Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – исследовать проблемы качества и конкурентоспособности продукции, разработать рекомендации по совершенствованию производства при наименьших затратах. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) провести анализ производственно - хозяйственной деятельности ЗАО «Стальмонтаж»;
2) охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду функционирования организации;
3) определить направления и предложить мероприятия по повышению

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы качества и конкурентоспособности
продукции предприятия 5
1.1 Сущность понятий качества и конкурентоспособности 5
1.2 Отличительные признаки качества и конкурентоспособности
продукции 10
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности
продукции в рыночных условиях 14
2 Характеристика производственно – экономической деятельности
предприятия 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Система менеджмента качества на предприятии 21
3 Предложения по совершенствованию системы качества и конкурентно-
способности продукции на предприятии 35
Заключение 38
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - экономика предприятия 2й курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

В России функционирует  Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции. Премии Правительства РФ в области качества присуждаются за достижение значительных результатов в области качества продукции (услуг) и внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Ежегодно проводятся конкурсы «100 лучших товаров России: продовольственные, промышленные товары». Учрежден приз за качество. Он состоит из диплома, словесного поощрения правительства и права изобразить символ качества на продукции. Иными словами символ победы позволяет повысить эффективность рекламы.

Основная цель премий — помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность  отечественной промышленности на мировом рынке.

С большими трудностями, не всегда последовательно и

целенаправленно в России происходит создание новой системы поддержания качества и конкурентоспособности продукции. Вся конкретная работа по контролю качества управлению им посредством проверки измерительной техники, сертификации продукции и систем управления качеством децентрализована и передана региональным органам управления качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика  производственно – экономической  деятельности предприятия

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия

ЗАО «Стальмонтаж» основано в феврале 1998 года на базе Монтажного управления №20 треста «Спецстальконструкция», треста известного не только в нашей стране, но и за рубежом своими уникальными объектами. Работники предприятия в составе Треста строили Олимпийские объекты, объекты Байконура и объекты министерства Обороны.

География работ обширна: Дальний Восток, Кавказ, Средняя  Азия, Казахстан, Молдавия, Белоруссия, Европейский и Тюменский Север.

Предприятие «Стальмонтаж»  располагается по проспекту Машиностроителей, 21 – а. Имеет свой электронный  адрес: Stal-m@mail.ru

Общая численность на предприятии составляет 150 работников, заработная плата которых  в среднем  составляет 12 тысяч рублей. 

Основными видами деятельности предприятия являются: изготовление и монтаж строительных металлических  конструкций зданий и сооружений, антенн спутниковой связи, ретрансляционных вышек различного типа, вышек для  антенн сотовой связи и работы по реконструкции промышленных и гражданских зданий и сооружений.

Преимущество предприятия  в том, что там выполняется  весь комплекс работ и услуг.

Предприятие за последние  три года произвело изготовление и монтаж металлоконструкций таких  объектов как: Опоры связи высотой от 33 до 81 метра в Курганской, Тюменской областях, Пермском крае, ХМАО и ЯНАО, где заказчиками выступали: ОАО «КурганЭнерго», ОАО «ТюменьЭнерго», ОАО «УралСвязьИнформ», ЗАО «Уральский Джи Эс Эм», ОАО «МобильныеТелеСистемы», ОАО «Сибнефть», ФГУП «Радиочастотный центр», монтаж металлоконструкций объекта «Ледовый дворец» в городе Кургане.

Для производства полного  комплекса строительно – монтажных  работ предприятие имеет собственный  цех изготовления металлоконструкций с объемом производства до 2000 тонн конструкций в год, производящий металлоконструкции каркасов промышленных и гражданских зданий, антенно-мачтовых сооружений. 

Предприятие оснащено грузоподъемными  механизмами до 110 тонн, автотранспортом  для перевозки длинномерных и  крупногабаритных грузов, металлообрабатывающим и сварочным оборудованием, специальным монтажным инструментом, конструкциями для производства работ (ППР).

Эта организация закупает металлопрокат и лакокрасочные  изделия.

Благодаря многолетнему опыту и традициям высокопрофессионального коллектива рабочих и инженеров, предприятие «Стальмонтаж» способно качественно и в срок выполнить работу.

Это предприятие конкурентоспособно за счет соответствия цена и качества товара, а также немаловажную роль в этом играет организация труда.

 ЗАО «Стальмонтаж»  решает не только экономические  задачи, но и социальные (включая  социальный пакет), а именно: наличие  столовой, обеспечивающей питание  работников по низкой цене; работникам  выдаются беспроцентные ссуды  на улучшение жилищных условий  и на приобретение какой – либо вещи; в самой организации построен спортивный зал, в котором работники поправляют свое здоровье; бесплатно организовано посещение бассейна; в случае необходимости им выделяется транспорт; каждому работнику предприятие дарит праздничные подарки.  

Своим сотрудникам, так  и детям сотрудников организация  оплачивает учебу в ВУЗЕ, а также  подготовку и переподготовку кадров.

 

 

2.2 Система менеджмента  качества на предприятии

Одним из основных требований потребителей продукции для обеспечения её качества является наличие у предприятия системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Поэтому 30 ноября 2006 года на предприятии «Стальмонтаж» выходит приказ о разработке системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Существует программа  разработки такой системы качества по ЗАО «Стальмонтаж» на 2007 – 2008 года. Она включает следующие мероприятия:

1) приобретение необходимой  нормативной документации и учебной  литературы;

2) ознакомление руководителей, специалистов – исполнителей со стандартами ГОСТ Р ИСО;

3) определение стратегических  целей в области качества на  период 2009 года;

4) определение процессов,  необходимых системе менеджмента  качества (СМК) и их применение  на участках производства;

5) определение последовательности  этих процессов на предприятии; 

6) назначение ответственных  руководителей на реализацию  этих процессов;

7) определение критериев  и методов, необходимых для  обеспечения результативности процессов  при изготовлении и монтажных работах и сдаче готовых объектов в эксплуатацию;

8) проведение координационным  советом анализа СМК и экономического  анализа каждого сданного объекта  в эксплуатацию.

Организационно –  методической основой системы явились  нормативные документы предприятия, которые определяли задачи и функции служб предприятия в области качества.

Система качества базируется на восьми принципах менеджмента  качества:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход  к менеджменту;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений,  основанное на фактах;

8) взаимовыгодные отношения  с поставщиками.

Система качества на предприятии  реализована в виде системы взаимосвязанных  и взаимодействующих видов деятельности, которые выделены  в три группы процессов:

1) основные процессы (процессы  жизненного цикла продукции);

2) обеспечивающие процессы;

3) процессы менеджмента.

На процессы жизненного цикла продукции разработаны  «паспорта процессов», в которых определены: цели, задачи, входы, выходы, показатели результативности, основные ресурсы, контролируемые параметры и порядок выполнения процесса.

Управляемость каждым процессом  обеспечивается следующими действиями: постановкой по каждому из них  цели; планированием деятельности по достижению этой цели; реализацией деятельности; измерением результатов деятельности; оценкой результатов деятельности, в т.ч. сравнением результатов с поставленными целями; мониторингом результатов деятельности.

В итоге дается сравнительная оценка результатов деятельности с поставленными целями, при необходимости разрабатываются и реализуются корректирующие и предупреждающие действия.

Система качества на предприятии  используется для решения следующих  задач:

1) повышения удовлетворенности потребителей продукции;    

2) реализация политики  в области качества, достижения  целей и решение задач, определенных  в ней;

3) качественного выполнения  всех видов деятельности (процессов)  при выполнении заказов; 

4) повышения результативности и эффективности всех процессов;

5)гарантированного обеспечения  соответствия выпускаемой продукции  установленным требованиям заказчика, законодательным актам, нормативным документам.

Руководство предприятия  уполномочило производственно –  технический отдел (ПТО) изучать и  предоставлять руководству информацию об удовлетворенности потребителей оказываемых предприятием услуг.

Для обеспечения гарантии полного выявления и понимания  требований потребителя соответствующие  руководители и специалисты предприятия осуществляют анализ заявок, договоров потребителей, определяют потребности заказчиков, устанавливают характеристик и показатели продукции (услуг), а производственные подразделения, в соответствии с требованиями документации выполняют работы по оказанию услуг.

Высшее руководство  организует и обеспечивает предприятие  ресурсами (финансовыми, людскими, материальными, информационными и др.), необходимыми для достижения целей в области  качества, внедрения и поддержания  в рабочем состоянии СМК, для  постоянного улучшения ее результативности, а также для повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.

Для выполнения работы, влияющей на качество услуг, улучшение деятельности, достижения поставленных целей на предприятии  определена и действует процедура «управление персоналом».

Назначение персонала  осуществляется в зависимости от его компетентности, а именно: образования, специальности (профессии), профессиональных навыков и опыта работы, и в  соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

Руководством постоянно  анализируется уровень компетентности персонала, требующийся для результативной и эффективной работы предприятия. Проводится анализ фактической и  ожидаемой потребности в компетентности. Система подготовки распространяется на всех работников предприятия. Обучение проводится на всех уровнях: от руководителей высшего уровня до рабочих.

Вновь принимаемые работники  обязательно знакомятся с основными  положениями системы менеджмента  качества и с политикой в области  качества.

Раз в три года оценивается  соответствие фактической компетентности персонала предъявляемым требованиям  в соответствии с «Положением  об аттестации руководителей и специалистов», утвержденным генеральным директором. Для ряда профессий, установленных нормативной документацией, аттестация проводится ежегодно. Аттестованным исполнителям выдается аттестат, в котором указывается: к производству каких работ допущен исполнитель.

Инфраструктура предприятия  включает следующие ресурсы:

1) здания, с необходимыми коммуникациями – производственные помещения, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

2)  оборудование для  процессов (техническое и программные  средства);

               3) службы обеспечения: грузовой  автомобильный транспорт, погрузочно – разгрузочные площадки с необходимым оборудованием;

4) связь и т.п.

Для поддержания оборудования применяется система технического обслуживания и планово – предупредительных  ремонтов, состоящая из следующих  видов работ:

1. Планирования технического обслуживания и ремонта оборудования, транспорта, средств механизации с указанием вида ремонта и объемов работ. 2. Разработки рабочей документации по эксплуатации оборудования, в которой указываются объемы и сроки выполнения работ (при необходимости). 

3. Контроль и мониторинг состояния оборудования.

4. Определение оптимальной  периодичности техосмотров и  ремонтов.

5. Создание необходимых  условий труда для персонала.

Периодичность технического обслуживания устанавливается по данным руководств по эксплуатации оборудования и транспорта, необходимость проведения ремонта определяется также исходя из фактического состояния оборудования и транспорта.

Для достижения соответствия установленным требованиям, на предприятии  создана необходимая производственная среда, позитивно влияющая на качественные характеристики выполняемых работ, на удовлетворенность и мотивацию персонала, на качество труда, удовлетворяющая всем санитарно – гигиеническим и экологическим требованиям, предъявляемым к производству нормативными документами.

При создании производственной среды предприятия уделяется  внимание: правилам техники безопасности; применению средств защиты; эргономике; размещению рабочих мест; средствам обслуживания персонала в организации; температуре, влажности, освещению, вентиляции; санитарным условиям (чистоте, шуму, вибрации и загрязнению).

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности