Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:42, дипломная работа
Целью данной бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Строй сам» и обоснование их экономической эффективности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности организации.
2. Характеристика экономического положения ООО «Строй сам».
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………….7
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности………………………….7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……………14
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия……….18
1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия………………27
2 Практическая глава. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Строй сам»……………………………………………………………………………………….31
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Строй сам» г.Саратов………………………………………………………………………………….31
2.2 Сравнительный анализ конкурентов………………………………………...40
2.3 SWOT – анализ предприятия ООО «Строй сам»…………………………...45
2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам»………………………………………………………………………………50
2.4.1 Разработка стратегии развития ООО «Строй сам»……………………….50
2.4.2 Совершенствование системы управления запасами……………………...52
2.4.3 Внедрение специализированного программного обеспечения…………..57
Заключение………………………………………………………………………...61
Глоссарий………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………….67
Приложение А……………………………………………………………………..70
Приложение Б……………………………………………………………………..71
Приложение В……………………………………………………………………..72
Приложение Г……………………………………………………………………..
Поле «СИУ»:
- существующей конкуренции, а так же возможности появления новых конкурентов можно противопоставить все сильные стороны организации. Наиболее важными в данной ситуации будут: десять лет на рынке, широкий ассортимент продукции, хорошая репутация у покупателей.
Поле «СЛВ»:
- отсутствие установленной
стратегии, целей развития
- снижение показателей рентабельности можно поправить, использовав, практически, все описанные возможности, главными среди них являются: расширение ассортимента товара с целью удовлетворения потребностей покупателя, периодически проводимые семинары;
- слабое управление запасами можно исключить с помощью быстро развивающихся ИТ, а именно предприятию необходимо внедрение специализированного программного обеспечения;
- профессиональную
Поле «СЛУ»:
- организация должна разработать стратегию, которая поможет ей избавиться от слабостей и попытаться преодолеть нависшую над ней угрозу;
- наличие серьезных
существующих и возможность
В таблице 2.12 представлена матрица возможностей.
Исходя из матрицы возможностей, можно сделать вывод: организации необходимо уделить внимание использованию таких возможностей как:
- расширение ассортимента
для удовлетворения больших
- увеличение покупательского спроса;
- периодическое проведение семинаров для персонала фирм;
- развитие рекламных технологий;
- использование ИТ.
Таблица 2.12 - Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей |
Влияние возможности на организацию | |
сильное |
умеренное | |
Высокая |
|
|
Средняя |
|
Из выше перечисленных возможностей, в первую очередь, предприятию следует сконцентрировать внимание на использовании быстро развивающихся информационных технологиях.
Так как на данный момент в рамках используемого на предприятии программного продукта «1С:Предприятие – 6.0 Проф» ведение аналитического учета становится не возможным.
Применение вышеперечисленных возможностей приведет к повышению эффективности деятельности предприятия.
Перечисленным угрозам необходимо уделить особое внимание, так как они составляют большую опасность для организации.
Поскольку устранить их невозможно, в силу специфики отрасли, необходимо разработать ряд мероприятий, которые позволяли бы создать конкурентное преимущество, что создавало бы барьер между ООО «Строй сам» и конкурентами.
В этой ситуации разработанная стратегия предприятия может стать определенным конкурентным преимуществом.
2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Строй сам»
2.4.1 Разработка стратегии развития ООО «Строй сам»
На основании результатов,
полученных при анализе
- разработки стратегии;
- совершенствование системы управления запасами;
- внедрение специализированного программного обеспечения;
Стратегия представляет собой «обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании». Конкурентная стратегия имеет целью обеспечить компании такое положение, которое позволяет ей извлекать прибыль на долгосрочной основе, несмотря на противодействие различных сил.
По результатам проведенного исследования необходимость в разработке стратегии для ООО «Строй сам» является актуальной. На предприятии имеет место недостаточная компетентность руководства в области маркетинга. Определение новых рынков сбыта, новых потребителей продукции, проведение исследований рынка, повышение конкурентоспособности организации выполняется интуитивно, разрозненно и не согласованно.
Стратегия позволит:
- максимально использовать потенциально сильные стороны и создавать новые конкурентные преимущества;
- максимально устранить
слабые стороны с тем, чтобы
использовать привлекательные
-максимально использовать
перспективы, соответствующие
- обеспечить защиту от внешних угроз;
- привлечь новых покупателей.
В рамках разработки стратегии необходимо определить следующие пункты:
- Разработка миссии развития ООО «Строй сам». В течение всего времени существования этой организации руководство не уделяло этому мероприятию должного внимания. Миссию для ООО «Строй сам» можно определить как: «Повышение уровня качества строительных материалов и соответствующей продукции на рынке, формирование у населения хорошего вкуса. Максимальное удовлетворение потребности каждого клиента путем индивидуального подхода и работы с ним только высококвалифицированных специалистов».
- Определение целевой направленности развития предприятия. Данный аспект отражен в таблице 2.13.
Таблица 2.13 – Определение целевой направленности
Ключевые направления |
Цели | |
Стратегическая цель |
Расширение рынка сбыта, путем продажи широкого ассортимента качественных строительных и отделочных материалов при снижении их себестоимости | |
Тактические цели и их достижение |
Повышение
эффективности материально- |
Приобретение складского помещения |
Положение на рынке |
Осуществляет деятельность в условиях чистой конкуренции | |
Инновации |
Внедрение специализированного | |
Сфера ресурсов |
Сотрудничество с постоянными поставщиками: заключение договоров на поставку товара с удовлетворяющими обе стороны условиями | |
Прибыльность |
Повышение уровня продаж с приростом прибыли не менее 25% | |
Управление |
Направленность руководителя на построение профессиональной команды | |
Кадры |
Сохранить персонал организации и повысить его ответственность | |
Социальная ответственность |
Сотрудники работают согласно требованиям Трудового Кодекса РФ |
- Определение основных стратегий (см. Таблицу 2.14)
Стратегическая ориентация организации ООО «Строй сам». Для развития ООО «Строй сам» была выбрана стратегия минимизации издержек, путем совершенствования системы управления запасами и внедрения специализированного программного обеспечения, приобретением складского помещения. Такие новшества позволят повысить эффективность работы и конкурентоспособность организации.
Таблица 2.14 – Определение основных стратегий ООО «Строй сам»
Вид стратегии |
Стратегия |
Обоснование |
Глобальная стратегия |
Стратегия минимизации издержек |
Использование превосходства по издержкам для увеличения доли рынка за счет ценового лидерства или получения дополнительной прибыли |
Корпоративная стратегия |
Стратегия связанной диверсификации |
Расширить потенциальный рынок |
Конкурентная функциональная стратегия |
Оборонительная стратегия |
Ориентация на стабильные реинвестиции для защиты и сохранения своих позиций |
Функциональная стратегия |
Финансово-инвестиционная |
Привлечение капитала |
Социальная стратегия |
Обучение персонала, возможность повышения квалификации |
2.4.2 Совершенствование системы управления запасами
Для ООО «Строй сам» актуальность управления запасами обуславливается результатами проведенного анализа. С целью улучшения управления запасами и повышения их оборачиваемости руководству ООО «Строй сам» необходимо осуществлять планирование и контроль уровня товарных запасов. Для этого нужно определять оптимальный уровень запасов, что предполагает выполнение двух условий:
- запасы должны быть
достаточными для поддержания
товарооборота на
- следует избегать
излишних запасов, вызывающих
необоснованную иммобилизацию
Оптимальная величина запасов находится между этими крайними точками. Планирование оптимальной величины запасов может осуществляться путем построения модели экономически обоснованного размера заказа.
Поскольку на сегодняшний день ассортимент реализуемой ООО «Строй сам» продукции включает в себя более 500 наименований товаров, очевидно, что планирование запасов по каждой из товарных позиций не представляется возможным.
Для того чтобы определить, какой товарной группе (товарной позиции) необходимо уделить основное внимание при планировании и контроле запасов, можно использовать метод АВС-анализа.
Таблица 2.15 - Реализация продукции по товарным группам в 2011 году, тыс.руб.
Товарная группа |
Товарооборот |
Товарная группа |
Товарооборот |
Товарная группа |
Товарооборот |
Пиломатериалы |
4152 |
Напольные покрытия |
549 |
Стеновые материалы |
1201 |
Гидроизоляционные материалы |
446 |
Сантехника |
5456 |
Лакокрасочные материалы |
5112 |
Запорная арматура |
240 |
Двери |
172 |
Электроинструмент |
3328 |
Хозяйственные товары |
1064 |
Крепеж |
4358 |
Тепло- и звукоизоляционные материалы |
1441 |
Садово-огородный инвентарь |
309 |
Строительные смеси |
618 |
Клеевые материалы |
1098 |
Камины и топки |
721 |
Осветительные приборы |
274 |
Слесарно-монтажный инструмент |
377 |
Измерительный инструмент |
309 |
Полиэтиле-новые пленки |
2711 |
Малярный инструмент |
137 |
Металлорежущий инструмент |
240 |
Для этого необходимо определить удельный вес каждой товарной группы в общем объеме реализации, а затем распределить данные товарные группы по трем категориям: А, В и С. В категорию А войдет продукция с наибольшим удельным весом от общей реализации (около 70-80%), далее формируется категория В (около 10-20%), оставшаяся часть входит в категорию С.
Данные об объеме товарооборота по отдельным товарным группам ООО «Строй сам» представлены в таблице 2.15.
Результаты группировки реализуемой продукции представлены в таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Группировка реализованной продукции по категориям А, В и С
Категория А |
Удельный вес, % |
Категория В |
Удельный вес, % |
Категория С |
Удельный вес, % |
Пиломатериалы |
12,1 |
Гидроизоляционные материалы |
1,3 |
Запорная арматура |
0,7 |
Сантехника |
15,9 |
Хозяйственные товары |
3,1 |
Садово-огородный инвентарь |
0,9 |
Крепеж |
12,7 |
Камины и топки |
2,1 |
Измерительный инструмент |
0,9 |
Полиэтиленовые пленки |
7,9 |
Строительные смеси |
1,8 |
Металлорежущий инструмент |
0,7 |
Лакокрасочные материалы |
14,9 |
Тепло- и звукоизоляционные материалы |
4,2 |
Двери |
0,5 |
Электроинструмент |
9,7 |
Клеевые материалы |
3,2 |
Осветительные приборы |
0,8 |
- |
- |
Стеновые материалы |
3,5 |
Малярный инструмент |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
Слесарно-монтажный инструмент |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
Напольные покрытия |
1,6 |
Итого по категории А |
73,2 |
Итого по категории В |
19,2 |
Итого по категории С |
7,6 |