Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ООО «Шанс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 05:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение деятельности предприятия в области конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс» и обоснование направлений по их улучшению.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия;
– рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «Шанс»;

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия
1.1 Сущность конкурентоспособности продукции предприятия
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3 Методики оценки конкурентоспособности продукции предприятия
2 Анализ конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Шанс»
2.3 Анализ ассортимента реализуемой продукции
2.4 Анализ конкурентоспособности продукции
3 Направления по улучшению конкурентоспособности продукции в ООО «Шанс»
4 Безопасности жизнедеятельности в ООО «Шанс»
4.1 Безопасность на производстве
4.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Организационная структура управления предприятием
ООО «Шанс»
Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Шанс»
Приложение В Отчет о прибылях и убытках ООО «Шанс»

Файлы: 1 файл

Д.Р..docx

— 277.16 Кб (Скачать)

Существует множество определений конкурентоспособности товара. Так в работе А. Трубилина конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке [46, c. 39].

Конкурентоспособность товара, по мнению Г.Л. Багиева – совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию [5] .

И.Б. Гурков определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [17] .

В работе С.Л. Гарбацевича конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя [10, c. 5].

Однако в данном определении  неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.

Наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции  является определение А.В. Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации [37].

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме  того, один и тот же продукт может  быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Конкурентоспособность товара - это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного  товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и  той же общественной потребности, а  во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами  понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с  приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении  или использовании [40].

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

– полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

– определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

– конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Параметры конкурентоспособности  продукции подразделяются на:

– нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству);

– технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.);

– экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления);

– организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и прочие) [8].

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, т.е. не учитывая издержек на его  производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя - это его способность сохранять  и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как  по отношению к качественным характеристикам  продукции, так и по отношению  к производителям-конкурентам.

Обеспечению конкурентоспособности  предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые  рынки сбыта, реорганизацией организационной  структуры, модификацией и освоением  новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой  политикой.

Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности  товара и предприятия имеют и  существенные различия:

– конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;

– конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;

– анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - прерогатива потребителя.

По своей структуре  конкурентоспособность предприятия  значительно сложнее конкурентоспособности  продукции, поскольку объект ее приложения – вся производственно-экономическая деятельность предприятия.

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них  предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель  и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя.

Конкурентоспособность продукции  тесно привязана к конкретному  рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям  строго определенных групп потребителей. Так, чрезмерная погоня за «излишним» качеством может сделать товар недосягаемым для тех групп потребителей, для которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему «необходимый» уровень конкурентоспособности. В ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый высокий технический уровень. С другой стороны, на практике нередки случаи, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым стандартам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для  всех товаров к их выполнению. Это  нормативные параметры, которые  устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными  стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей  данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может  быть выведен на рынок.

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен  и выражает, и прежде всего, стратегию  продаж, достижения их безусловной  рентабельности.

Рентабельность его собственной  деятельности – основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оценивается как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Конкурентоспособный товар, как правило, может производить  только конкурентоспособное предприятие, а для такого предприятия нужны  определенные условия, характеризуемые  как конкурентоспособность страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимостей давно замечена и внимательно изучается в маркетинге.

Таким образом, конкурентоспособность  с точки зрения потребителя - это  более высокое по сравнению с  аналогами-заменителями соотношение  современных качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента.

Сточки зрения производителя  конкурентоспособность продукции - это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.

1.2 Факторы,  определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг

 

Рассмотрим факторы конкурентоспособности  продукции как основной составляющей конкурентоспособности организации.

П.С. Завьялов конкурентоспособность продукции определяет с помощью следующих факторов: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Итоговым критерием конкурентоспособности продукции является доля рынка, занимаемая данной продукцией [19] .

О. Каплина, Д. Зайченко основными факторами, определяющими конкурентоспособность товара, называют качество и цену. Условия приобретения, упаковка, реклама, имидж, товарная марка, до- и послепродажное обслуживание товара представляют собой маркетинговое свойство товара. В свою очередь, микро- и макровнешняя среда, внутренние факторы и среда взаимодействия предприятия оказывают влияние на перечисленные свойства товара [27, c. 48].

С. Фокин отмечает, что товарная конкурентоспособность зависит от множества разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цены и качество.

Производительность – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности [44] .

Анализируя различные  подходы к перечню и классификации  факторов, можно сказать, что в  настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна. Поэтому  большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности  за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

Опыт зарубежных стран показывает, что рост продуктивности в условиях ограниченности ресурсов достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности.

Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

– качество товаров и услуг;

– цена товаров и услуг;

– уровень квалификации персонала и менеджмента;

– технологический уровень производства;

– доступность источников финансирования;

– насыщенность рынка, спрос и предложение.

Качество товаров и  услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество.

Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические, технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере ООО «Шанс»