Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа
Актуальность: данная тема является актуальной в современной России, т. к. затрагивает интересы современного общества Российской Федерации. Именно с правильным развитием и пониманием важности данной проблемы современное российское общество сможет пройти на новые, демократические пути развития. Анализируя современные реформы, общество, а вместе с ним и руководство страны, сможет увидеть достоинства и недостатки реформ, а значит, приводить в действие новые реформы, которые улучшат жизнь и условия граждан.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Реформы системы государственного управления в 90-е гг.……….…6
1.1 Реформирование системы государственного управления в СССР нач. 90-х гг. XX в……………………………….…………………………..6
1.2 Система органов государственной власти по Конституции 1993 г..12
1.3 Система местного самоуправления по Конституции 1993 г.;……...26
Глава 2. Современные административные реформы 2000-2010 гг.:…………34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список источников и литературы………
Местное самоуправление активно взаимодействует с государственной властью, завершает систему органов власти страны. Это то последнее звено, где должны исполняться законы и решения государственной власти.
Муниципальными образованиями могут быть города, районы, поселки, сельские округа, иные населенные пункты или территории. Определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ, исторических и иных местных традиций. Не допускается подчинение одних муниципальных образований другим муниципальным образованиям14.
Местное самоуправление как деятельность населения муниципального образования по осуществлению власти на определенной территории имеет свои формы реализации. Так же как государственная власть, муниципальная власть может осуществляться в формах непосредственной либо представительной демократии. И те и другие формы представляют собой формы организационной деятельности местного самоуправления.
Организационная деятельность местного самоуправления имеет свои собственные формы, закрепленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно названному Закону местное самоуправление представляет собой самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Другими словами, Закон предполагает сочетание форм непосредственной и представительной демократии при решении вопросов местного значения.
При
этом Федеральный закон о местном
самоуправлении, называя непосредственные
формы демократии, в которых может
быть осуществлено местное самоуправление,
делит их на два вида: а) формы
непосредственного
Кроме
четкого разделения непосредственных
форм демократии на названные группы
Закон о местном самоуправлении
2003 г. более детально по сравнению
с прежним Законом
Местный
референдум и в новом Законе остается
самой главной формой непосредственного
осуществления населением местного
самоуправления. При этом Закон расширяет
перечень субъектов, имеющих право
инициировать проведение местного референдума.
В отличие от старого правила,
закрепленного в Законе 1995 г., по
которому инициатива могла исходить
только от населения и представительного
органа, теперь инициативу могут выдвинуть:
граждане, избирательные объединения,
иные общественные объединения, уставы
которых предусматривают
Появилась новая форма решения населением вопросов местного значения - голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Определяя общий порядок проведения такого голосования, законодатель обязывает муниципальные образования устанавливать в своих уставах основания для отзыва депутата и иного выборного должностного лица муниципального образования, однако при этом предусматривает, что основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) названных лиц в случае их подтверждения в судебном порядке
Следующей формой, закрепленной новым Законом о местном самоуправлении, является сход граждан. В отличие от Закона 1995 г. о местном самоуправлении, в котором сход и собрание как формы осуществления местного самоуправления закреплялись в одной статье, Закон 2003 г. закрепил сход граждан как самостоятельную форму. Более того, Закон прямо установил тот случай, когда должна применяться именно такая форма, как сход граждан. В поселении, где численность жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, сход осуществляет полномочия представительного органа. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения, а органы и другие лица муниципального образования обеспечивают исполнение этих решений.
Такие
формы, как референдум, выборы, голосование
по досрочному отзыву выборного должностного
лица, сход граждан, являются формами
непосредственного решения
Иные формы, закрепленные в главе 5 Закона 2003 г., являются формами участия населения в решении вопросов местного значения. Первой из них в Законе закреплена правотворческая инициатива граждан (в Законе 1995 г. - народная правотворческая инициатива). В отличие от прежнего Закона, в котором закреплялось только право граждан на правотворческую инициативу, в нынешнем очередном акте установлены общие правила реализации такой инициативы. Так, в Законе установлено, что минимальная численность инициативной группы не должна превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Установлен срок (3 месяца со дня внесения), в течение которого проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления. В Законе указывается, что правотворческая инициатива может быть реализована путем внесения именно проекта муниципального правового акта, а не предложения о принятии акта по тому или иному вопросу.
Совершенно
по-новому, более широко, регламентируется
в Законе реализация такой формы,
как территориальное
Если ст. 27 Закона 1995 г. закрепляла лишь понятие территориального общественного самоуправления и ничего более, то в Законе 2003 г. кроме определения понятия территориального общественного самоуправления устанавливаются и правила создания, регистрации территориального общественного самоуправления, иные положения. В этом плане в Законе получили решение многие вопросы, которые не были решены на местах либо решались по-разному. Так, в Законе определены территории, где может быть создано территориальное общественное самоуправление, порядок установления границ этих территорий, формы осуществления территориального общественного местного самоуправления. Однако в правовой регламентации территориального общественного самоуправления есть ряд спорных моментов. В п. 5 ст. 27 Федерального закона установлено, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом. По сложившемуся в юридической литературе определению юридического лица, им может быть созданная в предусмотренной законом форме организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде, арбитраже и третейском суде.
Под
территориальным общественным самоуправлением
согласно ст. 27 Федерального закона 2003
г. понимается самоорганизация граждан
по месту их жительства для самостоятельного
осуществления собственных
Спорным является и вопрос о том, могут ли быть закреплены в Законе исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Ведь ТОС - это самоорганизация, как определил законодатель. Самоорганизуясь, граждане сами определяют перечень вопросов, решение которых берут на себя.
В
качестве положительной характеристики
правового регулирования
Совершенно новыми формами участия населения в решении вопросов местного значения являются публичные слушания и опрос граждан15.
Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, а опрос граждан - для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Если публичные слушания могут проводиться по инициативе только субъектов муниципального образования, то опрос граждан может быть проведен как по инициативе органов местного самоуправления, так и по инициативе органов государственной власти субъектов Федерации. В последнем случае инициатива государственных органов может быть реализована только по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
В определенных Законом случаях публичные слушания представляют собой обязательную стадию обсуждения муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (проекта устава муниципального образования, местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования, вопросов о преобразовании муниципальных образований).
В отношении опроса граждан в Законе закрепляется, что в правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении такого опроса должны устанавливаться: дата и сроки проведения опроса, формулировка вопроса, методика проведения опроса, форма опросного листа, минимальная численность жителей, участвующих в опросе. Поскольку такая форма, как опрос, может быть проведена на территории небольшого сельского поселения, возникает вопрос: есть ли возможность у такого поселения разрабатывать на хорошем профессиональном уровне методику проведения опроса? Думается, что в этом случае методическую помощь могут оказать органы государственной власти соответствующего субъекта.
Более детально в Законе прописано положение такой формы, как собрание граждан, которое согласно может проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления. Собрания граждан в отличие от схода граждан проводятся лишь на части территории муниципального образования. Другими словами, собрание может являться формой осуществления как местного самоуправления, так и территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и другими лицами местного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания могут осуществляться конференцией.
Сохранилась
в Законе и такая форма, как
обращения граждан в органы местного
самоуправления. Закон говорит и
о возможности использования
иных форм непосредственного
При
этом Закон устанавливает два
основных принципа реализации этих форм
- законность и добровольность. Государственные
органы и их должностные лица, органы
и должностные лица местного самоуправления
обязаны содействовать
Порядок реализации многих названных форм должен определяться согласно Закону в уставе муниципального образования и (или) нормативном акте представительного органа местного самоуправления. Задача органов местного самоуправления - создать достаточную правовую базу для того, чтобы население могло воспользоваться правом участвовать в решении вопросов местного значения
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ 2000-2010 гг.
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000.
Федеральные
округа не являются субъектами или
иной конституционной частью административно-
Список Федеральных округов:
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010 полномочным представителем которого стал Хлопонин А. Г.
Информация о работе Реформы системы государственного управления в 90-е гг