Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа
В данной работе автор рассматривает судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве и раскрывает сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же автор раскрывает понятия её основных признаков.
1. Введение
2. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков
3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
4. Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления и их статус
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение 1. Схема: Судебная власть
8. Приложение 2. Схема: Судебная система РФ
С позиции принципа разделения властей следует рассмотреть особенности важнейших подсистем механизма государства, практически осуществляющих государственную власть. Исходя из целей исследования, особое внимание будет уделено судебной власти. Функции органов законодательной власти подвергаются анализу в работе только в контексте рассматриваемых проблем судебной власти.7
Судебная власть и органы ее осуществляющие.
В Конституции РФ уделяется особое внимание судебной власти. В частности, закрепляется важное положение, согласно которому судебная власть является равнозначной исполнительной и законодательной, но в то же время самостоятельно действующей властью. В этой связи требуется провести анализ судебной власти и рассмотреть ее особенности. Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной системе и включает принципиально важные положения:
1. Правосудие осуществляется
2. Реализация судебной власти
посредством конституционного, гражданского,
административного и
Соответственно, судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ, согласно
Конституции РФ и Федеральному конституционному
закону «О Конституционном Суде Российской
Федерации» (1994), – это судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства. Он рассматривает
дела, связанные с охраной
Верховный Суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Основной целью судебных органов является осуществление правосудия в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Главное предназначение правосудия состоит в реализации следующих функций, на основе закона отнесенных к компетенции судов:
а) рассмотрение и разрешение правовых
споров между гражданами, юридическими
лицами; установление фактов, имеющих
юридическое значение (отцовство, недееспособность,
признание безвестно
б) рассмотрение уголовных дел и признание лиц виновными в совершении преступлений, назначение наказания или (при наличии оснований) освобождения от них и другое (уголовное судопроизводство);
в) рассмотрение определенных категорий дел об административных правонарушениях (административное судопроизводство);
г) рассмотрение правовых споров в сфере экономики, как правило, между юридическими лицами, решение вопросов о ликвидации субъектов хозяйствования, банкротстве и других (арбитражное судопроизводство);
д) разрешение дел о соответствии
Конституции РФ федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента
РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства
РФ, конституций республик, уставов,
законов и иных нормативных актов
субъектов РФ по вопросам федерального
или совместного ведения и
т.д. (конституционное
Конституция РФ (ст. 118) устанавливает,
что правосудие вправе осуществлять
только суд в установленных законом
процессуальных формах. Это исключает
возможность создания или наделения
иных государственных или
Заметим, правосудие имеет и ряд
других признаков, свойств, кроме названных
выше. Существенный признак правосудия
– порядок деятельности суда. Судебная
деятельность облечена в специальную
процессуальную форму, которая характеризуется
наиболее развитой, детально регламентированной
системой процедурных правил, определяющих
порядок деятельности суда и других
участников процесса. Эти правила
содержатся в кодексах об уголовном,
гражданском и арбитражном
Можно сказать, что судебная власть
играет в государственном механизме
существенную и вместе с тем некоторую
посредническую роль. Во-первых, она
поддерживает необходимый баланс между
представительной и исполнительными
властями посредством контроля суда
за соответствием федеральных
Следует признать, что отступление
от принципа разделения властей в
государстве приводит к усилению
функций исполнительных и распорядительных
органов, понижению роли судебной власти
и ее зависимому положению. Именно в
этой связи одной из главных целей
реформирования страны была провозглашена
идея формирования правового государства,
в котором судебная власть должна
стать одним из важнейших элементов
структуры государственной
Наряду с отмеченными выше особенностями, специфику судебной власти в механизме разделения властей можно раскрыть и в ином аспекте, а именно:
1. Реализация судебной формы
деятельности характеризуется
2. Осуществление судебной власти
способствует обеспечению
3. Органы судебной власти, в отличие
от прокуратуры, милиции,
4. Необходимость в системе
5. Осуществление правосудия
6. Судебные органы – не просто
правоприменители (теперь этого
явно недостаточно). Они вправе
применить закон в целях
7. Тенденция повышения
8. Конституционная модель
Самостоятельность судебной ветви
власти означает, что отношения между
всеми ветвями (законодательной, исполнительной,
судебной) должны строиться только
на основании и в рамках закона:
никто не вправе оказывать какое-либо
давление на судей; никто не вправе,
помимо установленного законом порядка,
изменить их статус. В этой связи
уместен вывод о существовании
ранее и в настоящее время
так называемой «опеки». Имеются
в виду постоянные попытки прежних
и сегодняшних законодателей
изменить статус, компетенцию, отдельные
полномочия конституционных и уставных
судов, причем главным образом в
сторону их ослабления. Показателен
и следующий фактический
Независимость судебной власти означает
невмешательство кого-либо в принятие
решений по любым делам, которые
рассматриваются в судах. Вместе
с тем известно, что на деле суды,
равно как прокуроры и
Следовательно, смысл судейской
независимости и обусловленные
этим несменяемость и
В рассматриваемом плане отметим то, что ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – в современной России должны не только взаимодействовать, но и дополнять друг друга при осуществлении основных целей, задач, функций государства, при условии, что это допускает Конституция, федеральные законы. В этой связи можно указать на факты «переплетения» компетенции ветвей власти, предусмотренные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами. Так, по Конституции РФ законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Президент страны, как видно, в эту ветвь не входит. Вместе с тем он подписывает федеральные законы, а также издает указы нормативного характера. К тому же, он традиционно осуществляет и некоторые функции, тесно связанные с правосудием: назначение судей, помилование преступников. Примечательно в рассматриваемом аспекте и то, что законодатель объявляет амнистию и решает вопрос о назначении судей высших судов. Судебная власть, в свою очередь, не только разрешает споры и наказывает правонарушителей, но и отменяет решения законодательной и исполнительной властей при несоответствии их Конституции РФ и законам, то есть в определенном смысле корректирует их деятельность.
Судебная власть в конституционной
системе разделения властей характеризуется
еще одной особенностью. Имеется
в виду то, что судебная практика
все более признается специалистами-правоведами
в качестве источника права. При
этом приводится следующий ход рассуждений.
До того как суды не истолковали
правовую норму, не применили ее по
конкретному делу, она нередко
представляет собой непроверенную
декларацию. Уже само по себе толкование
судом Конституции и других законов,
подзаконных актов становится источником
права, поскольку оно является авторитетным
разъяснением смысла правовой нормы, ее
детализацией. Более того, суд может
столкнуться с противоречивым нормативным
правовым материалом и будет вынужден
решать вопрос о том, какой именно
нормативно-правовой акт является действующим.
Наиболее показательно в этом плане
– решение вопросов о конституционности
законов и о законности подзаконных
актов. По-видимому, с учетом этого
можно согласиться с тем, что
судебные решения по таким делам
следует рассматривать в
Важное значение для судебной власти
имеет часть 2 ст. 46 Конституции РФ.
Здесь утверждается, что «решения
и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц
могут быть обжалованы в суд». Можно
сказать, что эта формулировка Конституции
РФ предоставляет существенную государственную
(контрольную) власть судам, позволяющую
им оценивать с позиции
Существенный шаг в этом направлении будет сделан тогда, когда ст. 46 Конституции РФ будет применяться в полной мере. Здесь целесообразно отметить и то, что без действенного судебного контроля над государственными и местными учреждениями, над частным сектором в стране сложно будет говорить об упрочнении режима законности. Сказанное выше подтверждает обоснованный в юридической литературе вывод о том, что судебная власть осуществляется на основе взаимодействия с другими ветвями государственной власти.10
Информация о работе Судебная власть в сфере государственного управления