Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой.
Объект исследования - система государственного управления в социальной сфере.
Предмет исследования – сущность, развитие, управление социальной сферой, основные проблемы и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность социальной сферы;
- рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
- показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферой;
- выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
- определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Файлы: 1 файл

Гос. управление соц.сферой (текст).doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют  эффективному функционированию таких  отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Социальная сфера представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие государства. Развитие социальной сферы - одна из наиболее важных задач государства. Она представляет собой обеспечение и развитие  взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась люди, чьим интересам  служит социальная политика. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.    Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.

Управление - непременное  внутренне присущее социальной сфере  свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В условиях перехода к  рыночной экономике, сопровождающегося  сильной дифференциацией населения  по доходу, безработицей, падением уровня жизни и благосостояния народа, что ведет к социальной напряженности в обществе, особая роль в эффективном социально-экономическом развитии страны принадлежит  государству, которое управляет социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня и качества жизни всех слоев населения, каждого человека. От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей, подавление негативных проявлений рыночного механизма в их развитии, осуществление заботы о подрастающем и старшем поколении, поддержка и развитие сферы  образования, культуры, здравоохранения, так как многие социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования рыночного механизма.

Государство Российской Федерации проводит различные реформы, для обеспечения экономического роста. Например, в экономике страны видны положительные результаты реформ,  проводимых в 2009-2010 году. Так видно, что государство постепенно ликвидирует последствия мирового экономического кризиса, произошедшего в 2008. Это характеризуется небольшим ростом ВВП, который в 2010 году составил 3,8%, сокращение числа безработицы в 2010 году на 11,4% по сравнению с 2009 годом, что составляет 0,7 миллиона  человек, снижением уровня инфляции, которое составило 8,8% и т.п. Также, согласно официальной статистике, количество жителей России, живущих в крайней бедности, в 2010 году сократилось с  13,1% до 12,5%. Но в России по-прежнему остро стоит проблема скрытой безработицы и безработицы среди молодежи.

В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение   проблем,   возникающих   в   процессе   развития социальной сферы, с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере.

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой.

Объект исследования - система государственного управления  в социальной сфере.

Предмет исследования – сущность, развитие, управление социальной сферой,основные проблемы и пути их решения.

  • Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - выявить сущность  социальной сферы;

    - рассмотреть  отраслевой и территориальный  подходы к управлению;

    - показать роль  местного самоуправления в управлении  социальной сферой;

    - выявить и  проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;

    • определить направления совершенствования социальной сферы в России.

     

     

     

    Глава 1. Теоретические  аспекты управления социальной сферой

     

    1.1 Сущность  социальной сферы: понятие, компоненты  и основные задачи

     

    Содержание понятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества.

    Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства  общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

    Ряд авторов, полагая, что  социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между  экономической и политической системами  и выступает передаточным звеном от экономики к политике, считают  неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

    Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном  воспроизводстве субъектов социального  процесса. Это устойчивая область  человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

    Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

    Социальная сфера включает в себя отрасли, деятельность организаций которых обеспечивает решение социальных проблем населения. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений:

    -уровень и качество  социальной жизни ( распределение  социальной помощи, безработица,  миграционная политика, занятость и т.д.);

    -народное образование;

    -здравоохранение;

    -жилищно-коммунальное  хозяйство;

    -культурная политика.

    Кроме того, отдельно выделяют направление по работе с молодёжью, как наиболее перспективной и  в то же время социально незащищённой части населения.

    Целью функционирования социальной сферы является социальное развитие региона, направленное на изменение  благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения  в меняющейся социальной и экономической  среде.

    Объектом социального  развития является население региона.

    Представление социальной сферы региона в виде системы  позволяет представить её в виде системы взаимосвязей основных отраслей социальной сферы (здравоохранения, образование, ЖКХ), деятельность которых направлена на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона.

    Основным  субъектом  управления социальной сферы региона  выступает государство в лице региональных органов власти. Кроме  того, субъектами управления социальной сферы являются хозяйствующие субъекты, выполняющие социальные функции, и общественные организации, играющие роль сторонних наблюдателей и контролёров.

    Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а  в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы,  пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера  "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

    Представляется, что в  качестве критерия, позволяющего отграничить  системные элементы от среды, следует  принять функцию каждого из них  в создании системообразующих свойств  социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся  все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее  потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

    Опираясь на эти рассуждения  и учитывая, что в социальной сфере  складываются и удовлетворяются  потребности во благах, необходимых  для самореализации творческого  потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.

    Важно отметить, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

    Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению  друг к другу в иерархической  зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

    Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент  выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

    Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального  субъекта". Первичность данного  элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

    Информация о работе Государственное управление социальной сферой