Конкурентоспособность предприятия и продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.
В рамках поставленных цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить понятие конкурентоспособности продукции как экономической категории и ее показатели;
проанализировать состояние оценки конкурентоспособности продукции в ОАО «Акконд» ;
разработать предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЩИЕ
1.1 Понятие конкуренция, её виды…….……………………………............5
1.2. Конкурентоспособность продукции и предприятия……………..……9
1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции ……….………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АККОНД»
2.1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции …………..18
2.2. Анализ динамики и состава прибыли…………………...…………….20
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..……….23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Методы повышения конкурентоспособности предприятия и продукции ОАО «Акконд»…………………………………………………...….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….…………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.

В качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия можно считать эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента.[3]

Конкурентоспособности предприятия это совокупности характеристик, включающих в себя:

1)         захваченную предприятием долю рынка;

2)         способность предприятия к производству, сбыту и развитию;

3)         способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

Экономист М.О.Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «…относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Но, такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть.

Необходимо рассмотреть отличия характеристик конкурентоспособности предприятия от аналогичной характеристики товара. Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к предприятию их, по крайней мере два.

Первое отличие в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.

Ермолов М.О. приводит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации.

Соотношение основных категорий конкурентоспособности на различных уровнях хозяйствования можно представить следующим образом:

 

 

 

 

Рис.1. Соотношение понятий конкурентоспособности страны, предприятия и товара

 

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что под конкурентоспособностью предприятия можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции является основным результатом реализации конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.[4]

 

1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции.

 

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.

Конкурентоспособность товара и предприятия можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью.

Для оценки конкурентоспособности продукции и предприятия можно использовать аналитические и графические методы оценки. Аналитические методы:

     Модель Розенберга;

     Анкетирование

     Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;

     Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;

     Модель с идеальной точкой;

Графические методы оценки конкурентоспособности включают:

     Матрица БКГ;

     Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;

     Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.

Она выражается формулой:

Аj =   j  Iij,                                              (1)

где  Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

При проведении анкетирование учитывается только мнение потребителя, и на основе результатов определяется предпочтения покупателей.

Минусы этого метода субъективность ответов, поэтому результаты опроса не могут быть 100% объективными.

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

Qi = ,                                             (2)

где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi — величина i-го параметра товара;

Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности:

К = ,                                              (3)

где    n — число оцениваемых параметров;

αi — вес i-го параметра.

Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу.

К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

Qj = k |Bjk – Ik|r ,                                             (4)

где    Qj — оценка потребителями марки j;

Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i­ оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

B0i­ = ,                                              (5)

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами»

Рис. 1. Матрица Бостонской консалтинговой группы

 

Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции.

 

Высокая

 

 

 

Привлекательность рынка

Средняя

 

 

 

 

Низкая

 

 

 

 

 

Малые

Средние

Большие

 

 

Преимущества по отношению к конкурентам

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и продукции