Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой.
Объект исследования - система государственного управления в социальной сфере.
Предмет исследования – сущность, развитие, управление социальной сферой, основные проблемы и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность социальной сферы;
- рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
- показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферой;
- выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
- определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Файлы: 1 файл

Гос. управление соц.сферой (текст).doc

— 209.00 Кб (Скачать)

С другой стороны, специфика  социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.

Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду, прежде всего, влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.

Взаимосвязь и взаимовлияние  социальной сферы и ее среды может  иметь как постоянный, так и  случайный характер. Переплетения необходимых  и случайных взаимодействий придают  их проявлениям вероятностный  характер.

Итак, выделим следующие  группы факторов социального развития:

• экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;

• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депонированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

• правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;

• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное воздействие на каждый ее компонент со стороны субъектов управления, возникает необходимость выявления специфики механизмов их действия, познания объективных законов развития социальной сферы, изучения степени доминирования тех или иных законов и закономерностей в общем процессе ее функционирования. Движению в этом направлении будут способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие самодвижение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих в основе этого самодвижения.

Представляется, что объективной основой деятельности индивидов, групп в социальной сфере, субъектов управления социальными процессами является противоречие между потребностями людей и материальными условиями, обеспечивающими их удовлетворение. В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий для всех его компонентов и в то же время специфический для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого целого, так и образующих его частей. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому различию.

Современное состояние социальной сферы в России характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе:

-недостаточность законодательной  базы по данной области, что  обусловливает отсутствие правовых  норм по ряду услуг или порядку  их предоставления, разночтения  и спорные трактовки;

-институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении  имеющимися институтами своих  функций или выполнении их  неподобающим образом; 

-неопределенность в  организации финансовых потоков,  поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются;

-отсутствие либо необоснованное  завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера;

-имеются явные различия  в доступе к социальным услугам  населения столицы, крупных и  малых городов, а также небольших  поселков и сельских поселений,  вследствие чего глубинка не  получает и малой доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших.

Из выше перечисленного можно заключить вывод, что управление социальной сферой в России нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения связано со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы развития социальной сферы в России

 

2.1 Анализ уровня  доходов населения

 

Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу  определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью государства является повышение уровня и качества жизни на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.

Рассмотрим проблемы развития социальной сферы в современный  период в разрезе, учитывающем такие  аспекты, как демографическая ситуация в стране, уровень доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и т.д.).

Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя  ожидаемая продолжительность жизни  является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной  стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.

После переписи населения  в 2011 году выяснилось, что населения Российской Федерации  составляет 141,9 млн. человек (городское население-103,7, сельское-38,2), что на 2,2 миллиона человек, или на 1,6 процента меньше, чем после переписи населения 2002 года. Несмотря на то, что государство всеми силами старается предотвратить демографический кризис, населения страны постепенно сокращается.

Также, начиная с 2007 года, сокращается миграционный прирост  населения (с 286 956 до 279 907 человек). В 2010 году миграция из стран СНГ составила 89,7%, что на 3,9% меньше чем в 2009. Всего за 2008-2010 гг. в России умерло  6,124  млн. чел., а родилось только 5,062 млн.

Даже беглая оценка современной  демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития России. Проблемы демографического развития не столь  очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для страны, поскольку они затрагивают жизненные интересы ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране.

В основе официально принятого  в стране метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные  для данного уровня общественного  развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума. Показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в России в качестве официально установленного показателя малообеспеченности (бедности).

При этом необходимо иметь в виду, что вначале к малоимущим (бедным) категориям населения в стране  относились лица с уровнем располагаемых ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Граждане с уровнем среднедушевых доходов ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им предоставляется право на получение государственной адресной социальной помощи.

Вместе с тем ситуация с бедностью в России остается сложной. Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину. С2008 года численность бедных сократилось с 18,9 млн. человек до 18,5 млн. человек.

К основным группам с  высоким уровнем бедности относятся: проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.

Общий вывод состоит  в том, что глубинной, корённой причиной бедности в России является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.

Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие  в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной рыночной экономики. Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения, находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством задачу, формирования новой политики в отношении проблемы бедности во взаимосвязи с политикой на рынке труда.

Главное направление  преодоления абсолютной бедности и  инструмент осуществления эффективного развития  социальной сферы - обеспечение  продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается   в   создании   рыночных   условий   для   усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране продукции и оказание услуг.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой