Государственное управление социально-культурной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение государственного управления социально- культурной сферы.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1)определить сущность социально-культурной сферы;
2) выявить специфику управления образованием;
3) рассмотреть отрасль управления в области науки;
3) изучить отрасль управления культурной деятельностью;
4) выявить специфику отрасли управления здравоохранением;
5) изучить отрасль управления социальной деятельностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……..…...3
Глава 1. Социально-культурная сфера как объект управления и социального развития……………………..4
1.1. Сущность социально- культурной сферы ........................................4
1.2. Развитие социальной сферы ………………………………….…......9
Глава 2. Государственное управление в различных областях социально- культурной сферы…………….……………………………11
2. 1. Управление в области образования и науки…………………...13
2.2. Управление в области культуры ……………………………...….21
2.3. Управление в сфере здравоохранения и социального развития....................................................................................................24
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………….………......28

Файлы: 1 файл

ГМУ курсач.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионально образования

 «Московский государственный  университет

путей сообщения»МГУПС (МИИТ)

Гуманитарный институт


 

Кафедра «Психология, социология, государственное и

муниципальное управление»

Специальность «Государственное и  муниципальное управление»

 

Допустить к защите:

Зав. Кафедры

«__»_______2012г.

Курсовая работа

 на тему: «Государственное  управление социально- культурной сферой»

 

Выполнил(а)                                                        АнуфриеваА.О.

     гр. ГГУ  – 413   

Научный руководитель                                           Жуков Ю.Н.

                                                                                                           Доц.

 

Москва 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………..……..…...3

 

Глава 1. Социально-культурная сфера как объект управления и социального развития……………………………………………………..……………..4

 

1.1. Сущность социально- культурной сферы ........................................4

1.2. Развитие социальной сферы ………………………………….…......9

 

Глава 2. Государственное управление в различных областях социально- культурной сферы…………….……………………………11

 

    1. Управление в области образования и науки…………………...13

2.2.   Управление в области культуры ……………………………...….21

2.3.   Управление в сфере здравоохранения и социального развития....................................................................................................24

 

 

 

Заключение………………………………………………………………27

 

Список используемой литературы………………………….………......28

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому главный вопрос граждан Российской Федерации каким же образом государство осуществляет процесс управления социально- культурной сферой.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к вопросам управления социально-культурной сферы обращалось большое количество ученых. Довольно широко представлены литература, в которой изучен большой круг проблем касательно этого вопроса.

Цель данной курсовой работы является изучение государственного управления социально- культурной сферы.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1)определить сущность социально-культурной сферы;

2) выявить специфику управления образованием;

3) рассмотреть отрасль управления в области науки;

3) изучить отрасль управления культурной деятельностью;

4) выявить специфику отрасли управления здравоохранением;

5) изучить отрасль управления социальной деятельностью.

Объектом исследования является система государственного управления.

Предметом исследования является управление социально-культурной сферой.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1.Социально-культурная  сфера как объект управления  и социального развития.

1.1. Сущность социально- культурной  сферы 
             Содержание понятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований.                                                                                      В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.1 
                Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения.  
                  Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.  
                Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.  
Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.  
                 Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы. 2 
               Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального субъекта". Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.            
            Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.  
Система этих притязаний может быть представлена показателями, характеризующими:  
• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);  
• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;  
• соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения. 4 
Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Развитие социально-культурной сферы

 
           Изменения в социально-культурной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.  
           Детерминированность социальной сферы экономическими условиями проявляется через сложную систему взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в свою очередь, опосредуются особенностями социальной структуры общества, природно-географического и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество. Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается в том, что их развитие нельзя ставить в жесткую линейную зависимость и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на социальную сферу оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества. 5 
           Причинные связи сфер общественной жизни не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные - они историчны, то есть возникают, изменяются, развиваются, свертываются, и в этой динамике они, возможно, подчиняются своим собственным законам.  
Каждая сфера в своем взаимодействии с другими может выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она может выступать и как следствие.  
Все сферы - материально-производственная, политическая, культурно-духовная, - составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной сферы.  
С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия. 6 
 
             Итак, выделим следующие группы факторов социального развития:  
• экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;  
• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;  
• правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;  
• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;  
• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;  
• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;  
• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;  
• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок. 7 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное управление в различных областях социально- культурной сферы

2.1. Управление в области образования и науки

        Образование – сложный и целенаправленный процесс, включающий в себя различные виды обучения и образовательных учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и лицеи, техникумы, училища, колледжи, университеты, академии, институты.

Право на образование  — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России.

Статья 43 Конституции  говорит:

1. Каждый имеет право на образование. 

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной  основе бесплатно получить высшее  образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении и на предприятии. 

4. Основное общее образование  обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования

Основным общим образованием на данный момент считается образование девять классов, которое считается обязательным для всех, но, к сожалению, в России на данный момент наблюдается рост количества преступлений, совершенных малолетними, исходя из чего можно сказать, что даже это образование получают не все.

13 января 1996 г. принята  новая редакция Федерального  закона «Об образовании». В соответствии  с законом общество, государство,  власти  всех видов, форм, уровней  должны относиться к образованию  как к приоритетной сфере, по  той причине, что уровень образования населения напрямую связан с благополучием страны и ее дальнейшим развитием.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический  характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно- общественный характер управления образованием. 8

В XX веке Россия стала одной из самых образованных стран, что подтверждали многочисленные научные открытия и исследования, о высоком уровне образованности говорит и такой молоприятный фактор, как «утечка мозгов» за границу. Ни для кого ни секрет, что наши ученые пользуются спросом за рубежом, и стараются сделать карьеру именно в развитых странах. Причиной этому является, естественно, финансовая политика нашего государства в отношении науки. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:

-реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

-сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

 - формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финанси- рования;

- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенный льгот для юридических и физических лил/участвующих в развитии образовательных учреждений;

- предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразо- вательных школ и учреждений начального профессионального образо- вания; доступность учебной и научной литературы для студентов сред- него и высшего профессионального образования.

Четкое понимание построения системы образования и актуальных проблем ее информационного отображения определяет цели, принципы и направления модернизации образования.

В Российской Федерации  действуют следующие государственные  органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

2) федеральные ведомственные  органы управления образованием, которые управляют под ведомственными  им образовательными учреждениями  по профилю соответствующих отраслей  или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы  управления образованием субъектов  Федерации, 

        После того как Указом Президента  от 15 октября 1999 г. Высшая аттестационная  комиссия РФ исключена из числа  федеральных органов исполнительной  власти, ее задачи возложены на  Минобразование России: проведение  единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного, потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов. 9

          Государственная научно-техническая политика — это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки .

Информация о работе Государственное управление социально-культурной сферой