Судебная власть в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе автор рассматривает судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве и раскрывает сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же автор раскрывает понятия её основных признаков.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие судебной власти и содержание её основных признаков
3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
4. Роль судей Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере управления и их статус
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение 1. Схема: Судебная власть
8. Приложение 2. Схема: Судебная система РФ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Отдельного рассмотрения требует  статус судьи Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин  Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее  сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области  права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут  вноситься Президенту Российской Федерации  членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и  федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда Российской федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления  Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается. В ст. 11 Закона дан перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Так, судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного  представительства, в суде, арбитражном  суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в  получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать  в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать  в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может  также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в  печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом  рассмотрения в Конституционном  Суде Российской Федерации, а также  который изучается или принят к рассмотрению Конституционным  Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Гарантии независимости судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  приведены в ст. 13 Закона.

Независимость судей Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, особым порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи, правом на отставку, обязанностью установленной процедуры  конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства  в судебную деятельность, предоставлением  судье материального и социального  обеспечения, гарантией безопасности, соответствующих его высокому статусу  которого не могла быть известна в  момент задержания, по выяснении его  личности подлежит немедленному освобождению.

 Должностное лицо, произведшее  задержание судьи Конституционного  Суда Российской Федерации на  месте преступления, немедленно  уведомляет об этом Конституционный  Суд Российской Федерации, который  в течение 24 часов должен принять  решение о даче согласия на  дальнейшее применение этой процессуальной  меры или об отказе в таковом.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключение следует отметить, что  закрепленные Конституцией РФ принципы судопроизводства в России реализуются  с большим трудом: имеет место  противодействие и давление со стороны  других ветвей власти, посягающих на независимость  судей. Это объясняется тем, что  до сих пор отсутствует необходимый  механизм, позволяющий сбалансировать деятельность различных ветвей власти. Исходя из этого, авторы констатируют, что в России традиционно слабым местом была и остается судебная власть. Все это предполагает необходимость  совершенствования законодательного обеспечения судебной деятельности, расширения масштабности гласности  обсуждения законопроектов о судебной власти, об увеличении ежегодного финансирования судов, о рачительном использовании  средств, направляемых на реконструкцию  судебных зданий, повышение уровня компьютеризации и информационного  обеспечения деятельности судов, решение  проблемы нормативной нагрузки судей, качественное обеспечение личной безопасности судей и охраны зданий (помещений) судов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. – 1996. – C6 3. – С. 9.

3. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – Екатеринбург, 1998.

4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447, СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.

5. Колоколов Н.А. Роль суда в механизме управления. – М., 2006. – 344 с.

6. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. – М., 2007.

7. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. – 2001. – C6 10.

8.  Уголовно-прцессуальный кодекс  РФ.

9. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000. стр.42.

10. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права»  Учебное пособие,  Краснодар - 1998.

11. Чиркин В.Е. О понятии «ветвь  государственной власти» // Государство  и политика. – 2003. – C6 4. – С. 5.

12. Никеров Г.Н. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. – 2001. – C6 3.

13. Ведяхина К.В. Разделение властей  как принцип Российского права  // Право и политика. – 2002. –  C6 5. – С. 21.

14. Чиркин В.Е. Судебная власть // Юридическая энциклопедия; под  ред. Б.Н. Топорнина. – М., 2001. – С. 1059.

15. Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (выпуск 2): Сборник научных трудов.- Казань: ООО «Офсет-сервис», 2007.-404 с. (Коллектив авторов).

16. Постановление VI Всероссийского  съезда судей (2 декабря 2004 г.) «О  состоянии правосудия в Российской  Федерации и перспективах ее  совершенствования // Вестник Высшего  Арбитражного Суда. – 2005. – C6 2.

17. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ, СЗ РФ от 24.04.1995, № 17, ст. 1455, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

18. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ.

19. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Схема: Судебная власть

 

 

 

 

             

┌──────────────────────────┐

│Судебная   власть   в   РФ│

│осуществляется      только│

│судами   (никакие   другие│

│органы и  лица  не  вправе│

│принимать     на      себя│

│осуществление  правосудия)│              ┌──────────────────┐

│в лице:                   │              │Способы реализации│

│* судей                   │              │ судебной власти  │

│* присяжных,  народных   и│              └────────┬─────────┘

│  арбитражных заседателей,│  ┌─────────────────┐   │   ┌────────────────┐

│  привлекаемых           в│ │Конституционного │   │   │Гражданского    │

│  установленном    законом│ │судопроизводства │_──┼──_│судопроизводства│

│  порядке к  осуществлению│ └─────────────────┘   │   └────────────────┘

│  правосудия              │ ┌─────────────────┐   │   ┌────────────────┐

└──────────────────────────┘  │Административного│   │   │Уголовного      │

┌──────────────────────────┐  │судопроизводства │_──┴──_│судопроизводства│

│Судебная            власть│ └─────────────────┘       └────────────────┘

│самостоятельна и действует│

│независимо              от│

│законодательной          и│

│исполнительной властей    │

└──────────────────────────┘

 

 

 

 

Приложение2. Схема: Судебная система РФ

 

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│* Судебная система устанавливается  Конституцией РФ и  ФКЗ  "О  судебной│

│  системе РФ"                                                          │

│* Единство судебной системы  обеспечивается путем:                      │

│  - установления судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ "О  судебной│

│    системе РФ"                                                        │

│  - соблюдения  всеми   федеральными   судами   и   мировыми   судьями │

│    установленных  федеральными законами правил судопроизводства        │

│  - применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных│

│    законов,  федеральных  законов,  общепризнанных  принципов  и  норм│

│    международного  права  и  международных  договоров  РФ,   а   также│

│    конституций (уставов) и других законов субъектов РФ                │

│  - признания обязательности исполнения на всей территории РФ  судебных│

│    постановлений, вступивших в законную силу                          │

│  - законодательного закрепления  единства статуса судей                │

│  - финансирования федеральных  судов и мировых  судей  из  федерального│

│    бюджета                                                            │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                  Порядок создания и управления судов                  │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

                  ┌────────────────────────────────────┐

             ┌────┤Федеральные суды и  суды субъектов РФ├─────┐

             │    └────────────────────────────────────┘     │

     ┌───────┴─────────┐                            ┌────────┴────────┐

  ┌──┤Федеральные суды  ├────────────────────┐       │Суды субъектов РФ├─┐

  │  │                 ├─────┐              │       │                 │ │

  │  └─────────────────┘     │              │       └─────────────────┘  │

                                                                        │

┌─────────────────────┐┌───────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐  │

│                     ││   Высший  ││Конституционный││Конституционные│  │

│  Верховный Суд РФ   ││Арбитражный││     суд  РФ    ││(уставные) суды│_─┤

│                     ││   Суд РФ  ││               ││               │  │

└──────────┬──────────┘└──────┬────┘└───────────────┘└───────────────┘  │

           │                  │                           ┌──────────┐  │

                              │                           │ Мировые │_─┘

┌──────────────────────────┐  │                           │   судьи  │

│┌────────────┐┌──────────┐│                              └──────────┘

││  Верховные ││Суды      ││┌─────────────────────────┐  ┌───────────────┐

││    суды    ││автономной│││Федеральные   арбитражные│ │* Суды         │

││  республик ││области  и│││суды округов (арбитражные│ │  осуществляют │

││            ││автономных│││кассационные инстанции)  │ │  судебную     │

Информация о работе Судебная власть в сфере государственного управления