Судебная власть в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе автор рассматривает судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве и раскрывает сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же автор раскрывает понятия её основных признаков.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков
3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
4. Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления и их статус
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение 1. Схема: Судебная власть
8. Приложение 2. Схема: Судебная система РФ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Специальность: 030501 – юриспруденция

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Студент  2 курса

892 группы

«____»_________2011г.         ___________________________Сабитов  Р.К.

 

 

Научный руководитель

Доктор юр. наук,

профессор

«____»_________2011г.         _____________________Тарнапольский  Р.И.

 

 

 

 

Казань - 2011

 

Содержание

 

 

 

  1. Введение 

  

  1. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

 

  1.  Судебная власть и органы ее осуществляющие

 

 

  1. Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления              и их статус

 

  1. Заключение

 

  1. Список литературы

 

  1. Приложение 1. Схема: Судебная власть

 

  1. Приложение2. Схема: Судебная система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    

 В данной работе  я  рассмотрю  судебную  власть,  отсутствие  которой

просто невозможно в любом  государстве  и  постараемся раскрыть  сущность государственной власти и место в ней такой её  разновидности,  как  судебная власть.  Так  же  я  раскрою  понятия  её  основных  признаков.   Далее   я рассмотрю систему органов осуществляющих эту власть.

      Для России в  современных условиях судебная  власть  крайне  важна.  Но

важна  она  не  только   своим   существованием,   а   действительностью   и

применимостью в реальной жизни  нашего общества.

      К сожалению, судебная  власть все еще остается слабым  местом в  России.

Закрепленные  в  Конституции  принципы  судоустройства  и   судопроизводства реализуются  с  трудом.  И  в  данном  случае  ощущается  противодействие  и  давление со  стороны  других  ветвей  власти.  Несмотря  на  провозглашенные  правовые   и   социальные   гарантии   судьи,    как    то    несменяемость, неприкосновенность,  независимость  и  т.д.,  они  очень  часто   не   могут  полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и  материальной  базы. Помимо этого большой проблемой для  правосудия  в  сегодняшнее  время  стала коррумпированность судей.

      В  связи   с  принятием  России  в   Совет  Европы   теперь   юрисдикция

Европейского Суда  распространяется  и  на  территорию  России.  Это  теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

 

 

 

 

 

      Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

 

Судебная власть есть предоставленные  специальным органам государства -

судам - полномочия по  разрешению  отнесенных  к  их  компетенции  вопросов, возникающих  при  применении  права,  и  реализация  этих  полномочий  путем конституционного,    гражданского,    уголовного,    административного   и  арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных  форм,  создающих  гарантию законности и справедливости принимаемых  судами  решений.  Судебная  власть  призвана  охранять   право,   правовые   устои   государственной   и  общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.  Правосудие  в  правовом государстве осуществляется  только  судебными  органами.  Никто  не

может присвоить себе функции суда. В своей  правоохранительной  деятельности  суд руководствуется только законом, правом  и  не  зависит  от  субъективных  влияний  законодательной  или   исполнительной   власти.   Независимость   и  законность правосудия являются важнейшей гарантией прав  и  свобод  граждан, правовой государственности в целом.1

      Судебная власть  как определенная функция суда  обладает рядом  основных  признаков:

      1. Судебная власть - вид государственной  власти.  Она  осуществляется

государственными органами,  выражает  государственную  волю,  ее  составляют  государственно-властные  полномочия.  В  отличие  от  других  видов  власти,  реально влияющих на жизнь людей, судебная  власть  -  одна  из  трех  ветвей  государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

      2. Судебная власть  принадлежит только судам - государственным  органам,  образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей,  способных  на основе соответствующей подготовки и  своих  личных  качеств  осуществлять  правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть  в  России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в  установленном  законом  порядке  к   осуществлению   правосудия   присяжных,   народных   и  арбитражных заседателей2.  В соответствии  с Всеобщей  декларацией прав  человека 1948 г.  каждому  человеку  должно  быть  гарантировано  право  (на  основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и  с  соблюдением требований справедливости независимым  и  беспристрастным  судом.

       3. Исключительность  судебной власти - следующий ее  признак.  Судебную  власть  вправе  осуществлять  только  суды.  Важнейшая функция судебной  власти - осуществление правосудия  -  по  Конституции  Российской  Федерации  принадлежит только суду, только  суд  может  признать  человека  виновным  в  преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

      4.Независимость, самостоятельность,  обособленность  -  характеристики

судебной власти. При  выполнении  своих  функций  судьи  подчиняются  только  Конституции  Российской  Федерации  и  закону.3  Независимость судебной  власти  одновременно  означает  запрет  каждому  суду  и  судье  подчиняться  воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел  и  принятию  по ним  решений,  обязанность  противостоять  попыткам  такого  воздействия.  Самостоятельность судебной власти означает,  что  судебные  функции  суд  не  делит с какими-либо другими органами, а решения суда  не  требуют  чьих-либо  санкций или утверждения.  Суды,  осуществляющие  судебную  власть,  образуют  самостоятельную  ветвь  государственной  власти.   Обособленность   судебной  власти означает, что  суды  образуют  систему  государственных  органов,  не

входящую  в  какую-либо  другую  государственную  структуру,   систему,   не  подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

      5. Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак  судебной  власти. Процессуальный  порядок  определяет  только  закон.  Закон  подробно  регулирует правила действий суда и  принятия  им  решений  при  рассмотрении  конкретных  дел.  Процессуальный   порядок,   регулируя   правила   судебной  процедуры,  представляет  собой  высокую  социальную  ценность.  Он  призван  обеспечить законность всей  деятельности  органов,  осуществляющих  судебную  власть,  законность,  обоснованность  и  справедливость  судебных   решений,  охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной  степени  затрагивает  судебную  власть.

      6.Осуществление полномочий  путем судопроизводства -  признак   судебной  власти.4  Судопроизводство  представляет  собой   деятельность,   которая  начинается при наличии предусмотренных  законом  оснований  и  поводов.  Эта  деятельность развивается в последовательности, установленной  процессуальным  законом и протекает в процессуальных формах.

      7. Подзаконность  судебной власти означает, что  компетенция  судов,  их

полномочия  определяются  Конституцией  Российской   Федерации   и   другими  федеральными законами. Законодательные  органы,  законодательная  власть  не  вправе вмешиваться в производство  по  конкретным  делам.  Но  созданные  ею  законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи  всех  судов,  в  том  числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются  только  Конституции  Российской Федерации  и  закону.  Особой  юридической силой обладает

толкование   Конституции   Российской   Федерации   Конституционным    Судом  Российской Федерации. Оно  является  официальным  и  обязательным  для  всех  органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления,   учреждений,  организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

     В процессе проведения социально-экономических и политико-правовых реформ государство как сложная социальная система должно оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на все сферы жизни общества. В этих целях в государстве формируется и действует система органов, призванных осуществлять управление обществом. Следует отметить, что управляющее воздействие на общественные процессы, находящиеся в постоянном развитии, оказывается не только государственными, но и негосударственными организациями (например, политическими партиями, профессиональными объединениями и др.). Однако наибольшими организационными возможностями управленческого плана обладает именно государство, его механизм, охватывающий всю систему жизнедеятельности общества.

     История развития цивилизованного общества подтверждает, что механизм государства имел неодинаковую структуру и функции: общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет его реальное материализованное воплощение.5 Механизм государства образуется и действует для выполнения государством своих функций. Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед современной Россией, во многом связано с повышением его роли, совершенствованием его структурных звеньев.  В основе создания и функционирования системы механизма государства лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его строения, структуры, характера, форм и методов деятельности. При этом система «механизм любого государства» – это не механическое соединение его органов, а их четко организованное, строго упорядоченное, целостное единство.  Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, обеспечивающих государственное управление в обществе, осуществляющих задачи и функции государства.  В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и развитие механизма государства как единой целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций и системы хозяйства в стране; конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества; единые задачи и цели, стоящие перед государственными органами; нормативные конституционные положения, иные нормативно-правовые акты и др.  Главное содержание деятельности государства, всех его структурных подразделений составляет управленческая организационная работа. Она призвана обеспечить необходимую организованность и надлежащее функционирование важнейших сфер общественной жизни. Соответственно, проблематика, связанная с механизмом государства, определением в нем роли законодательной, исполнительной и судебной подсистем, структурной дифференциации свойственных им органов, занимает одно из важных мест в юридической науке и ее отраслях.  Рациональность и организованность, научно-обоснованная деятельность государственных органов и учреждений, эффективное их взаимодействие позволяют государству своевременно реагировать на возникающие в обществе проблемы.  В рассматриваемом плане очевидна значимость принципа разделения властей в государственной политико-правовой жизни Российской Федерации. Смысл этого принципа (теории) в содействии демократической организации государственной власти, в обосновании специализации ветвей государственной власти, способствующих поддержанию необходимого политико-властного баланса в обществе. Для этого ни одна из ветвей государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная – не должна вмешиваться в прерогативы другой, тем более недопустимо слияние одной ветви с другой.6

     В общетеоретическом понимании власть – это способность и возможность осуществлять государственную волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, социальных групп с помощью предписаний, установлений, общеобязательных правил поведения, предусмотренных юридическими нормами, а также применения основанных на законе государственно-принудительных мер к правонарушителям.

     В более узком смысле под властью понимается способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов, разграничение между ними предметов ведения и полномочий. К основным функциональным формам проявлений государственной власти относятся руководство, управление, организация и контроль.

     Под руководством понимается совокупность лиц и органов, наделенных полномочиями разрабатывать стратегию и тактику и организовывать, направлять и координировать текущую деятельность субъектов либо непосредственно, либо через иерархически подчиненные ступени административного руководства или аппарата. С помощью руководства осуществляется деятельность по реализации стратегических или тактических планов управления текущими политическими, экономическими, социальными и другими процессами из одного центра.  Управление – это способность материальной системы сохранять свою качественную определенность, поддерживать динамическое равновесие со средой, совершенствоваться. Управление представляет собой сложную многоплановую систему, с помощью которой регулируются общественные отношения в процессе реализации государственной власти. Оно связано с активной целенаправленной деятельностью людей и реализуется через специфические социальные институты. Управление обществом должно осуществляться на научном познании закономерностей общественного развития. Общая цель управления – это оптимальное использование этих закономерностей, мобилизация всех ресурсов для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед обществом и государством.  Организация позволяет объединить людей, совместно реализующих программу или общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. С помощью организации формируется единая управленческая система, определяется схема, роль и место каждой стороны, отрабатываются взаимосвязи и функции. Организация включает в себя установление функций, прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.

    Контроль означает проверку, а также наблюдение с целью проверки. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность действий и принимаемых решений, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов, улучшение деятельности и устранение допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Информация о работе Судебная власть в сфере государственного управления