Государственное управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой.
Объект исследования - система государственного управления в социальной сфере.
Предмет исследования – сущность, развитие, управление социальной сферой, основные проблемы и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность социальной сферы;
- рассмотреть отраслевой и территориальный подходы к управлению;
- показать роль местного самоуправления в управлении социальной сферой;
- выявить и проанализировать основные проблемы развития социальной сферы в России;
- определить направления совершенствования социальной сферы в России.

Файлы: 1 файл

Гос. управление соц.сферой (текст).doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Основными функциями, которые  выполняют территориальные органы управления социальной сферой, являются:

• разработка долгосрочных и среднесрочных региональных прогнозов развития социальной сферы;

• разработка концепции региональной социальной политики и целевых программ, направленных на решение наиболее острых социальных проблем;

• разработка финансовой стратегии развития территории, включающей бюджетную инвестиционную, налоговую политику, направленную на создание благоприятных финансовых условий для хозяйствующих субъектов социальной сферы любых организационно-правовых форм;

• прямое бюджетное финансирование и административное регулирование деятельности организаций и учреждений социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности;

• организация международного сотрудничества с целью вовлечения в него организаций различных организационно-правовых форм в рамках прямых межрегиональных контактов;

• реализация кадровой политики, направленной на создание новых рабочих мест обучения и переквалификации работников в организациях социальной сферы.

 

1.3 Роль местного  самоуправления в управлении социальной сферой

 

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местных сообществ  по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности  с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Одним из приоритетных направлений  преобразований, осуществляемых сегодня  в России, является реформа местного самоуправления. Она предполагает существенное повышение эффективности управления социальной сферой и улучшение на этой основе качества жизни населения, образующего местное сообщество.

В соответствии с «Европейской хартией о местном самоуправлении»  «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

К объектам местного самоуправления в большинстве стран относят: комплексное социально-экономическое развитие территории; рациональное использование земель местного сообщества; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории; транспортные перевозки местного значения; бытовое и торговое обслуживание; здравоохранение; дошкольное, школьное и профессиональное образование; сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества; развитие физической культуры и спорта; охрану окружающей среды.

Опираясь на отечественный  и зарубежный опыт, можно выделить следующие основные критерии, характеризующие наличие и уровень развития местного самоуправления:

• возможность проведения самостоятельной социально-экономической политики регионального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными территориями);

• отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему (региональному);

• реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

• выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, его регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями;

• обеспечение определенных гарантий социальной защиты населения, образующего местное сообщество.

Следует отметить, что  российское федеральное законодательство о местном самоуправлении не регламентирует жестко его организационные формы, передавая эти вопросы на уровень  субъектов федерации. В результате каждый субъект федерации должен принять свой собственный пакет законов о местном самоуправлении. В этих условиях некоторые субъекты федерации в противоречие федеральным законам пытаются «огосударствить» органы местного самоуправления, нарушая при этом один из его основных принципов - управление через выбираемых заинтересованных лиц.

Исполнительные органы местного самоуправления в современной  России (местная администрация) состоят  из главы администрации и ее структурных  подразделений (комитетов, комиссий, департаментов  и т.п.). Порядок организации и деятельности исполнительных органов также закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении соответствующего региона. Причем данное положение (устав) принимается представительным органом вышестоящего уровня - субъекта федерации. Структурные подразделения местной администрации при их образовании должны наделяться соответствующими полномочиями, быть юридическими лицами, имеющими обособленное имущество и собственные источники финансирования из местного бюджета.

Глава местного самоуправления, который может совмещать должности председателя законодательного собрания и главы администрации, должен выбираться самим населением, образующим местное сообщество. Выборность главы местного самоуправления дает определенные гарантии населению, что он будет соблюдать его интересы.

Местное самоуправление служит эффективным средством массового  привлечения добровольцев из числа  местных жителей к решению  социальных проблем территориальных  общин. Местному самоуправлению хорошо знакомы местные социальные проблемы, поэтому его роль в их решении должна быть приоритетной.

Местное самоуправление является идеальной питательной  средой для развития некоммерческих организаций и общественных инициатив. Во всем мире большинство некоммерческих организаций занимается вопросами местного самоуправления.

Местная социальная политика является важнейшим объектом местного самоуправления. Практическую реализацию этой политики целесообразно осуществлять через систему целевых социальных программ. Поэтому на завершающем этапе разработки местной социально-экономической политики следует обязательно составить полный перечень таких программ. В каждой программе необходимо предусмотреть комплекс мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения предстоящих работ, относящихся к разным сферам деятельности.

Целесообразно использовать следующую технологию разработки местной  социальной политики.

1. Определяется система  показателей, характеризующих качество  жизни сообщества. Эта система  может включать в себя следующие  группы:

а) показатели уровня жизни (покупательная способность населения, жилищно-коммунальные условия, степень  обеспеченности населения объектами  обслуживания);

б) показатели социального  качества среды жизнедеятельности (группировка всего населения  по показателям среды жизнедеятельности разного социального качества, группировка территорий по состоянию природной среды);

в) социально-демографические  характеристики (занятость населения  и уровень безработицы, уровень  образования, уровень и характер отклоняющегося поведения, средняя продолжительность жизни).

2. Определяется фактическое  значение показателей качества  жизни местного сообщества.

3. Определяется степень  отклонения фактических значений  показателей от нормативных.

4. Выявляются причины  отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества жизни местного сообщества от нормативных показателей.

5. Определяются возможности  улучшения показателей качества  жизни за счет устранения выявленных  негативных причин и использования  положительных факторов.

6. Определяются возможности  улучшения качества жизни местного  сообщества за счет бюджетных  средств (местного, республиканского, федерального бюджетов).

7. Определяются возможности  улучшения качества жизни местного  сообщества за счет внебюджетных средств, в том числе заемных.

8. Устанавливаются целевые  значения показателей качества  жизни местного сообщества с  учетом всех реальных возможностей  и ограничений.

9. Определяется общий  размер финансовых и материальных  ресурсов, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества.

10. Определяются исполнители  и устанавливаются сроки выполнения  необходимых работ.

Наиболее серьезной  проблемой местного самоуправления выступает его ресурсная база, недостаточность которой препятствует проведению местной социальной политики. Расширение ресурсной базы местной социальной политики связано в первую очередь с развитием малого предпринимательства. Поэтому необходимо демократизировать предпринимательство, сделать его доступным каждому человеку, обеспечив ему, таким образом, возможность самореализации. Тем самым движение за местное развитие способствует демократизации общества, поскольку изначально ориентировано на создание достойных условий жизни и труда всем группам и слоям населения, а также на защиту их права на равное участие в экономическом и социальном прогрессе.

Возможность практического  осуществления местной социальной политики во многом зависит от упорядочения отношений собственности.

Сегодня органы власти субъектов  федерации вправе устанавливать органам местного самоуправления задания по приватизации, что противоречит самой идее местного самоуправления. Право на разработку и практическую реализацию программы приватизации муниципальной собственности необходимо предоставить именно местным органам власти, и только им.

Особую роль в практической реализации местной социальной политики играет финансово-распределительный  механизм доходов и расходов местного сообщества. Составными частями этого  механизма являются цены, тарифы, местные налоги, сборы, пошлины, кредиты и т.д. С их помощью можно целенаправленно и эффективно воздействовать на производство, товарообмен, инвестиционную деятельность. Первоочередной задачей местных органов власти является увеличение доходной части местного бюджета, что возможно осуществить на основе повышения эффективности и доходности деятельности как муниципальных, так и частных предприятий и организаций, расположенных на данной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Развитие  социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы

 

Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения  благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции Российской Федерации сказано: « Российская Федерация-социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не только декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.

Обобщающим показателем  развития социальной сферы служат повышение  уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.

Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.

Детерминированность социальной сферы экономическими условиями  проявляется через сложную систему  взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в свою очередь, опосредуются особенностями социальной структуры общества, природно-географического и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество. Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается в том, что их развитие нельзя ставить в жесткую линейную зависимость и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на социальную сферу оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества.

Каждая сфера в своем  взаимодействии с другими может  выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она может выступать и как  следствие.

Все сферы - материально-производственная, политическая, культурно-духовная, - составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной сферы.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой