Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:56, контрольная работа
Конкуренция как один из главных составляющих организма рыночной экономики предлагает завоевание рынка, победу над конкурентами в борьбе за потребителя, обеспечение получения устойчивой прибыли. Сам рынок, механизм его действия не могут нормально сосуществовать без развитых форм конкуренции. Как справедливо утверждал известный английский экономист Ф. Хайек : «Общества, которые полагаются на конкуренцию, успешнее других достигают своей цели»[1, c.15].
Основные факторы
Конкуренция как один из главных составляющих организма рыночной экономики предлагает завоевание рынка, победу над конкурентами в борьбе за потребителя, обеспечение получения устойчивой прибыли. Сам рынок, механизм его действия не могут нормально сосуществовать без развитых форм конкуренции. Как справедливо утверждал известный английский экономист Ф. Хайек : «Общества, которые полагаются на конкуренцию, успешнее других достигают своей цели»[1, c.15].
Под конкуренцией (от латинского concurrentia – сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей [2, c.14].
В основе понятия
«конкуренция» лежат
Фактор конкуренции
носит принудительный характер,
заставляя производителей под
угрозой вытеснения с рынка
непрестанно заниматься
Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации ( цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров – аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм [3, c.167].
Любой товар, находящийся
на рынке, фактически проходит
там проверку на степень
Поэтому конкурентоспособность
товара можно определить
По степени
конкурентоспособности товара
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя – оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Его можно измерить экономическими показателями – дополнительная прибыль, более высока рентабельность, объем продаж, доля рынка [2, c.48].
В экономической
литературе конкурентные
Таким образом,
конкурентоспособность товара
Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара.
Классификационную
схему, отражающую фактор
Цена - качество - сервис - маркетинговое окружение (табл1.1)
Основные факторы
Фактор |
Характеристика критериев |
Цена |
Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов. Развитость системы Привлекательность для потребителей системы скидок. |
Качество |
Технико-эксплутационные Престижность, дизайн, экологичность товара). |
Сервис |
Качество поставки товара. Уровень торгового обслуживания. Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию. |
Маркетинговое окружение |
Уровень организации маркетинг- Эффективность рекламных мероприятий. Уровень дизайна и содержательности упаковки. Разработанность брэндинга товара. Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара. |
Конкурентоспособность
обуславливается качественными
и стоимостными факторами,
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность [4, c. 250].
Качество товара - это совокупность свойств, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента. Таким образом, оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые определяют его значение, область применения и условия использования.
Оценочные показатели характеризуют свойства товара, которые определяют его качество. Оценочные показатели используются для анализа соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, а также для установления степени соответствия товара, его свойств конкретной потребности.
Оценка соответствия
параметров продукции
Рис.6.1. Группировка показателей конкурентоспособности товара
Оценка соответствия свойств товара конкретной потребности производится чаще в процессе использования товара. Поэтому эту группу оценочных показателей условно можно назвать консументной (от англ. сonsume- потреблять)[4, c.252].
Экономические показатели конкурентоспособности товара должны оценивать цену потребителя, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара. Цена потребления (Цп) складывается из рыночной цены товара (Цт), а также расходов, связанных с эксплуатацией (Цэ), использованием этого товара в период его жизненного цикла:
Принимая решение
о покупке, покупатель
Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных или осуществляющих затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марке, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторами, а также имидж товара. Для анализа конкурентоспособности товара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов [4, c.253].
По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, однако ввиду их особой значимости для формирования товарной политики предлагается условно выделять их в отдельную самостоятельную группу.
Таким образом, конкурентоспособность товара - относительный показатель, который отражает отличие характеристик данного товара от характеристик товара- конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым сопровождением и использованием.
Информация о работе Основные факторы конкурентоспособности продукции