Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – исследовать проблемы качества и конкурентоспособности продукции, разработать рекомендации по совершенствованию производства при наименьших затратах. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) провести анализ производственно - хозяйственной деятельности ЗАО «Стальмонтаж»;
2) охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду функционирования организации;
3) определить направления и предложить мероприятия по повышению

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы качества и конкурентоспособности
продукции предприятия 5
1.1 Сущность понятий качества и конкурентоспособности 5
1.2 Отличительные признаки качества и конкурентоспособности
продукции 10
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности
продукции в рыночных условиях 14
2 Характеристика производственно – экономической деятельности
предприятия 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Система менеджмента качества на предприятии 21
3 Предложения по совершенствованию системы качества и конкурентно-
способности продукции на предприятии 35
Заключение 38
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - экономика предприятия 2й курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)


Академия труда и  социальных отношений

Курганский филиал

Социально-экономический  факультет

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Экономика предприятия»

 

на тему: «Качество и конкурентоспособность  продукции  

предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности»

 

 

 

 

Курган – 2007

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3     

1 Теоретические основы качества и конкурентоспособности

продукции предприятия                                                                                       5

   1.1 Сущность понятий  качества и конкурентоспособности                          5 

   1.2 Отличительные признаки качества и конкурентоспособности

продукции                                                                                                              10

   1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности

продукции в рыночных условиях                                                                        14                  

2 Характеристика производственно – экономической деятельности

предприятия                                                                                                           19

   2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

   2.2 Система менеджмента качества на предприятии                                      21

3 Предложения по совершенствованию системы качества и конкурентно-

способности продукции  на предприятии                                                            35

Заключение                                                                                                             38

Список использованных источников                                                                   42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема качества и  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  любой страны, практически любого потребителя.

Объективный  фактор, объясняющий  многие глубинные причины  наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, — это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Объектом нашего исследования будет предприятие ЗАО «Стальмонтаж». Здесь определим его организационно – экономическую характеристику, рассмотрим систему менеджмента качества на предприятии, изучим влияние отдельных факторов на результативность производства, а так же разработаем и обоснуем предложения по увеличению объёмов производства и его оптимизации, рациональному использованию ресурсов, улучшению качества, сокращению потерь, минимизации издержек производства, росту производительности труда.

Предмет исследования –  качество и конкурентоспособность  продукции, влияющие на конечные результаты организации.

Цель нашей  курсовой – исследовать  проблемы качества и конкурентоспособности продукции, разработать рекомендации по совершенствованию производства при наименьших затратах. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) провести анализ  производственно - хозяйственной  деятельности ЗАО «Стальмонтаж»;

2) охарактеризовать внешнюю  и внутреннюю среду функционирования  организации; 

3) определить направления  и предложить мероприятия по  повышению 

эффективности управления качеством и конкурентоспособностью продукции организации.

А так же мы познакомимся с опытом передовых стран, у которых предприятия в условиях жесткой конкуренции не только существуют, но и развиваются.   

При написании курсовой работы источниками  информации послужили учредительные  документы «Стальмонтаж», бухгалтерские балансы и пояснительные записки к ним, документы внутреннего учета и отчетности предприятия, а также материал исследований как отечественных, так и зарубежных специалистов в области менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы качества и конкурентоспособности продукции предприятия

 

1.1 Сущность понятий  качества и конкурентоспособности

Конкурентоспособность и качество — концентрированное  выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество — синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования; качества в рамках любой хозяйственной единицы.  Вместе с тем  мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, не-мыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Общепризнанное определение  качества продукции таково.

Качество продукции  есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции  – это объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Показатель качества – количественная характеристика свойств  продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Наименование показателя определяет характеризуемое свойство: прочность, мощность, надежность. 

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Происходящий в России с большими трудностями переход  к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет; диктовать уровень  и динамику развития  качества   продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.

Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей — тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентом рынке) товара можно определить только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить  свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная  цена занимает не более 20%, грузового  автомобиля — 15%, магистрального самолета 10—12%, бытового холодильника — примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический  показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.

Наконец, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя (и, естественно, гарантируют  удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано  предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  конкурентоспособности. Такой процесс  можно замедлить и даже временно задержать, но остановить — невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

Ведущие фирмы стран  с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Исследования, проведенные  в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

Значение повышения  качества хорошо иллюстрируется на примере  Японии. После Второй мировой войны  японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.

Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции. В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. В Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества — комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к всеобщему контролю качества.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности