Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа
В данной работе автор рассматривает судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве и раскрывает сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же автор раскрывает понятия её основных признаков.
1. Введение
2. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков
3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
4. Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления и их статус
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение 1. Схема: Судебная власть
8. Приложение 2. Схема: Судебная система РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Специальность: 030501 – юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент 2 курса
892 группы
«____»_________2011г.
___________________________
Научный руководитель
Доктор юр. наук,
профессор
«____»_________2011г.
_____________________
Казань - 2011
Содержание
Введение
В данной работе я рассмотрю судебную власть, отсутствие которой
просто невозможно в любом государстве и постараемся раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее я рассмотрю систему органов осуществляющих эту власть.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но
важна она не только своим существованием, а действительностью и
применимостью в реальной жизни нашего общества.
К сожалению, судебная
власть все еще остается
Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.
Судебная власть есть предоставленные
специальным органам
судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не
может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.1
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется
государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей2. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики
судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.3 Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не
входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти.4 Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их
полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает
толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В процессе проведения социально-экономических и политико-правовых реформ государство как сложная социальная система должно оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на все сферы жизни общества. В этих целях в государстве формируется и действует система органов, призванных осуществлять управление обществом. Следует отметить, что управляющее воздействие на общественные процессы, находящиеся в постоянном развитии, оказывается не только государственными, но и негосударственными организациями (например, политическими партиями, профессиональными объединениями и др.). Однако наибольшими организационными возможностями управленческого плана обладает именно государство, его механизм, охватывающий всю систему жизнедеятельности общества.
История развития цивилизованного общества подтверждает, что механизм государства имел неодинаковую структуру и функции: общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет его реальное материализованное воплощение.5 Механизм государства образуется и действует для выполнения государством своих функций. Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед современной Россией, во многом связано с повышением его роли, совершенствованием его структурных звеньев. В основе создания и функционирования системы механизма государства лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его строения, структуры, характера, форм и методов деятельности. При этом система «механизм любого государства» – это не механическое соединение его органов, а их четко организованное, строго упорядоченное, целостное единство. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, обеспечивающих государственное управление в обществе, осуществляющих задачи и функции государства. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и развитие механизма государства как единой целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций и системы хозяйства в стране; конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества; единые задачи и цели, стоящие перед государственными органами; нормативные конституционные положения, иные нормативно-правовые акты и др. Главное содержание деятельности государства, всех его структурных подразделений составляет управленческая организационная работа. Она призвана обеспечить необходимую организованность и надлежащее функционирование важнейших сфер общественной жизни. Соответственно, проблематика, связанная с механизмом государства, определением в нем роли законодательной, исполнительной и судебной подсистем, структурной дифференциации свойственных им органов, занимает одно из важных мест в юридической науке и ее отраслях. Рациональность и организованность, научно-обоснованная деятельность государственных органов и учреждений, эффективное их взаимодействие позволяют государству своевременно реагировать на возникающие в обществе проблемы. В рассматриваемом плане очевидна значимость принципа разделения властей в государственной политико-правовой жизни Российской Федерации. Смысл этого принципа (теории) в содействии демократической организации государственной власти, в обосновании специализации ветвей государственной власти, способствующих поддержанию необходимого политико-властного баланса в обществе. Для этого ни одна из ветвей государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная – не должна вмешиваться в прерогативы другой, тем более недопустимо слияние одной ветви с другой.6
В общетеоретическом понимании власть – это способность и возможность осуществлять государственную волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, социальных групп с помощью предписаний, установлений, общеобязательных правил поведения, предусмотренных юридическими нормами, а также применения основанных на законе государственно-принудительных мер к правонарушителям.
В более узком смысле под властью понимается способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов, разграничение между ними предметов ведения и полномочий. К основным функциональным формам проявлений государственной власти относятся руководство, управление, организация и контроль.
Под руководством понимается совокупность лиц и органов, наделенных полномочиями разрабатывать стратегию и тактику и организовывать, направлять и координировать текущую деятельность субъектов либо непосредственно, либо через иерархически подчиненные ступени административного руководства или аппарата. С помощью руководства осуществляется деятельность по реализации стратегических или тактических планов управления текущими политическими, экономическими, социальными и другими процессами из одного центра. Управление – это способность материальной системы сохранять свою качественную определенность, поддерживать динамическое равновесие со средой, совершенствоваться. Управление представляет собой сложную многоплановую систему, с помощью которой регулируются общественные отношения в процессе реализации государственной власти. Оно связано с активной целенаправленной деятельностью людей и реализуется через специфические социальные институты. Управление обществом должно осуществляться на научном познании закономерностей общественного развития. Общая цель управления – это оптимальное использование этих закономерностей, мобилизация всех ресурсов для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед обществом и государством. Организация позволяет объединить людей, совместно реализующих программу или общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. С помощью организации формируется единая управленческая система, определяется схема, роль и место каждой стороны, отрабатываются взаимосвязи и функции. Организация включает в себя установление функций, прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.
Контроль означает проверку, а также наблюдение с целью проверки. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность действий и принимаемых решений, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов, улучшение деятельности и устранение допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
Информация о работе Судебная власть в сфере государственного управления