Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:38, дипломная работа
Целью исследования является теоретическое обоснование служб по связям с общественностью в государственных органах власти в качестве нового элемента демократизации государственного управления в формирующейся системе взаимодействия государства и общества.
Задачи:
Определить сущность PR и его место в системе научного знания;
Раскрыть историю становления понятия PR;
Раскрыть сущность и специфику связей с общественностью в системе государственного управления в современной России;
Изучить деятельность по связям с общественностью в органах государственной власти и на региональном уровне, на примере Ярославской области;
Выявить специфику государственного PR в период выборов;
Дать оценку и показать перспективы дальнейшего развития служб по связям с общественностью в сфере государственного управления в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения PR в сфере государственного уравления.7
1.1. Подходы к понятию и функции PR ……………………………………………….7
1.2. История становления PR в государственной сфере……………………………..16
1.3.Необходимость PR в сфере государственного управления……………….……..19
Глава II. Специфика PR в сфере государственного управления…………………….27
2.1. Правовая основа деятельности PR в сфере государственного управления…...27
2.2. Особенности деятельности PR-служб в системе государственного
управления…………………………………………………………………………29
2.5. Показатели эффективности PR-деятельности в государственном управлении………………………………………………………………………….38
2.6. Оценка и перспективы дальнейшего развития PR-структур в сфере государственного управления РФ………………………………………...……...44
Глава III. Специфика кризис-PR в сфере государственного управления………….50
3.1 Специфика государственного PR в период выборов……………………………50
3.2 Государственный PR в период политических кризисов………………………...56
Глава IV. Связи с общественностью на региональном уровне на примере Ярославской области…………………………………………………………………60
4.1. PR региональных органов власти…………………………………………….…60
4.2. Деятельность по связям с общественностью в органах государственной власти Ярославской области…………………………………………………………..….70
Заключение……………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………...
Приложение 1 Постановление губернатора Ярославской области О департаменте информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области
Приложение 2 Постановление губернатора Об управлении коммуникаций и общественных связей Правительства области
Можно по-разному оценивать эти цифры. С одной стороны, плохо, что такая важная, по существу обязательная для эффективной работы, функция службы отсутствует в 42% положениях. С другой стороны, можно, по-видимому, говорить о накоплении определенного опыта решения этой задачи.
Функции планирования и текущей организации работы присутствуют практически во всех Положениях, что вполне естественно.
Определенный интерес представляет функция участия (или создания) творческого продукта (видеоматериалы, печатная продукция). На Западе для формирования желательного имиджа органа власти, государственного учреждения, службы по связям с общественностью соответствующего учреждения часто сами готовят творческие материалы. Так, Т. Хант и Дж. Грунинг отмечают, что институты государственной службы США предлагают свою информационную продукцию печатным органам, радио и телевидению (как бесплатно, так и на коммерческой основе), рассылают печатную продукцию, готовят телевизионные ролики. Иногда это делают самостоятельно, иногда с привлечением специалистов со стороны1.
В почти 50% проанализированных Положений обнаруживаются позиции (одна или несколько), связанные с участием в создании творческого продукта работников службы по связям с общественностью. Наиболее обстоятельно эта позиция отражена в Положении о службе по связям с общественностью Татарстана.
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что службы по связям с общественностью региональных органов власти находятся в стадии становления. Они уже вышли из младенческого возраста и могут в ряде случаев вполне профессионально, с учетом мировых тенденций развития, сформулировать цели и задачи своей деятельности, т. е. спроектировать работу организации. Но целиком проблему решить пока не удалось никому. У одних субъектов Федерации хорошо спланировано одно направление работы, у других – другое. Поэтому обмен мнениями, опытом работы чрезвычайно полезен.
Положение о PR-службе является своего рода моделью, определяющей основные параметры ее работы. Но, как известно, любая модель, как бы хороша она ни была, успешно воплощается в жизнь только в том случае, если обеспечивается соответствующими ресурсами (включая кадровые), если реальный статус службы в системе властных отношений достаточно высок.
4.2. Деятельность по
связям с общественностью в
органах государственной
Как на государственном,
так и на местном уровнях
В 1998 году, посредством преобразования существовавшего до этого Управление по связям с общественностью и государственной поддержке СМИ, было создано Управление общественных связей, информации и печати Администрации Ярославской области. Эта особая структура, которая представляла как власть, так и граждан с общественными организациями, то есть являлась «посредником», коммуникатором во взаимоотношениях властных структур и населения, «управляющих» и «управляемых». Данная служба в большей мере была ориентирована на решение своих региональных проблем, учитывая традиции и местные особенности региона. Служба обеспечивала связи Губернатора области и Администрации области с общественностью, а также действующими движениями и политическими партиями; организовывала и проводила встречи Губернатора области; освещала деятельность Губернатора области и Администрации области через электронные и печатные СМИ, а также сеть Интернет; обеспечивала подготовку и контроль за опубликованием официальных правовых актов Губернатора области, Администрации области и Законов Ярославской области; анализировала и давала оценку достоверности публикуемых в печати материалов, касающихся Губернатора области и Администрации области и т.д. А также осуществляла практическое взаимодействие Губернатора области и Администрации Ярославской области с общественностью, политическими партиями, движениями и информировала населения о деятельности Губернатора и Администрации области по вопросов их текущей и перспективной политики1.
В 2002 году, в целях обеспечения взаимодействия органов городского самоуправления с общественными объединениями, для учета мнения общественных объединений при решении вопросов городского значения, а также для решения вопросов, затрагивающих интересы общественных объединений, было создано самостоятельное структурное подразделение - Отдел по связям с общественностью мэрии города Ярославля. Отдел обеспечивал взаимодействие органов городского самоуправления с общественными объединениями, политическими партиями, а также религиозными объединениями. Занимался сбором, обработкой и анализом информации об общественной деятельности в городе Ярославле; привлекал общественные объединения к участию в решении вопросов городского значения. Также в задачи отдела входила подготовка справочно-аналитической информации об общественных объединениях, осуществляющих деятельность на территории города Ярославля1.
Весной 2008 года, с появлением на посту нового губернатора Сергея Вахрукова, произошли изменения и в структуре по связям с общественностью.
Губернатор подписал постановление о
создании департамента информационно-аналитического
обеспечения органов государственной
власти Ярославской области. Новый департамент
уполномочен на проведение государственной
политики в сфере информационно-аналитического
обеспечения реализации губернатором,
органами государственной власти области
и управления государственными информационными
ресурсами и системами области. В частности,
именно он определяет порядок создания,
развития и управления контентом государственных
информационных систем Ярославской области.
Директором департамента информационно-аналитического
обеспечения органов государственной
власти Ярославской области назначен
Дмитрий Пономаренко - представитель команды
заместителя губернатора Алексея Бушуева.
Помимо информационных технологий департамент
Пономаренко занимается комплексным анализом
социально-экономических и социально-политических
процессов в Ярославской области, выявляет
проблемы и прорабатывает подходы к их
решению, организовывает и проводит социологический
мониторинг социально-экономических и
социально-политических процессов в области,
мониторинг СМИ, организовывает и проводит
экспертизы областных целевых программ
на соответствие стратегии социально-экономического
развития Ярославской области, выполняет
информационно-аналитическую поддержку
работ по совершенствованию менеджмента
системы государственного управления
области. В состав департамента вошли
три комитета, в частности комитет политического
мониторинга, который возглавили специалисты
по политическим технологиям Павел Зарубин
и Павел Исаев. Политический блок нового
департамента должен разрабатывать и
представлять губернатору и правительству
области предложения по взаимодействию
с политическими партиями, общественными
объединениями, общественными деятелями
культуры и науки, организовывать деятельность
ярославского губернского общественного
собрания, общественной палаты области,
оказывать методическую помощь общественным
объединениям и политическим партиям,
участвовать в общественных мероприятиях
в сфере развития общественных отношений.
На этом нововведения не закончились.
Вахруковым также было создано Управление
коммуникаций и общественных связей. Его
возглавил Андрей Тутариков. Структура
Управления призвана реализовывать открытую
информационную политику правительства
области, решать стратегические вопросы,
связанные с продвижением региона, формировать
региональное информационное пространство.
Пресс-службу губернатора возглавила
Анна Богданова-Тарковская, которая одновременно
остается пресс-секретарем губернатора
(на этом посту работает с мая 2007 года).
Пресс-служба губернатора по-прежнему
информирует население и взаимодействует
со СМИ по вопросам освещения деятельности
губернатора, правительства области и
других органов исполнительной власти.
Важно отметить существование Ярославского городского центра изучения общественного мнения и социологических исследований - «ЦИОМСИ». Основной его задачей является системное обеспечение городских органов власти информационными материалами о состоянии общественного мнения в городе, социальных позициях и ориентациях различных социальных групп по основным направлениям социально-экономического и общественно-политического развития. Направления деятельности включают в себя:
1. Проведение мониторинговых и оперативных социально-экономических исследований, локальных социологических опросов;
2. Анализ динамики
развития общественно-
Для более полного информирования общественности Администрация помимо традиционных теле-, радио и печатных СМИ использует собственный сайт в Интернете (www.adm.yar.ru). На нем публикуется различная аналитическая информация, новости, обзоры прессы, законопроекты, статьи на различную тематику и многое другое.
Web-сайт Администрации Ярославской области включает в себя следующие тематические разделы:
1) Власть: губернатор, государственная Дума, областной суд, администрация, местное самоуправление, федеральные структуры, выборы, законодательство.
2) Экономика: экономическое развитие, промышленность и транспорт, предпринимательство, финансы, налогообложение, потребительский рынок, информационные технологии.
3) Общество: здоровье, спорт, туризм, культура, образование, наука, молодежная политика, социальная защита, жилье, занятость и др.
4) Сведения о регионе:
географическое положение,
5) Ссылки на другие сайты, в том числе органов местного самоуправления, региональные СМИ, новостные сайты.
В совокупности с другими технологиями и способами взаимодействия с общественностью данный Web-сайт способствует решению такой сложной задачи как информирование аудитории. Web-сайт в настоящее время является не просто модным атрибутом современной организации, это ее электронное подразделение, выполняющее определенные функции, направленные на формирование и улучшение имиджа структуры, увеличение эффективности интеракций с общественностью. Но только комплексный подход к использованию Интернет технологий в государственной сфере позволит достичь реальной эффективности от подобного инструмента. Именно поэтому следующим этапом использования Интернета Администрацией должно стать внедрение технологии «электронной обратной связи», что означает двухстороннее взаимодействие с целевыми аудиториями посредством Интернета. Это позволит отслеживать реакцию общественности на деятельность органов власти, изучать целевую аудиторию, ее потребности, анализировать предлагаемые рекомендации, реализовывать новые проекты. Основное преимущество Интернета - невысокие финансовые затраты в совокупности с достаточно высокой эффективностью, что для бюджетной организации является основополагающим критерием в выборе того или иного PR - инструмента.
Таким образом, Ярославская область в плане развития деятельности по связям с общественностью в сфере государственного управления является одной из самых передовых в России, хотя, безусловно, есть еще и множество пробелов и мы находимся еще на стадии развития.. Особенно это касается районных органов местного самоуправления, где, как правило, все ограничивается лишь наличием пресс-секретаря и отсутствием какой-либо серьезной деятельности.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1995. – 63 с.
2. Об отделе по связям с общественностью: положение мэрии города Ярославля. – Ярославль, 2002.
3. Об управлении общественных связей, информации и печати: постановление Губернатора Ярославской области. – Ярославль, 1998.
4. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: федер. закон. – М.: Маркетинг, 2002. – 74 с.
5. О рекламе: федер. закон. - М.: Маркетинг, 2002. – 50 с.
6. О средствах массовой
Научная литература.
7. Анохин, М.Г. Связи с общественностью
в политике и государственном
управлении / М.Г. Анохин, М.Д. Валовая,
В.М. Горохов; под общ.
8. Антипов, К.В. Паблик рилейшнз: учеб. пособие / К.В. Антипов, Ю.К. Баженов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2002. - 148 с.
9. Блажнов, В.Н. Паблик рилейшнз / В.Н. Блажнов.- М.: РИП-Холдинг, 2001. – 220 с.
10. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Сэм Блэк. - пер. с англ. - М.: Сирин, 2000. - 202 с.
11. Борисов, Б.Л. Технологии
12. Борисов, В.А. Связи с
13. Бортник, Е.М. Основы
14. Бортник, Е.М. Управление
15. Буари, Филипп А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия / Филипп А. Буари. – пер. с фр. - М.: Инфра – М, 2001. – 178 с.
16. Валовая, М.Д. Манипулятивные технологии и рublic relations: (Эволюция понятий) / М.Д. Валовая. - М.: Инфра – М, 1998. – 231 с.
17. Варакута, С.А. Связи с общественностью. / С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров. – М.: Инфра – М, 2001 – 246 с.
18. Василенко, А.Б. Пиар крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. - М.: ГУ ВШЭ, 2002 – 304 с.
19. Викентьев, И.Л. Приемы
20. Воронин, В.Н. Организация
21. Гильдебрант, Д. Метафизика
коммуникации: исследование сущности
и ценности человеческих
21. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале общественного мнения / Б.А. Грушин. - М.: Юнити-Дана, 2001 – 348 с.
22. Даг Ньюсом Все о PR. Теория и практика Паблик Рилейшенз / Даг Ньюсом. - пер. с англ., 7-е изд. - М.: Инфра-М, 2001 – 242 с.
23. Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие для ВУЗов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин; под ред. Б.Л. Еремина. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 416 с.
24. Жан-Пьер, Бодуан. Управление имиджем компании. Паблик Рилейшнз: предмет и мастерство / Ж-П. Бодуан - М.: Инфра-М, 2001 - 317 с.
25. Иванченко, Г.В. Реальность паблик рилейшнз / Г.В. Иванченко - М.: Дрофа, 2000 – 158 с.
26. Игнатьев, Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. – М.: Альпина Паблишер, 2002 – 227 с.
27. Катлип, С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С.М. Катлип, А. Сентер, Г. Брум – 8-е изд. – пер. с фр. - М.: Инфра-М, 2001 – 272 с.
28. Коваль, О.Г. Стратегии и технологии
работы муниципальных служб по
связя м собщественностью в
условиях политических кампаний
/ О.Г. Коваль – Сыктывкар:
29. Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации / В.А. Козбаненко – М.: Юристъ, 2000 – 652 с.
30. Комаровский, В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / В.С. Комаровский - М.: РАГС, 2001 – 461 с.
31. Комаровский, В.С. Государственная служба и СМИ / В.С. Комаровский - Воронеж, 2001 – 437 с.
32. Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью: Учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов - М.: Академический проект, 2003 – 271 с.
33. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшенз / В.Г. Королько - М.: Рефл-бук, 2001 – 528 с.
34. Лазутин, В.В. Роль PR в государственной системе / В.В. Лазутин - М.: Инфра-М, 1999 – 269 с.
Информация о работе Деятельность по связям с общественностью в сфере государственного управления