Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:42, дипломная работа
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Строй сам» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности организации.
2. Характеристика экономического положения ООО «Строй сам».
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………….7
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности………………………….7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………14
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия……….18
1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия………………27
2 Практическая глава. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Строй сам»……………………………………………………………………………………….31
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Строй сам» г.Саратов………………………………………………………………………………….31
2.2 Сравнительный анализ конкурентов………………………………………...40
2.3 SWOT – анализ предприятия ООО «Строй сам»…………………………...45
2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам»………………………………………………………………………………50
2.4.1 Разработка стратегии развития ООО «Строй сам»……………………….50
2.4.2 Совершенствование системы управления запасами……………………...52
2.4.3 Внедрение специализированного программного обеспечения…………..57
Заключение………………………………………………………………………...61
Глоссарий………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………….67
Приложение А……………………………………………………………………..70
Приложение Б……………………………………………………………………..71
Приложение В……………………………………………………………………..72
Приложение Г……………………………………………………………………..
Это связано с тем, что в сравнении с базисным 2009 годом конечные финансовые результаты работы фирмы продемонстрировали отрицательную динамику.
Так как по итогам 2011 году организация понесла убытки, ее деятельность в данном отчетном периоде следует оценить как нерентабельную. Показатели 2009 и 2010 года несколько ниже среднеотраслевых.
2.2 Сравнительный анализ конкурентов
Анализ конкурентов был проведен на основе экспертных оценок. В качестве экспертов выступали: представитель поставщика ЗАО «ЧФМК», г. Череповец, генеральный директор магазина «Ассорти» и генеральный директор магазина «Хозяин».
В качестве основных конкурентов были выбраны предприятия: «Ассорти строй», «Хозяин», «Старик-Хоттабыч». Выбор основывается на выделении наиболее крупных на рассматриваемой нише рынка организаций (см. Таблицу 2.7).
Таблица 2.7 – Оценка сравнительных преимуществ (по 5-ти бальной системе: минимальная оценка – 1; максимальная - 5), баллов
Факторы конкурентоспособности |
«Строй сам» |
«Ассорти» |
«Хозяин» |
«Старик-Хоттабыч» |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл | |
1. Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
4 |
2. Качество |
5 |
5 |
5 |
5 |
3. Качество предпродажного |
5 |
5 |
5 |
5 |
4. Гарантийный срок |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Цена |
4 |
4,8 |
2 |
3 |
6.Условия процента скидки с цены |
Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7% |
Скидки пенсионерам. Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7% 4 |
Накопительная система скидок 3%, 5%
3 |
Накопительная система скидок 5%, 10%,20%
4,5 |
7. Каналы сбыта |
4 |
5 |
3 |
4 |
8.Доставка товара клиенту |
1 |
1 |
1 |
1 |
9. Продвижение товара на рынках |
3 |
5 |
2 |
2 |
10. Реклама |
3 |
5 |
2 |
2 |
Общее количество баллов |
39 |
45,8 |
31 |
35,5 |
Лидером рынка является ООО «Ассорти строй».
ООО «Строй сам» отстает от непосредственного лидера на 6,8 баллов. Главными критериями, по которым ООО «Строй сам» уступает лидеру, являются цена, продвижение товара, реклама.
«Старик-Хоттабыч» уступает магазину «Строй сам» 3,5 балла, «Хозяин» - 8 баллов.
Анализ показателей ассортимента товаров показал, что относительно широкий ассортимент строительных материалов представлен в магазинах «Ассорти» и «Строй сам» (более 500 наименований) - данному фактору конкурентоспособности на этих предприятиях присвоено 5 баллов. Хуже выбор в магазине «Старик-Хоттабыч» (350 наименований) - соответственно присвоено 4 балла. В магазине «Хозяин» широта ассортимента строительных материалов низкая и оценена тремя баллами.
Анализ качества предлагаемого ассортимента, анализ качества предпродажного обслуживания и гарантийный срок показали, что во всех четырех магазинах оцениваемая продукция соответствует базовым аналогам, представляющим научно-технические достижения, и выделенным из групп аналогов оцениваемой продукции по следующим показателям: технический уровень, эстетико-эргономический показатель, надежность, экономичность, безопасность, гарантия послепродажного обслуживания.
По такому фактору конкурентоспособности как цена магазин «Строй сам» уступает «Ассорти» 0,8 балла. Оценки конкурирующим предприятиям были выставлены на основе расчета коэффициента уровня цен для каждой фирмы (см. Таблицу 2.8).
Таблица 2.8 – Коэффициент уровня цен конкурирующих фирм
Продукт, реализуемый предприятиями |
Цена за 1штуку, руб. |
Коэффициент уровня цены | ||||||
«Строй сам» |
«Ассор-ти» |
«Старик-Хот-табыч» |
«Хозя-ин» | |||||
«Строй сам» |
«Ассор-ти» |
«Старик-Хот-табыч» |
«Хозя-ин» | |||||
Компакт «Комфорт», Россия |
2000 |
1850 |
2160 |
2280 |
1,032 |
1,116 |
0,956 |
0,906 |
Плитонит А – 25кг, Россия |
300 |
279 |
320 |
365 |
1,073 |
1,154 |
1,006 |
0,882 |
Полиэтиленовая пленка 100 мкр., ширина- 3 м., Россия |
24 |
20 |
26 |
28 |
1 |
1,2 |
0,923 |
0,857 |
Коэффициент уровня цен (КУЦ):
КУЦ = (Цmах + Цmin)/2Цуф, (2.1),
где Цmах, Цmin — соответственно максимальная и минимальная цена товара на рынке;
Цуф— цена товара, установленная фирмой.
Коэффициент показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт.
Одной из причин более высоких цен магазина «Строй сам», по сравнению с основным конкурентом, можно считать отсутствие работы с крупным оптом, так как у предприятия нет склада.
Анализируя систему скидок предоставляемых магазинами, следует отметить, что наиболее привлекательной обладает «Ассорти», за ним следует «Старик-Хоттабыч», далее «Строй сам». Наименее привлекательна система скидок у «Хозяина». Такое конкурентное преимущество как бесплатная доставка товара клиенту отсутствует у всех четырех конкурирующих фирм.
В успешности работы любой организации не малую роль играет реклама, поскольку реклама является одним из способов увеличения объема продаж товаров путем передачи информации о товарах потенциальным покупателям. На основе данных, представленных ООО «Строй сам» можно проследить динамику затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы (см. Таблицу 2.9 и рисунок 2.4).
Таблица 2.9 – Изменения затрат на рекламу, прибыли от рекламы
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
20500 |
5800 |
20500 |
6230 |
48500 |
10580 |
Рисунок 2.4 - Динамика затрат и прибыли от рекламы
На данном этапе затраты на рекламу ООО «Строй сам» в несколько раз превышают приносимую прибыль. Поэтому организации необходимо пересмотреть используемые средства рекламы. Следовательно, данному фактору конкурентоспособности в ООО «Строй сам» присвоено 3 балла. Магазину «Ассорти» присвоено 5 баллов, так как данная фирма ведет активную рекламную компанию, используя более широкий спектр СМИ. «Старик-Хоттабыч» и «Хозяину» присвоено по 2 балла в связи с очень низкой рекламной активностью. Продвижение товара на рынок для ООО «Строй сам» оценено тремя баллами. Одной из причин слабого продвижения товара является отсутствие установленной стратегии предприятия.
Изучим положение
Каждая ось отражает значения восьми исследуемых факторов по четырем рассмотренным организациям. По некоторым параметрам количество баллов совпадает, различия существуют в основном по: продвижению, цене и рекламе.
Рисунок 2.5 – Многоугольник конкурентоспособности
Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что ООО «Строй сам» конкурентоспособная организация.
Однако, необходимо уделить внимание продвижению на рынке, что в свою очередь является следствием непрофессионализма руководства, ценам и рекламе.
Руководство организации должно уделить внимание повышению уровня этих критериев, дабы иметь еще более устойчивую позицию на рынке.
А самое главное, руководству необходимо разработать стратегию и цели развития организации.
2.3 SWOT-анализ предприятия ООО «Строй сам»
Для более глубокого
анализа конкурентоспособности
Таблица 2.10 – SWOT-анализ ООО «Строй сам»
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
|
|
Возможности: |
Угрозы: |
|
|
Таблица SWOT-анализа позволила очередной раз доказать, что в организации ООО «Строй сам» существует достаточное количество проблем, корень которых лежит в недостаточной компетентности руководства и отсутствии установленной стратегии предприятия. В данный момент на рынке сформировалось достаточно большое количество возможностей для развития.
Сопоставим сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами (см. Таблицу 2.11).
Поле «СИВ»:
- широкий ассортимент продукции и хорошая репутация у покупателей позволят получить выгоду за счет использования таких возможностей как увеличение покупательского спроса;
- основываясь на такой
сильной стороне организации,
как стабильная работа с
Таблица 2.11 – Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
Возможности:
|
Угрозы:
| |||
Сильные стороны:
d. Квалифицированный рабочий персонал; e. Хорошая репутация у покупателей |
Поле «СИВ» 1.c, d, e – 1 2.b - 3 |
Поле «СИУ»
| ||
Слабые стороны:
|
Поле «СЛВ»
|
Поле «СЛУ»
|