Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой.
Объект исследования - система государственного управления в социальной сфере.
Предмет исследования – сущность, развитие, управление социальной сферой, основные проблемы и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность социальной сферы;
- рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
- показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферой;
- выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
- определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Файлы: 1 файл

Гос. управление соц.сферой (текст).doc

— 209.00 Кб (Скачать)

В настоящее время  система социальной защиты в России в основном состоит из нескольких  видов программ: программы социального страхования, социального обеспечения, социального обслуживания. Данные программы созданы для реализации планов, по развитию социальной сферы в РФ.

Систему социальной защиты следует рассматривать как механизм долговременного действия, который регулирует оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления (ОФП) и который реализуется через социальные гарантии: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на собственность и доходы от нее и другие.

В системе социальной защиты можно выделить три подсистемы:

•защиты всех социально-демографических групп населения;

•социальные гарантии трудоспособным членам общества;

•меры социальной зашиты нетрудоспособного населения РФ.

Дальнейшее совершенствование  социальной защиты населения предполагает повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование средств, выделяемых на удовлетворение социальных нужд. В этом направлении предусматривается:

- усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации социальных программ на определенные группы населения и увязка социальной помощи с материальным положением получателей;

-  совершенствование  структуры и порядка формирования  бюджетных расходов на социальные  нужды на основе использования  системы государственных стандартов;

-  организация действующей  системы социальных пособий и  выплат на базе разработки  единых принципов и критериев  предоставления.

Развитие областей здравоохранения, образования, культуры, спорта обеспечения  товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе:

здравоохранение — гарантированное обеспечение установленного объема   медицинской   помощи   в   государственных   учреждениях здравоохранения   использования     дополнительных     источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи,   укрепление   материально-технической   базы   медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;

образование - формирование интеллектуального потенциала нации, способно активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание

рациональной  сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы профессионального образования и др.;

 культура - повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.

Молодежная    политика    включает    вопросы  развития сферы   образования, профессиональной   подготовки,   воспитания,   занятости,   улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

Основные направления  и задачи социального развития находят  отражение в социальной политике России, которая предполагает как  минимум сохранение ныне действующих  социальных гарантий в сфере доходов  населения, занятости, социальных услуг; закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности; оптимизацию ситуации на рынке труда.

В стране много сделано  по укреплению материальной базы отраслей социальной сферы, повышению эффективности учреждений науки и образования. На современном этапе основным направлением развития социальной сферы должно быть недопущение снижения существующих государственных социальных гарантий в здравоохранении, образовании, культуре, в приобретении жилья, потреблении бытовых услуг.

На современном этапе развития социальной сферы является развитие существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно развитие этих направлений социальной сферы представляются наиболее важными. Основная проблема в переходный период состоит в том, чтобы найти средства для поддержки социальных отраслей,

Наиболее важными направлениями развития отраслей социальной сферы в ближайшие годы должны стать поддержка и сохранение систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечения доступности их услуг населению.   Государственная   поддержка   этих   важнейших   сфер жизнедеятельности общества должна обеспечиваться введением принятых государственных минимальных социальных стандартов в области образования, культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный уровень государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения потребностей населения в услугах этих отраслей на определенном этапе своего экономического развития.

В области образования за государством должны быть сохранены и усилены функции регулирования в обеспечении доступности получения образования всеми гражданами страны и бесплатности обучения в государственных учреждениях образования; частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения; оказании содействия в получении образования; развития сети коммерческих учебных заведений и контроля за ценой образовательных услуг; обеспечения минимума образовательных услуг, которые должны предоставляться населению бесплатно за счет средств госбюджета, формировании и повышении качества человеческого потенциала. Главной задачей в области образования является обеспечение непрерывного образования населения в соответствии с потребностями государства. Для этого необходимо осуществить последовательное решение следующих задач:

•обеспечить обновление содержания и повышения качества, системность и непрерывность образования;

•построить все уровни образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

•организовать воспитательную работу в учреждениях образования, нацелить ее на формирование гражданственности, патриотизма, гуманизма;

•всемерно содействовать организации работы детских и юношеских самодеятельных организаций;

•повысить   уровень   трудового   обучения   и   воспитания, профессиональной ориентации учащихся;

•улучшить социальное положение, совершенствовать оплату труда педагогических работников.

В области культуры важными направлениями государственного развития должны быть увеличение  бюджетного финансирования; изменение форм и источников ее финансирования. Кроме того, государство обязано поддерживать и развить творческую интеллигенцию, создающие духовные ценности, без которых невозможно формирование демократического общества, создавать реальные условия для свободной творческой деятельности и вхождения в   культуры мировой процесс, обеспечить охрану общественной нравственности, духовного здоровья нации. Развитие культура будет играть всевозрастающую роль в укреплении интеллектуального потенциала страны.

Переход к устойчивому  развитию нельзя обеспечить без улучшения  здоровья людей, создания благоприятных  условий их жизнедеятельности. В

последнее десятилетие в РФ продолжается рост заболеваемости во всех возрастных группах населения и общей смертности,  снижения продолжительности жизни. Остается сложной проблема обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, лекарственными средствами и медикаментами.

В Российской федерации для развития здравоохранения разработан национальный проект  «Здоровье» где в качестве главных целей определены укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, возрождение профилактического направления в здравоохранении, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Для реализации целей  и задач в области здравоохранения  приоритетным направлением государственной  политики будет обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи при сохранении основного принципа бесплатности медицинского обслуживания.

Укреплению здоровья нации следует подчинить развитие массовой физкультуры и спорта, туризма. Приоритетными в этой сфере должны стать активизация физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников, учащейся и студенческой молодежи, по месту жительства, на производстве,

физическая реабилитация лиц с отклонениями в развитии и инвалидов. В этой связи предполагается создание соответствующей физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры.

Одним из главных условий  перехода к устойчивому развитию является сокращение бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, необходимых для нормальных условий жизни.

Основные меры по борьбе с бедностью в РФ включает: содействие росту занятости и создание условий для трудовой деятельности, предоставление всем трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня дохода через заработную плату, проведение активной социальной политики от риска (болезнь, инвалидность, уход на пенсию, безработица и т. д.) через систему социальных программ; обеспечение социальной защиты малоимущих, улучшение условий жизнедеятельности семьи.

Для решения проблем  бедности приняты законы о «Социальной  защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и т.д. Разработаны и реализуются программы поддержки и развития предпринимательства,

Поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется в различных формах: государственные пособия семьям, воспитывающих детей, безвозмездные жилищные субсидии, льготы, предоставляемые различным категориям населения, денежные компенсации, адресная социальная помощь, материальная помощь, социальные услуги в учреждениях социальной защиты.

Вместе  с тем, ситуация с бедностью в России остается сложной. Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума составило в 21 млн. чел.

С целью оказания помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, относящимся к социально уязвимым группам населения и имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности на достойном уровне.

Таким образом, для решения  в Российской Федерации проблем, связанных с бедностью, необходимо:

•поэтапное увеличение размеров социальных пособий (в том числе по безработице) до уровня черты бедности;

•формирование стабильной и эффективной системы социального страхования.

Решать задачи социальной защиты пожилых, недееспособных граждан  предусматривается путем совершенствования пенсионной системы. Развитие пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе концепции реформы пенсионного обеспечения, принятой правительством Российской Федерации, основная задача которой - рационализация и оптимизация условий предоставления и норм пенсионного обеспечения.

Актуальной проблемой  в Российской Федерации является совершенствование демографической политики. Для ее решения намечается реализация системы упреждающих государственных мер по стабилизации и повышению рождаемости, укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности и увеличению средней продолжительности жизни; осуществление миграционной политики, направленной на позитивные территориальные перемещения населения. Осуществление этих мер позволит в значительной степени предотвратить негативные демографические тенденции.

Для решения демографических  проблем первостепенное значение имеет обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и слоев   населения   при   обеспечении   социальных   гарантий   для малообеспеченных граждан. Долгосрочной целью государства  должно стать улучшение жилищных условий граждан: преодоление дефицита жилья, улучшение качества жилых помещений, создание оптимальной инфраструктуры жилых массивов с соблюдением физических, эстетических, экологических параметров окружающей среды.

Основные задачи правительства  в жилищной сфере таковы:

•предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимися предусмотренными законодательством льготами;

•государственная поддержка граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий;

•свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех граждан за счет собственных средств.

В Российской Федерации  также большое внимание уделяется структурным преобразованиям экономики, направленным на уменьшение потребления сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, эффективное использование созданного научно-технического и производственного потенциала и местных ресурсов. Сбалансированность структур потребления и производства предусматривается путем формирования разумных потребностей человека, в частности, разработкой и широким использованием научно обоснованных норм и нормативов потребления благ и услуг.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой