Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – исследовать проблемы качества и конкурентоспособности продукции, разработать рекомендации по совершенствованию производства при наименьших затратах. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) провести анализ производственно - хозяйственной деятельности ЗАО «Стальмонтаж»;
2) охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду функционирования организации;
3) определить направления и предложить мероприятия по повышению

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы качества и конкурентоспособности
продукции предприятия 5
1.1 Сущность понятий качества и конкурентоспособности 5
1.2 Отличительные признаки качества и конкурентоспособности
продукции 10
1.3 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности
продукции в рыночных условиях 14
2 Характеристика производственно – экономической деятельности
предприятия 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Система менеджмента качества на предприятии 21
3 Предложения по совершенствованию системы качества и конкурентно-
способности продукции на предприятии 35
Заключение 38
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - экономика предприятия 2й курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Режим труда и отдыха установлен в графике внутреннего  распорядка и винструкциях по технике  безопасности на определенные виды работ.

Требования к производственной среде (температура, влажность и т.д.), влияющей на качество продукции устанавливается в технологической документации.

Производственно – технический  отдел (ПТО) выдает в отдел материально  – технического снабжения (ОМТС) расчеты  потребностей в материалах и комплектующих  изделиях на узлы и детали.

Выбор поставщика ОМТС производится по результатам оценки способности  поставщика изготавливать продукцию  требуемого качества.

При выявлении дефектов или несоответствий продукции, поставляемой потребителем на любом этапе производственного процесса, дальнейшее использование продукции для изделий приостанавливается, партия изолируется от годной.

Источниками информации для предприятия являются потребитель  и конкуренты. Методом получения  информации у потребителя: совещания  с участием потребителей, заявки, поездки к потребителю, анкетирование, претензии, письма от потребителей. Методом получения информации у конкурентов: поиск предприятием слабых мест у конкурентов.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Предложения  по совершенствованию системы  качества и конкурентоспособности продукции на предприятии

 

Экономия от снижения себестоимости продукции позволяет  предприятию выигрывать в конкурентной борьбе, служит одним из источников пополнения денежных средств для  расширенного воспроизводства, совершенствования техники, технологии, материального поощрения работников. Резервы снижения себестоимости имеются на каждом предприятии, их можно выявить при тщательном анализе плановых затрат и фактической структуры себестоимости, при изучении опыта передовых предприятий.

Изучение структуры  издержек позволяет определить, в  каком направлении должны приниматься  практические меры.

Один из главных путей  снижения себестоимости связан с  повышением производительности труда. С ростом производительности труда  сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Важнейшее значение для  снижения себестоимости продукции  имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект (так например, ЗАО «Стальмонтаж» имеет свою собственную теплоэлектростанцию и водную скважину).

Важно обеспечить поступление  материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы; стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

«Стальмонтаж» покупает новое и современное оборудование, технику, а именно: сварочные полуавтоматы, машины для газовой, сварочной и плазменной резки, японский гидравлический кран “Sumitoma” c грузоподъемностью 110 тонн и многое другое.

ЗАО «Стальмонтаж» хочет  расширять свое производство: увеличивать  объем производства с 152 до 300 тонн металлоконструкций в месяц, открывать новый цех производства и покупать к нему новое современное оборудование. Проблема заключается в том, что средства производства облагаются высоким уровнем налога (так налог на добавленную стоимость составляет 34 %). 

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции  зависит не только от объема выпуска  продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Высшее руководство  предприятия, в соответствии с целью, поставленной в политике качества, планами по развитию, постоянно улучшает результативность системы менеджмента качества.

Постоянное улучшение  направлено на:

1) снижение уровня  выявленных несоответствий;

2) уменьшение претензий  потребителей;

3) совершенствование  организации производственных процессов;

4) повышение использования оборудования и ресурсов;

5) совершенствование  процессов ремонта.

Основными методами непрерывного улучшения являются:

1) повышение компетентности  персонала предприятия;

2) анализ деятельности

3) разработка корректирующих, предупреждающих действий и оценка их результативности.

Процедура по корректирующим действиям, направленных на устранение причин выявленных несоответствий включает деятельность по:

1) анализу несоответствий, включая претензии потребителя;

2) установлению причин  несоответствий;

3) оценке необходимости корректирующих действий;

4) определению и осуществлению  корректирующих действий;

5) документированию результатов  предпринятых действий;

6) контролю и анализу  предпринятых корректирующих действий.

 

Предупреждающие действия распространяются на процессы:

1. Внутренний аудит.

2. Управление закупками.

3. Подготовка производства.

4. Производство работ.

Рисунок 1 – Организационная  структура предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Размеры  производства

 

Наименование показателя

На начало отчетного 2005 года

На конец отчетного  периода

2006 года

Темпы роста, %

Стоимость реализованной  продукции, тыс.р.

215165

142800

66,4

Стоимость основных производственных фондов, тыс.р.

5828

10382

178,4

Среднесписочная численность  работников, чел.

150

155

103,3

Прибыль (чистая), тыс.р.

12540

10549

84.1

Производственные площади, кв.м.

12530

12530

100


 

Стоимость реализованной продукции  на конец отчетного периода снизилась  по сравнению с началом отчетного  года на 66,4 % без учета уровня инфляции. Стоимость основных производственных фондов также выросла на 78,4 % за этот же период за счет введения в производства нового оборудования и переоценки основных фондов. Среднесписочная численность работников увеличилась вследствие с обслуживанием и ремонтом нового оборудования. Производственные площади остались неизменными и составили 12530 кв.м.

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Структура  основных производственных фондов

 

Наименование основных производственных фондов

На начало отчетного 2005 года

На конец отчетного 2006 периода

стоимость, тыс.р.

в % к стоимости фондов

стоимость, тыс. р.

в % к стоимости фондов

Здания

1053

18,1

1053

10,1

Сооружения и передаточные устройства

170

2,9

170

1,6

Машины и оборудование

2966

50,9

3548

34,2

Транспортные средства

1287

22,1

5008

50,2

Другие виды основных средств

352

6,0

402

3,9

Итого

5828

100

10382

100




 

Анализируя структуру  основных производственных фондов, замечаем, что на конец года у предприятия  количество зданий и сооружений не изменилось, но наибольший удельный приходится на машины и оборудование (34,2%), на транспортные средства (50,2). Это связано с тем, что предприятие хочет в ближайшем будущем увеличивать объемы своего производства и понизить транспортные расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Воспроизводство основных фондов

 

Показатели

На начало отчетного 2005 года

На конец отчетного  периода 2006 года

Стоимость основных средств, тыс.р.

4514

8122

Стоимость вновь поступивших  основных средств, тыс.р.

-

3608

Стоимость вновь выбывших основных средств, тыс.р.

-

23

Сумма износа, тыс.р.

1314

2260

Остаточная стоимость, тыс.р.

3200

5862

Коэффициент прироста

1,8

Коэффициент обновления

0,4

Коэффициент выбытия

-

0,003

Коэффициент износа

0,29

0,28


 

В данном отчетном периоде  предприятие по отношению к основным фондам сработало эффективно. Об этом свидетельствуют следующие показатели: коэффициент прироста, который составил 1,8. Следовательно увеличилась материально-техническая база. Следует отметить положительную тенденцию, то что коэффициент выбытия составил 0,003.

 

 

 

 

Таблица 4 – Использование основных производственных фондов и   

                     заработной платы    

 

Наименование показателя

На начало отчетного 2005 года

На конец отчетного  периода 2006 года

Темпы роста, %

Объем товарной продукции

215165

142800

66,4

Средняя заработная плата одного работника в месяц, руб.

12,5

13,7

109,6

Производительность труда, тыс.руб.

1434,4

921,3

64,2

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс.руб.

8105

Фондоотдача, руб.

26,5

17,2

65

Фондоемкость, руб.

0,04

0,06

150

Рентабельность капитала, руб.

1,55

1,3

84


 

Из данной таблицы  можно сделать выводы: на конец  отчетного периода выручка от продажи товаров, работ и услуг  уменьшилась на 33,6 %. Заработная плата  этого же периода возросла на 9,6 %. Производительность труда снизилась на 35,8 %. Показатель фондоотдачи свидетельствует о том, что данное предприятие не эффективно использует основные производственные фонды. На конец отчетного периода       очень эффективно используется капитал (рентабельность капитала уменьшилась на 16%) по сравнению с началом отчетного года.

 

Таблица 5 – Структура  оборотных средств

 

Виды и группы средств

На начало отчетного 2005 года

На конец отчетного  периода 2006 года

тыс.р.

%

тыс.р.

%

Производственные запасы

8996

99,7

8552

99,7

Незавершенное производство

-

-

-

-

Расходы будущих периодов

23

0,3

23

0,3

Итого производственных оборотных фондов

9019

100

8575

100

Готовая продукция

2706

12,1

2047

12,6

Денежные средства

3948

17,7

8812

54,4

Средства в расчетах

15634

70,2

5445

33,4

Итого фондов обращения

22288

100

16304

100

Итого оборотных фондов

31307

-

24879

-

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности