Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ООО «Шанс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 05:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение деятельности предприятия в области конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс» и обоснование направлений по их улучшению.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия;
– рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «Шанс»;

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Сущность конкурентоспособности продукции предприятия
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3 Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия
2 Анализ конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Шанс»
2.3 Анализ ассортимента реализуемой продукции
2.4 Анализ конкурентоспособности продукции
3 Направления по улучшению конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс»
4 Безопасности жизнедеятельности в ООО «Шанс»
4.1 Безопасность на производстве
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Организационная структура управления предприятием
ООО «Шанс»
Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Шанс»
Приложение В Отчет о прибылях и убытках ООО «Шанс»

Файлы: 1 файл

Д.Р..docx

— 277.16 Кб (Скачать)

Д.Р. Конкурентоспособность  продукции предприятия на примере  ООО «Шанс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Выпускная квалификационная работа содержит 108 с., 4 разд., 2 рис., 27 табл., 54 источн., 3 прил.

ТОВАР, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, АССОРТИМЕНТ, ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, УРОВНИ ПРОДАЖ, КАЧЕСТВО.

Объект исследования –  общество с ограниченной ответственностью «Шанс».

Предмет исследования - механизм обеспечения конкурентоспособности  продукции в ООО «Шанс».

Цель исследования - изучение деятельности предприятия в области  конкурентоспособности продукции  в ООО «Шанс» и обоснование направлений по их улучшению.

В процессе исследования было дано определение понятия «конкурентоспособность продукции», рассмотрены теоретические  основы конкурентоспособности продукции  предприятия. Проведен анализ конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс».

Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов по повышению качества и конкурентоспособности продукции предприятия.

Область применения – в  сфере экономике и менеджмента.

Экономическая эффективность  заключается в том, что внедрение  результатов исследования в практику может повысить конкурентоспособность продукции на предприятия.

Выпускная квалификационная работа выполнена в текстовом  редакторе Microsoft Word 2007.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

6

1 Теоретические  основы конкурентоспособности продукции  предприятия

 

9

1.1 Сущность  конкурентоспособности продукции  предприятия

9

1.2 Факторы,  определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг

17

1.3 Методики оценки конкурентоспособности  продукции предприятия

25

2 Анализ конкурентоспособности  продукции в ООО «Шанс»

32

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

32

2.2 Анализ финансовых результатов  деятельности ООО «Шанс»

37

2.3 Анализ ассортимента  реализуемой продукции 

46

2.4 Анализ конкурентоспособности  продукции

53

3 Направления по улучшению  конкурентоспособности продукции  в ООО «Шанс»

 

64

4 Безопасности жизнедеятельности  в ООО «Шанс»

82

4.1 Безопасность на производстве

82

4.2 Безопасность жизнедеятельности  в чрезвычайных ситуациях

93

Заключение

98

Список используемой литературы

101

Приложение А Организационная структура управления предприятием

ООО «Шанс»

 

106

Приложение Б Бухгалтерский  баланс ООО «Шанс»

107

Приложение В Отчет  о прибылях и убытках ООО «Шанс»

108


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики  предприятие ориентируется не на производство, а, прежде всего на сбыт продукции, оно вынуждено осваивать  новые модели коммерческой политики, учиться выживать в условиях жесткой  конкуренции за счет адаптации к  непростой и меняющейся рыночной ситуации, находить способы борьбы с зарубежными конкурентами на внешних  и внутренних рынках. Борьба за потребителя  на внутренних и внешних рынках требует  создания действительно конкурентоспособных  товаров.

Проблема конкурентоспособности  продукции становиться одной  из важнейших. От того, насколько эффективно она будет решена, зависит научно-технический  уровень многих производящих отраслей российской экономики, оказывающего прямое воздействие на благосостояние и  уровень жизни людей. Оценка конкурентоспособности  позволяет оперативно менять свою товарную политику, сокращать виды не пользующихся спросом товаров [15].

Вопросами, посвященными проблеме повышения конкурентоспособности  продукции, занимались многие ученые. Р.А. Фатхутдинов определил конкурентоспособность  как внешние факторы конкурентных преимуществ товара [48]. В работе А. Трубилина конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке [46]. С.Л. Гарбацевич определяет конкурентоспособность продукции ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара [10]. Как отмечает В.М. Ларин, «эффективным методов выявления резервов является организация обратной связи между сферами проектирования, изготовления и эксплуатации».

 Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.  

В рыночной экономике категория  конкурентоспособности является одной  из ключевых, поскольку ее уровень  определят успех или неудачу  в деятельности предприятия, а повышение  конкурентоспособности товара и  как следствие роста его экспорта являются средствами для повышения  уровня жизни населения страны. 

Именно по этой причине  большую актуальность приобретает  исследования в области конкурентоспособности  продукции, поиск путей ее повышения.

Объект исследования –  общество с ограниченной ответственностью «Шанс».

Предмет исследования - механизм обеспечения конкурентоспособности  продукции в ООО «Шанс».

Цель исследования - изучение деятельности предприятия в области  конкурентоспособности продукции  в ООО «Шанс» и обоснование  направлений по их улучшению.

Задачи исследования:

– рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия;

– рассмотреть организационно-экономическую  характеристику ООО «Шанс»;

– провести анализ ассортимента реализуемой продукции;

– провести анализ конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс»;

– предложить направления по улучшению конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс».

В работе использовались такие  методы исследования, как: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.

Практическое значение работы определяется возможностью использования  ее результатов по повышению качества и конкурентоспособности продукции  предприятия.

Методологической основой  послужили теории и концепции, традиционные как для современной западной экономической науки, так и для  современной отечественной.

Информационной базой  выпускной квалификационной работы явились материалы, собранные автором непосредственно в ООО «Шанс»

- данные бухгалтерской  отчетности: форма 1 и форма 2

- плановые и отчетные данные выпуска продукции по ассортименту продукции

- данные конкурентоспособности по  потребительским показателям.               

- данные по уровню продаж: полноте,  широте, устойчивости, рациональности

При написании выпускной  квалификационной работы были использованы материалы, опубликованные ведущими российскими  и зарубежными экономистами, материалы  периодической печати и статистические данные.

Выпускная квалификационная работа выполнена на материалах общества с ограниченной ответственностью ООО  «Шанс», находящегося в г. Биробиджане  ЕАО.

 

 

 

 

 

 

 

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Сущность  конкурентоспособности продукции  предприятия

 

Развитие рыночных отношений  тесно связано с борьбой производителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  максимизации прибыли [38, c. 51].

Рынок представляет собой  ту сферу общественных отношений, где  товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где  выявляется их отклонение от этих требований.

Товар – это главный  объект на рынке. Он имеет стоимость  и потребительскую стоимость (или  ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике [5, c 38].

Товар – точный индикатор  экономической силы и активности производителя. Действительность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного  соперничества товаров в условиях развития механизма, позволяющего выявить  отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной общественной потребности. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью [14, c. 12].

Конкурентоспособность – не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить [53]. Прежде всего – это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

– понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

– прогнозирование поведения и оценка возможностей конкурентов;

– оценка состояния и тенденций развития рынка;

– знание окружающей среды и ее тенденций;

– умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при  котором соблюдаются интересы производителя  и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его  конкурентоспособностью.

Товары должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.).

Каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают  тот товар, который более полно  соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому  степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и  формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом  этапе жизненного цикла изделия  до момента утилизации. В это время  и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность  зависит от степени удовлетворенности  покупателя товаром.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может  меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению  к товару факторов.

В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:

– матричный;

– по сравнительным преимуществам;

– по территории равновесия фирмы и отрасли;

– по методу «профилей» и качеству продукции;

– по рыночным позициям фирмы (структурный и функциональный методы) [16].

Конкурентоспособно изделие  то, которое со всех точек зрения наиболее полно соответствует требованиям  потребителя, поэтому оценочные  показатели, особенно сложных технических  изделий, должны быть всесторонними.

Выход на внешний рынок  всегда предполагает вступление фирмы  в конкурентную борьбу. В условиях насыщенности мировых товарных рынков каждый товар вынужден вести жесткую  борьбу за предпочтение потребителя. Внимательное изучение поведения покупателей  показывает, что в процессе сравнения  и отбора выигрывает тот товар, у  которого отношение полезного эффекта  к затратам на его приобретение и  использование максимально по сравнению  с другими аналогичными товарами. Таким образом, в самом общем  виде условие конкурентоспособности  можно представить в виде формулы (1.1):

 

 

(1.1)


 

где     Р – полезный эффект;

С – затраты на приобретение и использование товара.

Для того чтобы определить конкурентоспособность товара по конкретному  экспортному товару, нужно сравнивать его с другими представленными  на рынке товарами, что в свою очередь, предполагает ряд исследований и расчетов  [42].

Конкурентоспособность товара – это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке.

Кроме того, конкурентоспособность – это сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления [25].

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ООО «Шанс»