Реформы системы государственного управления в 90-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: данная тема является актуальной в современной России, т. к. затрагивает интересы современного общества Российской Федерации. Именно с правильным развитием и пониманием важности данной проблемы современное российское общество сможет пройти на новые, демократические пути развития. Анализируя современные реформы, общество, а вместе с ним и руководство страны, сможет увидеть достоинства и недостатки реформ, а значит, приводить в действие новые реформы, которые улучшат жизнь и условия граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Реформы системы государственного управления в 90-е гг.……….…6
1.1 Реформирование системы государственного управления в СССР нач. 90-х гг. XX в……………………………….…………………………..6
1.2 Система органов государственной власти по Конституции 1993 г..12
1.3 Система местного самоуправления по Конституции 1993 г.;……...26
Глава 2. Современные административные реформы 2000-2010 гг.:…………34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список источников и литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Оригинал.docx

— 606.80 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Реформы системы государственного управления в 90-е гг.……….…6

    1.1 Реформирование системы государственного управления в СССР нач. 90-х гг. XX в……………………………….…………………………..6

      1.2 Система органов государственной власти по Конституции 1993 г..12

      1.3 Система местного самоуправления по Конституции 1993 г.;……...26

Глава 2. Современные административные реформы 2000-2010 гг.:…………34

Заключение……………………………………………………………………….38

Список источников и литературы……………………….…………….………..41

Приложения

Приложение  А Система органов государственной власти в период перестройки……………………………………………………………….……..43

Приложение  Б.Система государственной власти РФ....………………….…..44

Приложение  В Правительство РФ……………………………………………..45

Приложение  Г Система законодательной власти в РФ………………………46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

           В 1990 г. СССР распался, приведя тем самым к смене  политического и идеологического  курса. Все это привело к тому, что руководство страны встало перед  главной задачей – реформированию государственной системы управления. В предшествующие годы государственное управление строилось лишь на том, что в стране существовала лишь одна партия. После распада СССР и установления демократического режима в России установилась многопартийность.

     Актуальность: данная тема является актуальной в современной России, т. к. затрагивает интересы современного общества Российской Федерации. Именно с правильным развитием и пониманием важности данной проблемы современное российское общество сможет пройти на новые, демократические пути развития. Анализируя современные реформы, общество, а вместе с ним и руководство страны, сможет увидеть достоинства и недостатки реформ, а значит, приводить в действие новые реформы, которые улучшат жизнь и условия граждан.

     Особенностью  функционирования системы государственного управления является то, что политическая элита имеет другой опыт. Так в СССР существовала однопартийная система, а сейчас, вследствие установления демократического режима, многопартийная. Таким образом люди не научились грамотно выражать свое мнение и защищать его. Ранее существовала жесткая цензура, где каждый человек лишь был «винтиком» в системе, а сегодня права каждого человека защищаются, и более того, права гражданина становятся вровень с правами государства. Сейчас, конечно, система государственного управления все равно напоминает систему государственного управления в СССР: инициативность чиновников осталась на малом уровне, большая концентрация власти в руках президента, что напоминает Генерального Секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза

     Объект  исследования: объектом исследования являются органы государственной власти и управления, а так же органы местного самоуправления.

     Предмет: предметом курсовой работы является процесс формирования системы органов государственной власти и местного самоуправления в нач. 90-х гг. XX в. – 2010  г. XXI в.

     Цель: целью курсовой работы является исследование процесса реформирования системы государственного управления в 90-е гг. XX в. – 2010 г. XXI в.

     Задачи: для того, чтобы последовательно раскрыть цель данной курсовой работы, нужно изучить процесс реформирования системы государственного управления в СССР в начале 90-х гг. XX в., проанализировать систему государственной власти по Конституции 1993 г., рассмотреть систему местного самоуправления по Конституции 1993 г. и провести сравнительный анализ Федерального Закона «Об общих принципах построения местного самоуправления» 1995 г. с Федеральным Законом «Об общих принципах построения местного самоуправления» 2003 г., показать изменения в системе государственного управления 2000-2010 гг.

     Историография: в учебнике Омельченко Н. А. очень интересно раскрывается проблема взаимодействия Президента РФ и Государственной Думы РФ.1 В нашей стране сложилась президентская республика, т. е. власть больше сконцентрирована в руках президента, а не парламента страны. По его мнению, сильная власть Президента обусловлена тем, что в процессе создания института Президентства 1991-93 гг., Б. Н. Ельцин неоднократно встречался с сопротивлением парламента, и для того чтобы провести весь курс политических реформ, ему пришлось сконцентрировать власть в своих руках. В учебнике Мухаева Р. Т. раскрывается роль системы государственного управления в РФ2 Очень интересно мнение по поводу отсталости России дано Г. В. Атаманчуком. Он говорил»   «Все начальники, начиная с сельского уровня, были приучены всегда смотреть вверх и твердо знали, что их собственная судьба зависит от решений «верхов». Что же происходило внизу, их особо не интересовало, а если и возникал интерес, то только по велению «верхов». Отсюда наша вечная отсталость, неустроенность жизни, запущенность производительных сил, а в них, главным образом, человеческого потенциала»3.

     Источниковая  база: для написания и раскрытия реформы государственного управления использовались: Конституция РФ 1993 г.; Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.04.96; Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О создании института полномочных представителей»; указ Президента РФ от 19 января 2010 г. N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 90-е гг. XXв. 
 

    1.  Реформирование системы государственного управления в СССР нач. 90-х гг. XX в
 

    Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского союза  М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 - 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка, на наш взгляд, была задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии Коммунистической Партии Советского Союза на власть, путем проведения незначительных  реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.

    Традиционно начало всем изменениям положила ротация  партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных  партийных организаций, 40% членов Центрального Комитета.

    Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено  в системе контроля промышленной продукции - службу государственных  инспекторов по надзору за качеством  промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных  промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.

    В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения  между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической  самостоятельностью:  предприятия  сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную  сверх госзаказа, получали право  выхода на внешние рынки, поиск инвесторов и т.п. Роль министерств сводилась  к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению  государственного заказа. К 1989 г. стало  ясно, что закон потерпел фиаско.

    Практическое  воплощение идей политической перестройки  получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых  неотложных мерах по практическому  осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

    Высшим  органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный  Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось  значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

    Выборы  народных депутатов зимой - весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР.

    В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов  отменил ст.6 Конституции СССР и  избрал М.С. Горбачева Президентом  СССР, однако без всенародных выборов  этот пост был лишен необходимой легитимности.

    В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и  КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем  контроля за бывшей государственной  собственностью. В частности, с 1985 г. по 1991 г. советский золотой запас  сократился с 2.500 до 240 т., судьба более  чем 2 тыс. т. до сих пор остается неизвестной. Реформы М.С. Горбачева и возвращение  к якобы более демократическим  формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что  вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения.

    Так же в СССР был введен институт Президентства. Президент избирался Съездом  Народных Депутатов.

       В процессе перестройки происходила  дискредитация социалистической идеологии в СССР. Перестройка легитимизировала действия националистов в глазах населения и укрепила дезинтеграционные процессы в государстве. Новые идеи, связанные с построением правового государства, способствовали ослаблению партийной вертикали, право наций на самоопределение вплоть до отделения стало декларироваться как конституционное. Республиканские элиты получили возможность требовать расширения своих полномочий в области государственного управления. Выборы подтвердили более высокую легитимность республиканских элит по сравнению с союзным руководством. Это и помогло им провозгласить суверенитет республик и получить независимость от центра. В этот период роль союзного руководства все более ослабевала, а руководство республик укрепляло собственные политические позиции. Регионализация власти стала фактом к началу 1991 г.  Для того, чтобы остановить процесс распада страны был предпринят ряд шагов. Проведенный в марте 1991 г. Референдум по вопросу о сохранении Советского Союза выявил в стране большое число сторонников сохранения федеративного социалистического государства (76% от числа голосовавших высказалось за сохранение СССР). Одновременно большинство россиян (около 80% от числа голосовавших) поддержали идею введения поста президента РСФСР4. 12 июня 1991 г. Прошли первые всенародные выборы, в результате которых первым Президентом России стал Б.Н.Ельцин. Этот факт ставил вопрос о необходимости перераспределения властных полномочий между союзным и республиканскими центрами. К августу 1991 г. Был подготовлен проект Союзного договора. Его подписание означало бы переход к действительно федеративному государству, устранению ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену ими новыми. Союзный договор лишал верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий, поэтому консерваторы в руководстве страны решили не допустить его подписания.

       В этих условиях происходят  события 19 – 21 августа 1991 г.                  В отсутствие М.С.Горбачева, находившегося  на отдыхе в Крыму, был учрежден  Государственный комитет по чрезвычайному  положению (ГКЧП). В него вошли  вице-президент Г.И.Янаев, премьер-министр  В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель КГБ В.А.Крючков,  председатель Крестьянского союза  СССР В.А.Стародубцев, президент  Ассоциации государственных предприятий  СССР А.И.Тизяков, заместитель  председателя Совета обороны  О.Д.Бакланов. ГКЧП объявил о введении  чрезвычайного положения в ряде  районов СССР,  о реформировании  структур власти, противоречащих  Конституции СССР,        о приостановке деятельности  оппозиционных партий, запрете митингов         и демонстраций, о проведении  в ближайшем будущем экономических  реформ. Заявления ГКЧП были подкреплены  вводом войск в столицу. Был  объявлен комендантский час. На  этом активные действия ГКЧП  прекратились, и инициатива стала  переходить к оппозиции, которую  возглавил Б.Н.Ельцин, уже к утру 19 августа издав серию указов, квалифицирующих действия ГКЧП  как государственный переворот.             22 августа 1991 г. Члены ГКЧП были арестованы. М.С.Горбачев вернулся      в Москву. 

Информация о работе Реформы системы государственного управления в 90-е гг