Реформы системы государственного управления в 90-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: данная тема является актуальной в современной России, т. к. затрагивает интересы современного общества Российской Федерации. Именно с правильным развитием и пониманием важности данной проблемы современное российское общество сможет пройти на новые, демократические пути развития. Анализируя современные реформы, общество, а вместе с ним и руководство страны, сможет увидеть достоинства и недостатки реформ, а значит, приводить в действие новые реформы, которые улучшат жизнь и условия граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Реформы системы государственного управления в 90-е гг.……….…6
1.1 Реформирование системы государственного управления в СССР нач. 90-х гг. XX в……………………………….…………………………..6
1.2 Система органов государственной власти по Конституции 1993 г..12
1.3 Система местного самоуправления по Конституции 1993 г.;……...26
Глава 2. Современные административные реформы 2000-2010 гг.:…………34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список источников и литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Оригинал.docx

— 606.80 Кб (Скачать)

     Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Президентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.

     К ведению Совета Федерации относятся8:

     • утверждение изменения границ между  субъектами РФ, указов Президента РФ о  введении военного или чрезвычайного положения;

     • решение вопроса об использовании  Вооруженных Сил за пределами  территории России;

     • назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности;

     • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

     Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой  федеральные законы по вопросам:

     • федерального бюджета, федеральных  налогов и сборов;

     • финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

     • ратификации и денонсации международных  договоров России;

     • статуса и защиты государственной  границы России;

     • войны и мира.

     Совет Федерации принимает постановления  большинством голосов от общего числа  его членов.

     Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

     С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной  барьер повышен до 7 %. Новые правила  были установлены специально для  того, чтобы отсечь явно непроходные  партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

     К ведению Государственной Думы относятся9 (см. прил. Б):

     • решение вопроса о доверии  Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ;

     • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;

     • объявление амнистии;

     • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

     • принятие федеральных законов.

     Несмотря  на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная  власть является нелюбимым детищем в значительной части общества, особенно в СМИ. Одна из причин заключается в том, что узки ее конституционные рамки, урезаны полномочия, к минимуму сведены контрольно-надзорные функции10.

     Правительство Российской Федерации11:  

     • разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, о чем отчитывается перед Государственной Думой;

     • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

     • осуществляет управление федеральной  собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

     • координирует деятельность федеральных  органов исполнительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной политике; реформе научной сферы и отраслей инфраструктуры; национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами — участниками СНГ; правоохранительной деятельности;

     • осуществляет иные полномочия, возложенные  на него федеральными законами, указами  Президента РФ;

     Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления  и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

     Председатель  Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Председатель Правительства РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере внешнеэкономических связей, обороны и безопасности страны.

     Систему федеральных органов исполнительной власти образуют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

     Министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление соответствующей сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции координации оно выполняет в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются и освобождаются Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

     Судебная  власть: судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Единство  судебной системы России обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом.

     Все судьи обладают единым статусом и  различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, если он не был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста.

      Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

     Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

     • федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

     • конституций республик, уставов, законов  и иных нормативных актов субъектов РФ;

     • договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ;

     • не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

     Конституционный Суд разрешает также споры  о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ.

     В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из них утверждается персонально Советом Федерации  по представлению Президента РФ на 12 лет.

      Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

     Каждый  судья Верховного Суда назначается  Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судья федерального уровня получает по указу Президента РФ.

     Состав  Верховного Суда РФ включает 115 судей.

     Высший  Арбитражный Суд  РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

     Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

     Мировые судьи РФ являются судьями общей  юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. На мировых судей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, материального обеспечения, установленные законом. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, в пределах судебного участка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Система местного самоуправления

     Отдельная глава Конституции посвящена  органам местного самоуправления в  Российской Федерации. По новой Конституции  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В то же время они являются органами публичной власти, наделенными  властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут  наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления. Через выборные и другие органы местного самоуправления12.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Конституцией РФ населению предоставлено право на местное самоуправление, самостоятельное решение вопросов местного значения. Государственная власть и местное самоуправление — две формы народовластия. Местное самоуправление является основой демократического строя, важнейшим элементом гражданского общества. В России оно имеет глубокие исторические корни, но лишь в 1998 г. страна ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления.

     Местное самоуправление выступает эффективным  средством активизации граждан, удовлетворения самых насущных, повседневных потребностей человека, поддержания социальной и политической стабильности в обществе, воплощения разнообразных форм национально-культурного развития народов России.

     Государственная политика в области местного самоуправления направлена на формирование условий реализации его полномочий, обеспечение гарантий самостоятельности. Она базируется на принципах системной его поддержки, невмешательства государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления и реализуется с помощью методов правового регулирования, административного обеспечения (наделения соответствующей компетенцией), бюджетного регулирования. Реализация государственной политики должна обеспечить улучшение условий жизни населения, обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с органами власти и общественного контроля, повышение стабильности в государстве13.

Информация о работе Реформы системы государственного управления в 90-е гг