Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.
В рамках поставленных цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить понятие конкурентоспособности продукции как экономической категории и ее показатели;
проанализировать состояние оценки конкурентоспособности продукции в ОАО «Акконд» ;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ
1.1 Понятие конкуренция, её виды…….……………………………............5
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………..……9
1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции ……….………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД»
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………..18
2.2. Анализ динамики и состава прибыли…………………...…………….20
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»…………………………………………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….…………………………….33
Экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».
По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.
В качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия можно считать эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента.[3]
Конкурентоспособности предприятия это совокупности характеристик, включающих в себя:
1) захваченную предприятием долю рынка;
2) способность предприятия к производству, сбыту и развитию;
3) способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.
Экономист М.О.Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «…относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Но, такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть.
Необходимо рассмотреть отличия характеристик конкурентоспособности предприятия от аналогичной характеристики товара. Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к предприятию их, по крайней мере два.
Первое отличие в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.
Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.
Ермолов М.О. приводит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации.
Соотношение основных категорий конкурентоспособности на различных уровнях хозяйствования можно представить следующим образом:
Рис.1. Соотношение понятий конкурентоспособности страны, предприятия и товара
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что под конкурентоспособностью предприятия можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.
Можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции является основным результатом реализации конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.[4]
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.
Конкурентоспособность товара и предприятия можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью.
Для оценки конкурентоспособности продукции и предприятия можно использовать аналитические и графические методы оценки. Аналитические методы:
Модель Розенберга;
Анкетирование
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
Модель с идеальной точкой;
Графические методы оценки конкурентоспособности включают:
Матрица БКГ;
Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
Матрица Портера.
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.
Она выражается формулой:
Аj = j Iij, (1)
где Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);
Vj — важность мотива для потребителя;
Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.
При проведении анкетирование учитывается только мнение потребителя, и на основе результатов определяется предпочтения покупателей.
Минусы этого метода субъективность ответов, поэтому результаты опроса не могут быть 100% объективными.
При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
Qi = , (2)
где Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi — величина i-го параметра товара;
Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.
Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности:
К = , (3)
где n — число оцениваемых параметров;
αi — вес i-го параметра.
Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу.
К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:
Qj = k |Bjk – Ik|r , (4)
где Qj — оценка потребителями марки j;
Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);
Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.
Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:
B0i = , (5)
где М0 — объем продаж данного товара за определенный период;
М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.
Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.
В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами»
Рис. 1. Матрица Бостонской консалтинговой группы
Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции.
| Высокая |
|
|
|
Привлекательность рынка | Средняя |
|
|
|
| Низкая |
|
|
|
|
| Малые | Средние | Большие |
|
| Преимущества по отношению к конкурентам |
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции