Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:08, реферат
Государство в России на протяжении всей ее истории играло значительную роль, а в XVIII в. упрочнение государственности превратило Россию в великую державу. В результате реформ первой половины XVIII в. сформировался сложный и разветвленный государственный аппарат, основанный на строгом разделении функций управления и суда, единоличном решении вопросов при их коллегиальной подготовке, институализированной системе органов контроля за законностью его деятельности. В XVIII в. на смену сословной "государевой" административной и военной службе пришла государственная служба, завершился процесс становления российской бюрократии как особого привилегированного круга лиц, осуществляющих государственное управление.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1 Причины и предпосылки реформ Петра I ……………………………………… 6
2 Реформы Петра I в сфере государственного управления……………………… 7
2.1 Реформа центральных органов власти и управления ...……………………... 7
2.2 Реформа местного управления ………………………………………………... 9
Заключение……………………………………………………………………..…… 11
Список использованных источников…………………………………………..….. 16
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Причины и предпосылки реформ Петра I ……………………………………… |
6 |
2 Реформы Петра I в сфере государственного управления……………………… |
7 |
2.1 Реформа центральных органов власти и управления ...……………………... |
7 |
2.2 Реформа местного управления ………………………………………………... |
9 |
Заключение…………………………………………………… |
11 |
Список использованных источников…………………………………………..…. |
16 |
Введение
Государство в России на протяжении всей ее истории играло значительную роль, а в XVIII в. упрочнение государственности превратило Россию в великую державу. В результате реформ первой половины XVIII в. сформировался сложный и разветвленный государственный аппарат, основанный на строгом разделении функций управления и суда, единоличном решении вопросов при их коллегиальной подготовке, институализированной системе органов контроля за законностью его деятельности. В XVIII в. на смену сословной "государевой" административной и военной службе пришла государственная служба, завершился процесс становления российской бюрократии как особого привилегированного круга лиц, осуществляющих государственное управление.
Актуальность темы исследования. Центральное место в истории России первой половины XVIII в. занимают преобразования Петра I.Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Петровская эпоха представляет собою уникальный исторически период, знаменующий собою невероятный исторический пример успешных реформ, небывалых по размаху и глубине. Поэтому изучение этой эпохи не утратило своей актуальности, несмотря на огромное количество исследований отечественных и зарубежных авторов: слишком велико поле деятельности.
Современным российским государством в настоящее время решаются сложные проблемы в сфере реформирования системы управления и многие из этих проблем имеют глубокие исторические корни. Российская империя XVIII столетия и Российская Федерация XXI века в силу исторических условий вынуждены решать одни и те же проблемы - усиление центральной власти, унификация административной и судебной системы на огромной территории. Необходимо конечно учитывать, что современное российское общество значительно отличается от общества первой половины XVIII века, и характер изменений в системе управления в Российской империи эпохи Петра Iи современной Российской Федерации различен, но именно сегодня, в эпоху значительных перемен необходимо учитывать национальный, как позитивный, так и негативный, исторический опыт преобразований в системе государственного и местного управления. Все вышесказанное определяет актуальность темы данного исследования.
По степени разработанности данная тема является довольно хорошо изученной, что свидетельствует о постоянном внимании историков и юристов к различным аспектам развития системы управления в России XVIII века. Вопросами, связанными с преобразованиями в системе управления России XVIII века занимались такие ученые историки и правоведы как: Анисимов Е.В., Быстренко В.И., Мигунова Т.Л., Омельченко О.А., Павленко Н.И. и др. работы некоторых из этих авторов использованы в данной курсовой работе.
Объектом исследования является деятельность Петра I в области государственного и местного управления Российской империи.
Предметом исследования выступают реформы центральных органов государственного управления и реформы местного управления в период правления Петра I.
Целью данной контрольной работы является изучение преобразований в системе управления России в XVIII веке при Петре I.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику системы высших центральных и местных органов управления;
изучить реформы Петра I в государственном управлении, а именно: реформу центральных органов государственного управления и реформу местного управления и самоуправления. Материалы, составившие основу исследования, были изучены и подвергнуты анализу с учетом хронологии событий, необходимости получения историко-юридической информации из прорабатываемых научных источников.
Данная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, основной части, где дается понятие системы высших центральных и местных органов управления, существовавшей в России в первой половине ХVIII века, изучаются реформы, проведенные Петром I. В конце работы дается заключение содержащее выводы по проведенному исследованию.
1 Причины и предпосылки реформ Петра I
В царствование Петра I были проведены реформы во всех об областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства1.
В отечественной историографии сложилось два противоположных взгляда на эпоху петровских реформ, на их причины и результаты. Одни историки полагают, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, другие считают, что Россия была подготовлена к этим преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Но все сходятся в одном: петровская эпоха явилась беспрецедентной по количеству и качеству реформ, произведенных верховной властью. Жизнь страны - политическая, экономическая, социально-культурная - изменилась за несколько десятилетий коренным образом. По мнению доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова А. Уткина "Петр Великий внес самый большой вклад в европейскую историю того времени. В период его правления Россия, находящаяся на восточной периферии Старого Света и преобразованная им в империю, стала играть ведущую роль в Европе. Благодаря петровским преобразованиям Россия совершила мощный модернизационный рывок. Это позволило нашей стране встать в первый ряд ведущих европейских стран2. Итак, рассмотрим более подробно реформы государственного и местного управления проведенные Петром I.
2 Реформы Петра I в сфере государственного управления
2.1 Реформа центральных органов власти и управления
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы3.
В начале XVIII в. вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции "ока и уха государева".
В начале XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:
1) 1699 г. - начало XVIII в., когда
ряд приказов был объединен
под руководством одного лица
с сохранением аппарата
2) Реформа 1718-1720 гг., которая
упразднила большинство
В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Камер - и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).
В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каждая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили "доношениями". Коллегиям предоставлялось право доносить царю о том, в чем они "усматривали государственную пользу". При коллегии состоял фискал, а позже прокурор, контролирующий их деятельность4.
Количество коллегий не было постоянным. В 1722 г., например, была ликвидирована Ревизион-коллегия, но позже восстановлена. Для управления Украиной в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, несколько позже - Коллегия экономии (1726г.), Юстиц-коллегия, Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. Руководили коллегиями (являлись их президентами) наиболее близкие сподвижники Петра I: А.Д. Меньшиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин и др.
2.2 Реформа местного управления
Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ "Об учреждении губерний и о росписи к ним городов" от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская - позднее С. - Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская - позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра, причем носила она фискальный характер. Кроме того, губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.
С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, т.к. первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров. Однако институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян).
Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления5.
Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков. Сенат, например, действовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни.
Заключение
Таким образом, рассмотрев систему управления России в первой половине ХVIII века можно сделать следующие выводы:
1. Преобразования, которые
произошли в России охватили
практически все стороны жизни
страны: экономику, политику, науку, быт,
внешнюю политику, государственный
строй. Особенно большое внимание
уделялось системе управления
как государственного, так и местного.
При этом государственное
Информация о работе Реформы Петра I в сфере государственного управления