Государственное управление социально-культурной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение государственного управления социально- культурной сферы.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1)определить сущность социально-культурной сферы;
2) выявить специфику управления образованием;
3) рассмотреть отрасль управления в области науки;
3) изучить отрасль управления культурной деятельностью;
4) выявить специфику отрасли управления здравоохранением;
5) изучить отрасль управления социальной деятельностью.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……..…...3
Глава 1. Социально-культурная сфера как объект управления и социального развития……………………..4
1.1. Сущность социально- культурной сферы ........................................4
1.2. Развитие социальной сферы ………………………………….…......9
Глава 2. Государственное управление в различных областях социально- культурной сферы…………….……………………………11
2. 1. Управление в области образования и науки…………………...13
2.2. Управление в области культуры ……………………………...….21
2.3. Управление в сфере здравоохранения и социального развития....................................................................................................24
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………….………......28

Файлы: 1 файл

ГМУ курсач.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

             Федеральный закон от 23 августа  1996 г. «О науке и государственно- научной политике» регулирует  отношения между субъектами научной  и(или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и(или) научно-технической продукции (работ, услуг).

Субъектами научной  и научно-технической деятельности являются: научный работник, специалист по научной организации и работник сферы научного обслуживания как  индивидуальные субъекты, научные организации как коллективные субъекты научной и научно-технической деятельности.

              Работник сферы научного обслуживания  обеспечивает создание необходимых  условий для научной и(или)  научно-технической деятель- ности  в научной организации. Законом определены права научного работника как центральной фигуры в данной области. В частности, он имеет право на признание его автором научных, и(иди) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и(или-) научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской, деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей, информации; публикацию в открытой печати ре- зультатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

          Все очевиднее становится, что без науки Россию не поднять. Но сама российская наука сегодня переживает глубочайший кризис, вызванный прежде всего затяжным экономическим кризисом. Пути выхода из этой ситуаций начинаются с улучшения организации деятельности органов государственной власти с учетом нынешних реалий, пересмотра структуры научных организаций и внедрения достижений науки для подъема экономики.

Организация государственного управления наукой и технической  политикой связана с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости  от характера решаемых задач и  источников финансирования.

        Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть кон- курентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрых прибылей.

        Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой. 10

         Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 30 декабря 1998 г., являются:

• формирование и обеспечение реализации государ

ственной научно- технической  политики;

• определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское значение, разработка и осуществление мер по применению этих критических технологий;

• обеспечение решения важнейших межотраслевых научно-технических проблем;

• разработка и осуществление мер по сохранению и развитию научно- технического потенциала России, его рациональному размещению на территории страны, адаптации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики;

• формирование механизмов государственной поддержки научно- технической и инновационной деятельности, рынка наукоемкой про- дукции и услуг, объектов промышленной собственности, содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, развитию конкурен- ции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;

• ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

• организация работы по формированию и использованию государ- ственных и иных ресурсов научно-технической информации;

• содействие развитию научно-технического сотрудничества с зару- бежными странами и осуществление во взаимодействии с Министер- ством иностранных дел регулирования этого сотрудничества;

         Российская академия наук (РАН)  является самоуправляемой орга- низацией, действующей на основе  законодательства РФ и своего  устава. РАН проводит фундаментальные  и прикладные научные исследования  по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и об- разовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников.11

         Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организа- циями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Управление в области культуры

          Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «основах законодательства Российской Федерации о культуре»'~. Это:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

-художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

-архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства;  художественные народные промыслы  и ремесла, народная культура  в таких ее проявлениях, как  языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические  топонимы;

-самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;

-книгоиздание и библиотечное  дело; архивное дело; телевидение,  радио и другие аудиовизуальные  средства в части создания  и распространения культурных  ценностей; 

-эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

             К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного  наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. 12

         Компетенцию на определенных участках культурного строительства реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по ки- нематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Основными задачами Министерства Культуры являются:

-  осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие развитию  национальных культур народов  России;

- а определение целей  и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

- разработка и реализация  в соответствии с международными  обяза- тельствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на куль- турные ценности;

- осуществление государственного  контроля за вывозом из России  культурных ценностей, соблюдением  установленного порядка реализа- ции предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэко- номической деятельности в отношении культурных ценностей;

- управление деятельностью  подведомственных организаций.

 

 

2.3. Управление в сфере здравоохранения и социального развития

             В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией Российской Федерации (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан - важнейшая задача государства. Охрана здоровья людей - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждому человеку, поддержание его активной долголетней жизни.

              Управление социальным развитием  — деятельность, являющаяся специфическим   видом   менеджмента и   составной    частью    управления персоналом.   Функции   управления   социальным  развитием  выполняют структурные подразделения службы управления персоналом. Особенность этих функций  в  том, что  они  реализуются   в  соответствии со стратегическими планами   социального  развития  организации.  Главными социальными ориентирами управления социального развития являются: 
 
- создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации; 
 
- вознаграждение за труд; 
 
- социальная защита персонала; 
 
- поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе; 
 
- обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества.

 

           Здравоохранение и социальное  развитие представляет собой  активно развивающуюся отрасль  государственного управления, тесно  связанную не только с административным  правом, но также с правом социального обеспечения, трудовым, жилищным и иными отраслями российского права. Государственные задачи в области здравоохранения и социального развития решаются посредством создания эффективных систем здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, пенсионного и социального обеспечения, защиты трудовых прав граждан, минимизации безработицы, созданием институтов правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проведением эффективной миграционной политики, политики в области семьи, материнства отцовства и детства, обеспечения права граждан на жилье и т.д. 13

          Управление в области здравоохранения  основывается на нормах Основ  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

            Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

-соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

-приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

-доступность медико-социальной помощи;

- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

         К государственной системе здравоохранения относятся: федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения; органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения; Российская академия медицинских наук; государственные лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, органы санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные государственные предприятия и учреждения. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.14

          Что касается социальной сферы  общественных отношений - она включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.15

Информация о работе Государственное управление социально-культурной сферой