Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 09:08, курсовая работа
Объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение.
Государственное и муниципальное управление – это особого рода социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах.
Введение…………………………………………….………………….……3
Глава 1. Реформы. Исходные ситуации, пути решения и достижения.…………………………………………………………….……7
Глава 2. Анализ реформ США, Великобритании, Германии, Бразилии, Южной Кореи, Китая, Канады и Австралии……………….….………..19
Глава 3. Практическое применение аналитического материала..…26
Заключение……………………………………………………………….....29
Список использованной литературы…………………………………….31
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государственного управления».
на тему: Последние реформы государственного управления.
Выполнил(а) студент(ка)
группы ДМГ-101
Багрянова Е. М.
Научный руководитель
Швецова Е. Д.
Москва,
2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………….…………
Глава
1. Реформы. Исходные ситуации, пути решения
и достижения.…………………………………………………
Глава 2. Анализ реформ США, Великобритании, Германии, Бразилии, Южной Кореи, Китая, Канады и Австралии……………….….………..19
Глава 3. Практическое применение аналитического материала..…26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….31
Введение
Социально-экономические реформы, произошедшие в России за последние годы, повысили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления.
Актуальность этих вопросов не вызывает сомнений. В настоящее время, поскольку окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движений.
В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения важных функций: оборонной, правовой, экономической, политической, арбитражной и социальной.
Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.
Системный
характер государственного управления
заключается в том, что он обеспечивает
единство распорядительного (командно-административного)
и партнерского (социально-консолидированного)
При разделении власти на государственную и муниципальную необходимо учитывать глубокое внутреннее различие между публичной и социальной (общественной) властью.
Особенностью публичной власти является непременное наличие санкционированных возможностей, делегируемых учредителями ее центрального аппарата представительному органу управления. Публичная власть обладает верховенством в решении вопросов государственного значения, публикуя распоряжения, обязательные для исполнения.
Вектор муниципального управления имеет направление
«снизу – вверх», будучи призванным адаптировать местный территориальный интерес к государственному. Смысл этой адаптации состоит в обустройстве среды непосредственного обитания человека, удовлетворении его первоочередных потребностей и налаживании межхозяйственных связей между территориями.
Все это составляет суть муниципального интереса, способствующего кристаллизации фундаментальных институтов гражданского общества и служащего отправной точкой в организации местного самоуправления. Объектом муниципального интереса являются вопросы местного значения, характер и особенности которых могут быть адекватно осознаны только людьми, непосредственно проживающими на данной территории. Удовлетворение муниципального интереса является обязательным условием для удовлетворения государственного интереса.
Субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления.
В федеративных государствах госвластью обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу.
В местном самоуправлении существуют различные орга- ны (представительный орган – совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.
Объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение.
Государственное и муниципальное управление – это особого рода социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах.
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические.
При изучении государственного и муниципального управления используются различные общенаучные и специальные методы.
При применении к изучению государственного и муниципального управления многие общенаучные методы имеют определенные особенности, ибо реальное манипулирование явлениями государственности, муниципального управления часто невозможно, так как нельзя, например, искусственно создать другое правительство с иными полномочиями, чтобы в сопоставлении проверить эффективность его деятельности.
Рассмотрение теории и практики государственного управления как целостной системы позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах проведения государственной политики, но и приобрести необходимые навыки и знания, необходимые государственным служащим для
профессионального исполнения обязанностей.
В учебном пособии рассматривается система органов государственного и муниципального управления, ее предназначение, обязанности и связи с обществом. Кроме того, затрагиваются актуальные вопросы государственного регулирования социально-экономических процессов и финансового обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Глава 1. Реформы. Исходные ситуации, пути решения и достижения.
Аналитическая часть будет подведена в сравнении 8 стран. Изучая реформы различных стран, я хотела-бы выделить, прежде всего, подход стран к решению ситуаций, методам и подходам к решению проблем, а так же на выводах и достижениях при подходах, применяемых каждой из стран.
Начнем с США, в которой исходная ситуация заключалась в том, что Федеративная система с сильными штатами и конституционно закрепленным разделением властей между различными ветвями и уровнями государственной власти. Слабая партийная дисциплина в высшем законодательном органе. Широко распространенное лоббирование частных интересов. Независимые и сильные законодательные комитеты, в целом сравнительно сильная законодательная ветвь власти. Склонность высшего законодательного органа к микроуправлению федеральной бюрократией. Система так называемых «сбора трофеев» в том, что касается политических назначений при смене администрации. Открытое и фрагментированное правительство опасность «патовых ситуаций».
Проблемы: Серьезное разочарование общественности, которое проглядывалось отчетливо выраженном недоверии к правительству со стороны граждан. Резкое ухудшение морального состояния служащих в системе федеральной государственной службы в конце 1980-х годов, а так же большой дефицит федерального бюджета.
Подход США к решению проблем заключался в создании в 1983 году Службы старших руководителей (8 тыс. государственных служащих). Культура свободного предпринимательства с упором на деловую деятельность, что обеспечивало оперативное внедрение различных подходов, позаимствованных у частного сектора. Трудности с созданием коалиций в поддержку той или иной конкретной реформаторской меры. Разногласия между элитой исполнительной власти и высшим законодательным органом во многих областях. Проведение в 1992 году «общенациональной проверки результатов деятельности» и принятие в 1993 году Закона о показателях и результатах деятельности органов государственной власти (стратегическое планирование и оценка результативности). Акцентирование внимания на внесении изменений в методы управления, а не на реформах структуры государственного управления (бюджетная реформа, обслуживание потребителей, оценка результативности). Рейган: упор на приватизации, передаче государственных функций внешним подрядчикам, взимании платы с пользователей. Широкое использование управленцев из частного сектора (12 тыс. чел. в рамках Комиссии Грейса). Руководство реформами осуществляли главным образом политические назначенцы, а не кадровые государственные служащие.
Таким образом, США допустили в 1999 году профицит бюджета. Многие результаты выглядят неоднозначно: множество достижений в плане повышения эффективности на микроуровне, усиление ориентации на потребителя и повышение восприимчивости. За период с 1993 по 1999 год численность государственных служащих федерального уровня сократилась на 17%, или на 377 тыс. чел. За период с 1994 по 1998 год доверие населения федеральным властям повысилось на 9 процентных пунктов. Факторы, вызывающие озабоченность: Резкое ухудшение морального климата среди государственных служащих федерального уровня в конце 1980-х годов. Планы повышения результативности, разработанные в соответствии с законом 1993 года, оказались в основном неудачными.
Ситуация в Австралии складывалась следующим образом: Федеративное государство при сильном федеральном правительстве. Мажоритарная избирательная система. Консерватизм. Англосаксонская административная традиция. Проблемы: Финансовое давление в середине 1980-х годов. Некоторое неприятие общественностью неэффективной государственной службы, но недостаточно настойчивые требования населения о проведении управленческих реформ. Отсутствие гибкости в области найма в государственном секторе.
Подход органов управления Австралии заключался в акцентировании внимания на повышении эффективности, сокращении расходов и рационализации системы государственного управления. Централизованное осуществление реформ, продвигаемых федеральными властями. Сочетание радикального и прагматического подходов. Раннее акцентирование внимания на доктрине «менеджеризма». Наметившийся в середине 1990-х годов акцент на приватизации и внедрении рыночных механизмов. В качестве первого шага создание в 1984 году Службы высших руководителей. Акцентирование внимания на открытом и конкурентном найме. Ранний переход к управлению, ориентированному на достижение конечных результатов, и бюджетному планированию программ. Упорядочивание структуры государственного управления и сокращение числа министерств с 27 до 16 в 1987 году.
Достижения Австралии были весьма ощутимы в рационализировании структуры государственного управления. Численность государственных служащих сократилась с 180 893 в 1986 году до 143 305 в 1996 году. Приватизирована значительная часть государственного имущества. Существенно пересмотрены приоритеты в сфере государственных расходов. Эффективность в целом существенно возросла. Изменилась культура государственной службы: сократился срок пребывания в должности государственных служащих, выросло число сторонников доктрины «менеджеризма», наметилось сближение с частным сектором, стало меньше отличий. Диверсифицировалось политическое консультирование министров. Факторы, вызывающие озабоченность: Проблемы морального состояния на среднем и низшем уровнях системы государственного управления. Ухудшение морального климата среди государственных служащих. Трудности в сфере управления выполнением контрактов.
В Великобритании ситуация, требующая определенных мер была заключена в том, что унитарная сильно централизованная система. Мажоритарная и весьма консервативная политическая система. Мощная исполнительная власть, в высшем законодательном органе страны последовательно поддерживается строгая партийная дисциплина. Чрезвычайно малое число ограничений на возможность исполнительной власти «спускать» сверху даже непопулярные реформы. Деполитизированная и укомплектованная высоко образованными людьми государственная служба. Проблемы: Обуздание инфляции. Сокращение потребности государственного сектора в заимствованиях. Представление о необходимости сокращения государственных расходов в % от ВВП. Сложившееся мнение о государственных служащих как о привилегированном классе самодовольных людей. Сложившееся мнение о слишком больших размерах и интервенционистском характере системы государственного управления.
Методика решения заключалась в реформах, основанных на идеологии монетаризма. Чрезвычайно сильное влияние сторонников доктрины «менеджеризма» и частного сектора. Широкое внедрение систем управления деятельностью и измерения ее результатов, широкое использование показателей деятельности (в т.ч. сравнительных таблиц для больниц и школ). Широкое использование исполнительных учреждений: создано 140 учреждений, составивших более 70% всего сектора государственной службы. Широкое использование консультантов в области управления. 1979—1983-е годы: сокращение численности государственных служащих. 1980-е годы: совершенствование финансового управления. 1987 годы: акцентирование
внимания на рыночных механизмах, введение классификации покупателей и поставщиков в сфере здравоохранения. 1991 год: рыночное тестирование; «Хартия граждан». Середина 1992 года: дальнейшее сокращение масштабов федеральных министерств по итогам проверок управления ими. Конец 1990-х годов: программа «Услуги прежде всего»; комплексные проверки расходов; инициатива «Максимальная полезность» в местном государственном управлении. Последовательная и жесткая реализация «спускаемых» сверху реформ.
Информация о работе Последние реформы государственного управления