Судебная власть в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе автор рассматривает судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве и раскрывает сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же автор раскрывает понятия её основных признаков.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков
3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
4. Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления и их статус
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение 1. Схема: Судебная власть
8. Приложение 2. Схема: Судебная система РФ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Уместно снова отметить, что законодательная  власть создает законы, «опираясь» на которые существуют и работают суды. Она участвует в регулировании  судебной системы путем назначения судей.

Органы исполнительной власти также  участвуют в формировании судейского корпуса. Весьма примечательно то, что  Президент РФ на основе заключения квалификационной коллегии судей при  согласии представительного органа и наличия представления Председателя Верховного Суда РФ назначает федеральных  судей в субъектах Федерации, а также военных судей. Значительная роль в отборе на должность судей, в организации работы судей принадлежит  Министерству юстиции РФ. Вместе с  тем суды контролируют законность актов  и действия исполнительной власти и  могут признать их недействительными. Такой механизм контроля исполнительной власти действует, в частности, при  рассмотрении жалоб граждан в  соответствии с Законом РФ «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан».

Здесь следует указать на то, что  положение суда в современной  России достаточно противоречиво: с  одной стороны, это сильная власть, с другой – это сравнительно слабая власть. Почему? Представляется, что  верный ответ на этот вопрос содержится в следующем суждении: особенность  судебной власти в том, что она  «не опирается на непосредственно  поддержку избирателей, как законодательная, и не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Ее сила «коренится в неуклонном исполнении закона, уважении к праву, высокой политической и  правовой культуре общества и его граждан».

В юридической литературе обоснованно  акцентировано внимание на то, что  переосмысление роли судебной власти в нашей стране во многом может  быть связано со становлением и реализацией  идеи правозаконности в современной  России. Представляется, что ключевой момент в понимании правозаконности  связан с закреплением в Конституции  РФ идеи правового государства.

По мнениюВ.С. Нерсесянца, «когда речь идет о верховенстве закона и господства принципа законности в правовом государстве, то имеется в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, а  именно правовой закон и правовая законность в их противоположности  и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности». Из этого следует, что правозаконность – это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных структур. К тому же, в понятие правозаконности включаются требования общества к государству по эффективному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, прав различных негосударственных формирований. Отсутствие этих неотъемлемых элементов говорит и об отсутствии правозаконности. Следовательно, специфика судебной власти состоит в том, что она осуществляет особую форму государственной деятельности, организационно оформленную в качестве системы правосудия.

 

 

Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления

 

Ст. 1 Закона РФ о статусе судей  определяет, что только они являются носителями судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит  только судам в лице судей в  привлекаемых в установленных законом  случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судьями в соответствии с настоящим законом являются лица, наделенные в конституционном  порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе. Судьи  независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации  и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они  никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную  законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении  ими полномочий обязательны для  всех без исключения государственных  органов, общественных объединений, должностных  лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления  правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную  законом ответственность. Все судьи  в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового  положения некоторых категорий  суден, включая судей военных  судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных  федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Особенности  правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности  судьи и иных предусмотренных  законом обстоятельств присваиваются  квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации. В Законе РФ о статусе судей приведен перечень требований, предъявляемых к судье (ст. З):

  • судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;
  • при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Указанным выше законом определены и требования, предъявляемые к кандидатам на должность  судьи. Так, судьей может быть гражданин  Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии  не менее 5 лет, не совершивший порочащих  его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При  этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  — достигший 35 лет и имеющий  стаж работы по юридической профессии  не менее 10 лет. Федеральным законом  могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи  судов Российской Федерации.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. К сдаче квалификационного  экзамена на должность судьи имеет  право быть допущенным любой гражданин  Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-.тетнего возраста. Квалификационный экзамен на допустимость судьи принимается  состоящей при органе юстиции  экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Квалификационная коллегия судей с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.11

Порядок наделения  судей полномочиями устанавливается  Конституцией РФ, Законом РФ о статусе  судей (ст. 6), Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации» (ч.1 ст.13), Законом о конституционном  Суде (ч.1 ст.9). Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному  на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Заместители председателей  и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению  Президента Российской Федерации, основанному  на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации  и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации на основании заключений квалификационных коллегий этих судов. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели и заместители председателей Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются. Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерация в их заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи арбитражных судов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Судьи, впервые избранные на должность, приносят присягу (ст.8 Закона о статусе судей). Полномочия судей федеральных судов в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом. Судьи районных (городских) судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом (ст. 12 Закона о статусе судей в РФ). Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом. Суды и судьи в соответствии с Законом о статусе судей в РФ наделяются символами государственной власти: на здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Полномочия судьи могут быть приостановлены исключительно по основаниям, изложенным в Законе о статусе судей в РФ, если:

  1. квалификационной коллегией было дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу;
  2. судья в нарушение закона занимается деятельностью, не совместимой с его должностью. Судья не имеет права принадлежать к политическим партиям, осуществлять предпринимательскую деятельность,
  3. судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности;
  4. судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке.

Прекращение полномочий судьи может иметь  место в случаях:

  1. его письменного заявления об отставке;
  2. если судья продолжает деятельность, несовместимую с должностью, несмотря на предупреждение квалификационной коллегии судей;
  3. истечения срока полномочий;
  4. вступившего в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
  5. признания судьи недееспособным решением суда, вступившего в законную силу;
  6. утраты судьей гражданства России или его смерти;
  7. совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи.

Закон РФ о  статусе судей (ст. 10) подчеркивает недопустимость вмешательства в деятельность судьи  по осуществлению правосудия. Судья  не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассматриваемых или  находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе  как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом. Помимо провозглашения независимости  судей. Закон РФ о статусе судей  устанавливает гарантии независимости  судей Важнейшим элементом правового  статуса судей является неприкосновенность личности судьи (ст. 16 Закона РФ о статусе  судей в РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие  ему имущество и документы. Судья  не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен  к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении  правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его  виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи  может быть возбуждено только Генеральным  прокурором Российской Федерации или  лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей. Судья  не может быть привлечен к уголовной  ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. (В данном отношение следовало бы привести такой пример: судья, совершивший в квартире убийство собственной жены из ревностных мотивов, вызвал милицию, на месте преступления признался в совершенном преступлении, попросил арестовать его. Однако арестовывать его сотрудники правоохранительных органов не имели право, так не была соблюдена указанная выше процедура). Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции. Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в соответствии со ст. 17 Закона РФ о статусе судей в РФ ими образуются органы судейского сообщества. К их числу законом отнесены:

  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими сонеты судей.

В соответствии с законом органы судейского сообщества:

  1. обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  2. проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  3. рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
  4. представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  5. избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов). По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

Органы судейского сообщества проводят свою работу при  неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства  в судебную деятельность. (К примеру, буть незаконным и необоснованным требование должностного лица какого – либо органа государственной власти о предоставлении какой – либо информации по рассматриваемому судьей делу). Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. Организационную деятельность органов судейского сообщества в соответствии со ст.31 Закона о судебной системе обеспечивает Судебный департамент Российской Федерации и входящие в его систему органы. Руководитель Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чипы и специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Информация о работе Судебная власть в сфере государственного управления