наибольшей степени подходят для применения количественных приемов. В отношении категории В также могут использоваться количественные методы, однако не столь подробные, как методы, применяемые для категории А.

На практике считается  нормальным, что на 10-15% хранимых запасов  приходится 70-80% общих расходов на закупки. Если рассмотреть ситуацию с другой стороны, то на 70-80% хранимых ценностей  приходится около 10% общих затрат. Поэтому  управление затратами на закупки становится гораздо более легким, если основное внимание уделять относительной небольшой части запаса.

Используем методику управления товарными запасами ООО «Строй сам» для одной товарной позиции, входящей в группу «Пиломатериалы» из категории А – ламинированной влагостойкой фанеры ЛБФФ 1220х2440 мм (Россия).

Исчисление оптимального размера заказа основывается на составлении  таблицы расчета ожидаемой стоимости  партии при ее альтернативных размерах. Для ее составления используем следующую информацию, полученную из данных управленческого учета:

- объем реализации  фанеры – 900 листов;

- стоимость 1 листа  фанеры – 1 340 руб.;

- стоимость хранения  одного листа фанеры – 15% от  стоимости, т.е. 201 руб. (1 340 х 0,15);

- расходы по оформлению одного заказ – 2 750 руб.

Таблица совокупной стоимости  заказов различной величины будет  выглядеть следующим образом (см. Таблицу 2.17).

В соответствии с произведенными расчетами, оптимальным является заказ  размером 150 листов, поскольку в сравнении  с другими альтернативами оформление заказа в данном объеме и его последующее хранение потребует от ООО «Строй сам» минимальных затрат (31 575 руб.).

Таблица 2.17 – Расчет оптимальной величины закупаемой партии

Показатели

Альтернативы размера заказа, кол-во листов

100

150

300

600

900

1. Средний размер запаса*

50

75

150

300

450

2. Количество заказов, обеспечивающее  необходимую потребность в товаре**

9

6

3

2

1

3. Годовая стоимость хранения  запаса (п.1 х 201 руб.***)

10050

15075

30150

60300

90450

4. Годовая стоимость оформления запаса (п.2 х 2 750 руб.****)

24750

16500

8250

5500

2750

5. Совокупные расходы по оформлению  и хранению заказа (п. 3 + п.4)

34800

31575

38400

65800

93200

* При условии равномерной реализации  товара средний размер запаса (п.1) равен половине размера заказанной партии товара.

** Рассчитывается путем деления  необходимого количество товара (900 листов фанеры) на размер заказа.

*** 201 руб. – стоимость хранения  одного листа фанеры.

**** 2 750 руб. – расходы на оформление одного заказа.


 

В настоящее время  ламинированная фанера закупается 2 раза в год партиями 600 листов. Как показали расчеты, совокупные расходы по оформлению и хранению заказа составляют 65 800 руб. Следовательно, при изменении размера закупаемой партии и закупке фанеры 6 раз в год фирма получит экономию в размере

 

Э = 65 800 – 31 575 = 34 225 руб.

 

Учитывая, что рассмотренная  методика управления запасами может  быть применена к целому ряду товарных позиций, входящих в категорию А, экономический эффект от данного  мероприятия для ООО «Строй сам» может быть значительно большим.

 

 

 

2.4.3 Внедрение специализированного программного обеспечения

 

Одним из мероприятий  повышения конкурентоспособности ООО «Строй сам» является внедрение специализированного программного обеспечения. Исходя из этого, необходимо определить какое программное обеспечение использовать. Существуют несколько вариантов:

- создать собственное программное обеспечение;

- купить лицензионное программное обеспечение;

- воспользоваться нелицензионным программным обеспечением.

Для выбора наиболее оптимального решения необходимо выделить преимущества и недостатки каждого (см. Приложение Г).

Как видно из таблицы, наилучшим является решение о  покупке лицензионной системы, поскольку, несмотря на ее относительно высокую стоимость, организация получает больше выгод, нежели при применении какой-либо другой системы.

В рамках используемого на предприятии ООО «Строй сам» программного продукта «1С:Предприятие – 6.0 Проф» ведение комплексного аналитического учета становится не возможным.

Рекомендуется внедрение  программы «1С:Предприятие v 7.7», а также программного комплекса «Управление оборотными активами», являющегося дополнением к данной программе, разработанного Центральной консультационной службой по налогам Саратовской области (ООО «ЦКС-Развитие») (см. Приложение Д).

Преимущества программного продукта и выгоды, получаемые при его внедрении:

- универсальность, гибкость, достаточность и легкость в освоении;

- внедрение программного  обеспечения, исходя из величины  организации, особенностей ее деятельности;

- оптимизация процесса оперативного учета и контроля за показателями, характеризующими деятельность предприятия и выявление их динамики; - на основе ранжирования товарных запасов в программе появляется возможность разделения классов заказов по рискам (высокий, средний, низкий) (см. Таблицу 2.18):

 

Таблица 2.18 - Разделение классов товарных заказов по рискам

№ п/п

Уровень риска

Категории продукции

1

Низкий

A

2

Средний

B

3

Высокий

C


 

В категорию А войдет продукция с наибольшим удельным весом от общей реализации (около 70-80%), далее формируется категория В (около 10-20%), оставшаяся часть входит в категорию С;

- программа повышает степень детализации существующей на предприятии ООО «Строй сам» информации, дает возможность получения частных показателей по каждому отдельному виду оборотных активов, повышает точность и своевременность получения сведений о состоянии основных показателей по управлению оборотными активами;

- позволяет экономить  время вследствие автоматизации  рутинных операций;

- повышает эффективность  работы персонала.

 

Таблица 2.19 – Данные для расчета экономического эффекта

Статьи затрат

Сумма

1

Затраты на внедрение«1С:Предприятие v 7.7» З1 , руб.

Затраты на внедрение «Управление оборотными активами» З2 , руб

 

7200

2

Затраты времени на поиск и обработку  документов (годовые), ч:

 — до внедрения  мероприятия

— после внедрения мероприятия

280

120

3

Среднечасовая заработная плата работников ЗП, руб.

220,24

4

ЕСН, %

34

5

Амортизационные отчисления, %

7

6

Стоимость услуг сторонних организаций (Миг Аудит, Альтаир)», руб. в год

0


Рассчитаем эффект от внедрения программы «1С: Предприятие v 7.7» «Управление оборотными активами».

Программу «1С: Предприятие v 7.7» предложено внедрить на 4 рабочих места, а именно: главного бухгалтера, бухгалтера, старшего товароведа, товароведа, «Управление оборотными активами» на рабочее место старшего товароведа. Данные для расчета эффекта представлены в таблице 2.19.

Для расчета экономической  эффективности проекта используем формулу (2.2):

 

Э = Эфзп + Эотч. +Зст. орг. – (En х З) – А                                   (2.2),

 

где Эфзп – относительная экономия фонда заработной платы, руб.,

Эотч. – экономия по отчислениям, руб.

Зст. орг. – сокращение затрат на услуги сторонних организаций.

En – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15,

З – затраты на внедрение, руб.,

А – увеличение амортизационных  отчислений, руб.

Относительная экономия фонда заработной платы определяется по формуле (2.3):

 

Эфзп = Эрв х ЗП                     (2.3),

 

где Эрв – экономия рабочего времени, час.

ЗП – среднечасовая  заработная плата работников, руб.

Экономия рабочего времени составит:

(280 – 120) * 4 = 640 час.

 

Относительная экономия фонда заработной платы

 

640 * 220,24 = 140 953,6 руб.;

Экономия по отчислениям:

140 953,6 * 0,26 = 36 647,94 руб.;

Увеличение амортизационных отчислений:

 

7 200 * 0,07 = 504 руб.;

 

Экономический эффект:

 

Э = 140 953,6 + 36 647,94 – 504 – (0,15 * 7200) = 176 017,54 руб.

 

Таким образом, мероприятие  по внедрению, программы «1С:Предприятие v 7.7» и программного комплекса «Управление оборотными активами», являющегося дополнением к данной программе является экономически выгодным и целесообразным для данного предприятия.

 

 

Заключение

 

В условиях динамично  развивающейся конкурентной среды  необходимо проводить анализ конкурентоспособности  своего предприятия на фоне других представителей данного сектора  рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Исходя из этого, проведение данного анализа является жизненно необходимой составляющей каждого предприятия, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся не завидное положение можно прийти к банкротству.

Целью данной бакалаврской работы являлась разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Строй сам» и обоснование их экономической эффективности.

По результатам исследования ООО «Строй сам» были получены следующие выводы:

1. ООО «Строй сам» является довольно конкурентоспособной организацией, неплохо функционирующей на рынке, но не занимает лидирующих позиций.

2. Недостаточная компетентность руководства в области маркетинга. Определение новых рынков сбыта, новых потребителей продукции, проведение исследований рынка, повышение конкурентоспособности организации выполняется интуитивно, разрозненно и не согласованно.

3. В целом предприятие  работает достаточно стабильно, капитал предприятия на протяжении всего анализируемого периода приблизительно на 80% состоит из собственных средств, при этом к 2011 году их доля выросла до 86,45%.

4. Следует отметить и то, что предприятие не прибегает к долгосрочному заемному финансированию своей деятельности, ограничиваясь краткосрочными кредитами и займами и кредиторской задолженностью, следовательно, инвестиции в дальнейшее развитии фирмы осуществляются за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

6. Показатели рентабельности у ООО «Строй сам» за анализируемый период снизились, а в 2011 году деятельность фирмы была нерентабельной, убыток составил 275 тыс.руб.

7. Результаты исследования показали, что эффективность управления товарными запасами очень низкая. Так, несмотря на некоторую положительную динамику, оборачиваемость товарных запасов ООО «Строй сам» в анализируемом периоде не превышает 3 оборотов в год, а длительность одного оборота в 2011 году составила 132,82 дня.

По итогам исследования с целью улучшения финансового  состояния организации и повышения  конкурентоспособности были предложены следующие мероприятия:

- разработка стратегии  организации с целью обеспечения такого положения, которое позволит ей извлекать прибыль в долгосрочной перспективе, несмотря на противодействие различных сил;

- совершенствование системы управления запасами

- внедрение программного комплекса «Управление оборотными активами», являющегося дополнением к типовой конфигурации «1С:Предприятие v 7.7». Внедрение данной программы позволит ООО «Строй сам» существенно улучшить основные показатели работы предприятия.

Поскольку на сегодняшний  день ассортимент реализуемой ООО «Строй сам» продукции включает в себя более 500 наименований, для того, чтобы определить, какой товарной группе (товарной позиции) необходимо уделить основное внимание при планировании и контроле запасов, было предложено использовать метод АВС-анализа. Установка новой конфигурации действующей программы «1С: Предприятие v 7.7» и программного комплекса «Управление оборотными активами» повысит степень детализации существующей на предприятии ООО «Строй сам» системы учета, повысит точность и своевременность получения сведений о состоянии предприятия. (Эффект от внедрения данной программы только по одному из видов отчетов составит 637,5 руб.) Расходы по внедрению программного комплекса по управлению оборотными активами меньше, чем стоимость услуг по проведению анализа с помощью сторонних организаций (Минимальный эффект составит 3 000 руб.)

Информация о работе Методы оценки конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимых на предприятии ООО «Строй сам»