Деятельность по связям с общественностью в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является теоретическое обоснование служб по связям с общественностью в государственных органах власти в качестве нового элемента демократизации государственного управления в формирующейся системе взаимодействия государства и общества.
Задачи:
Определить сущность PR и его место в системе научного знания;
Раскрыть историю становления понятия PR;
Раскрыть сущность и специфику связей с общественностью в системе государственного управления в современной России;
Изучить деятельность по связям с общественностью в органах государственной власти и на региональном уровне, на примере Ярославской области;
Выявить специфику государственного PR в период выборов;
Дать оценку и показать перспективы дальнейшего развития служб по связям с общественностью в сфере государственного управления в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения PR в сфере государственного уравления.7
1.1. Подходы к понятию и функции PR ……………………………………………….7
1.2. История становления PR в государственной сфере……………………………..16
1.3.Необходимость PR в сфере государственного управления……………….……..19
Глава II. Специфика PR в сфере государственного управления…………………….27
2.1. Правовая основа деятельности PR в сфере государственного управления…...27
2.2. Особенности деятельности PR-служб в системе государственного
управления…………………………………………………………………………29
2.5. Показатели эффективности PR-деятельности в государственном управлении………………………………………………………………………….38
2.6. Оценка и перспективы дальнейшего развития PR-структур в сфере государственного управления РФ………………………………………...……...44
Глава III. Специфика кризис-PR в сфере государственного управления………….50
3.1 Специфика государственного PR в период выборов……………………………50
3.2 Государственный PR в период политических кризисов………………………...56
Глава IV. Связи с общественностью на региональном уровне на примере Ярославской области…………………………………………………………………60
4.1. PR региональных органов власти…………………………………………….…60
4.2. Деятельность по связям с общественностью в органах государственной власти Ярославской области…………………………………………………………..….70
Заключение……………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………...
Приложение 1 Постановление губернатора Ярославской области О департаменте информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области
Приложение 2 Постановление губернатора Об управлении коммуникаций и общественных связей Правительства области

Файлы: 1 файл

диплом PR.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Связи с общественностью на региональном уровне.

3.1. PR  региональных органов власти.

 

Воздействие характера  государства и принципов организации  государственной службы на организацию  работы служб по связям с общественностью  более конкретно находит отражение, прежде всего в тех целях и задачах, которые ставят соответствующие властные структуры перед службой по связям с общественностью на уровне проектирования этих служб. Перечень таких целей и задач содержится в «Положениях» о службах по связям с общественностью, которыми она призвана руководствоваться в своей деятельности.

Проанализировав цели, задачи и функции служб по связям с  общественностью  субъектов РФ,  можно прийти к следующим выводам:

В качестве основных целей  деятельности служб по связям с общественностью названы (% от числа обследованных субъектов):

- обеспечение гласности,  открытости в работе администрации  – 30%;

- обеспечение связей  с гражданами и их объединениями  – 91 %;

- содействие сотрудничеству  с гражданами и их объединениями  в разработке и реализации программ и решений – 38%;

- содействие реализации  законодательства – 32%;

- содействие становлению  институтов гражданского общества  – 10%.

Как свидетельствуют  полученные данные, в Положениях о  службах по связям с общественностью  субъектов Российской Федерации почти повсеместно присутствует только одна целевая функция – обеспечение связей с гражданами и их объединениями1. В силу многозначности формулировки ее можно трактовать и как доведение до граждан лишь той части информации и в таком виде, которые считают для себя приемлемыми органы государственной власти. Связь не обязательно подразумевает диалог и партнерские отношения. Следовательно, такая формулировка не может служить четким ориентиром для организации практической работы PR-службы, ее стремления сделать работу администрации прозрачной, открытой для граждан и их объединений, обеспечить сотрудничество с ними. Таким ориентиром в совокупности могут служить первая и третья формулировки. В Положениях о службах ряда субъектов РФ они выражены достаточно четко. Можно начать с формулировок, касающихся полного и объективного информирования населения о деятельности администрации1.

В Положении о службе PR Краснодарского края предложена следующая формулировка: «Разъяснение руководителям партий и объединений необходимости и мотивов принятия администрацией края решений, имеющих социально-политическое значение, информирование населения о деятельности администрации и правительства края».

В документе о РR-службе во Владимирской области записано: «Обеспечение гласности в работе администрации области, доведение до политических партий, общественных объединений и религиозных конфессий постановлений администрации области, разъяснение необходимости и мотивов принятия тех или иных решений (совместно с другими управлениями и департаментами)»2.

Положение о службе по связям с общественностью администрации  Амурской области своей основной задачей считает «доведение до объединений  граждан основных положений политики Президента Российской Федерации, разъяснение  необходимости и мотивов принятия Президентом, главой администрации области и Представительным Собранием тех или иных нормативных правовых актов».

Служба PR администрации Орловской области первостепенную задачу своей деятельности видит в «разъяснении руководству политических партий, общественных объединений основных положений стратегического курса, осуществляемого главой администрации».

В предложенных формулировках присутствуют как совпадение, так и определенные различия в понимании задачи информирования общественности о деятельности органа власти. Отчасти можно считать их оправданными. Реальный федерализм предполагает и реальные возможности нестандартной организации работы государственной службы и в том числе службы по связям с общественностью. Эта нестандартность направлена на наиболее полный учет специфики жизненных условий того или иного региона, его реальных возможностей и ресурсов.

В то же время ограничивать работу PR-службы в основном доведением до общественности информации о деятельности Главы администрации, как это указано в некоторых Положениях, вряд ли оправданно.

Как отмечается во многих публикациях, в современном демократическом  обществе все больше граждан хотят  сказать «свое слово» о решениях, которые затрагивают их судьбы; более  того «сказать свое слово» в процессе принятия этих решений1. В то же время целевая задача, связанная с проблемой сотрудничества с общественностью в разработке различных программ, принятии и реализации решений, представлена в Положениях значительно беднее, но не менее важная, чем первая:

«Служба создается для  рассмотрения общественных инициатив  граждан области, областных (региональных) отделений политических партий и  движений, общественных объединений, более  тесного взаимодействия администрации  области с населением и общественными объединениями» (Новосибирская область).

«Организует и обеспечивает работу постоянно действующего общественного  собрания при губернаторе и рабочих  групп, создаваемых для подготовки отдельных вопросов повестки дня  собрания» (Ярославская область).

«Для организации деятельности совместных консультационных органов партий и общественных объединений с органами власти» (Саратовская область).

«Ведет сбор и обобщение  предложений, инициатив общественных и религиозных организаций, мнений лидеров по вопросам деятельности администрации области, Президента и Правительства Российской Федерации и обеспечивает этой информацией администрацию области» (Курская область).

В ряде Положений говорится  об учете общественного мнения. Главное, что обращает на себя внимание при  анализе Положений о службе, даже в том случае, когда идеологи организации служб по связям с общественностью понимают значение сотрудничества с общественностью в разработке и реализации курса администрации области (края), это то, что понимание не всегда находит отклик на управленческом уровне1.

Сравнительно четкое и одновременное присутствие  в Положениях о службе двух главных  задач – открытости в работе администрации  и нацеленности на сотрудничество с  общественностью в решении конкретных задач и выработке курса действий – отмечается только в каждом пятом случае. Это совпадает с данными экспертных опросов 2003 года, показывающими, что только 25% госслужащих ориентированы на открытую, прозрачную, нацеленную на реальные нужды граждан модель организации государственной службы. Таким образом, уже на стадии проектирования PR-службы в нее закладываются определенные принципы, которые не соответствуют прогрессивным тенденциям развития этого института.

Коротко остановлюсь  на двух оставшихся целевых задачах деятельности PR-служб:

-содействие развитию  институтов гражданского общества;

- соблюдение законодательства.

Они не являются органичными  для служб по связям с общественностью, но в российских условиях, когда  еще только формируются структуры  гражданского общества, когда принципы правового государства с таким трудом входят в жизнь россиян, содействие со стороны служб этим процессам нельзя не приветствовать. Так, целевая задача содействия формированию структур гражданского общества зафиксирована в Положении о службе по связям с общественностью правительства Москвы. Ее целевое назначение конкретизируется в положениях, где содержится перечень функций, указывающих конкретные направления деятельности, конкретные задачи работы службы1. Они таковы:

- информационное обеспечение;

- экспертно-аналитическое  обеспечение;

- консультативно-методическое  обеспечение;

- текущая организация,  координация деятельности и планирование;

- контрольная функция;

- непосредственное участие  в разработке программ и решений;

- участие в создании  творческого продукта;

- идейно-пропагандистская  функция. 

Функции-задачи имеют  две важные особенности. Во-первых, они носят одно- или двусторонний характер, «повернуты» только к органам  власти, или только к общественности, или к тому и другому одновременно. Во-вторых, являясь «руководством к действию», функции-задачи по двум названным параметрам дают достаточно полное представление о проектировании и конструкции службы2.

Ряд функций-задач достаточно четко представлен, например, в Положении  о комитете по связям с общественностью при губернаторе Калужской области: аналитическая функция – изучение мнений различных слоев населения, анализ и прогнозирование социально-политических процессов в области и на отдельных территориях. Разработка на основе полученной информации методов действия, оценки принятых решений или проектов по корректировке политики руководства области. Планирующая функция – определение основных направлений взаимодействия с общественностью, методов взаимодействия, финансирования.  Координирующая и организаторская функция – «налаживание контактов с департаментами и комитетами Правительства Калужской области и администрации губернатора области, организация взаимодействия с объединениями граждан, лидерами общественного мнения, информирование высшего руководства области и сотрудников».

Положение Костромской  области : «Консультирование по поручению  начальника информационно-аналитического управления представителей структурных  подразделений администрации области  по вопросам взаимодействия с политическими  партиями, общественными объединениями, религиозными конфессиями в сфере основных направлений деятельности данных структурных подразделений».

Положение, принятое в  Курганской области: «Участие в подготовке проектов областных законов, вносимых администрацией области в порядке законодательной инициативы в Курганскую областную Думу, а также проектов постановлений и распоряжений Главы администрации (губернатора) Курганской области, регулирующих деятельность средств массовой информации и обеспечивающих свободу массовой информации в Курганской области, по вопросам деятельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений».

Положение, принятое в  Ленинградской области: «Разработка  и внесение на рассмотрение руководства  Ленинградской области планов мероприятий губернатора и членов правительства Ленинградской области, проводимых совместно с политическими партиями, общественными организациями и движениями».

Из выше перечисленного можно сделать вывод о том, что желательно, чтобы служба в  той или иной мере выполняла весь комплекс функций, создала «замкнутый цикл» (информирование – принятие решений – контроль выполнения), выдавала «конечный результат», что облегчает управление организацией, ее взаимодействие с другими подразделениями государственной службы и руководством, повышает ее статус и эффективность работы. Желательно, а в некоторых случаях необходимо, чтобы решение задач было «развернуто» как в сторону власти, так и общественности1.

В Положении о службах  всех проанализированных субъектов  Российской Федерации нашла отражение функция анализа и экспертизы. Так, в Положении по Омской области они расписаны очень подробно – по 6 позициям, по Курганской, Тульской, Брянской областям – по 5. Это свидетельствует о серьезности подхода к работе, желании поставить ее на научную основу.

Во всех проанализированных Положениях наличествуют позиции, связанные  с выполнением информационной функции, в ряде случаев расписанной очень  обстоятельно (по Ярославской области, например, отмечено 6 позиций). Информирование органа власти обозначено во всех положениях, общественности – в положениях 60% субъектов Федерации. Это больше, чем количество субъектов, в документах которых гласность и открытость определены как основное целевое назначение деятельности служб по связям с общественностью. Это расхождение не должно вызывать удивление. Как уже отмечалось, информировать можно по-разному. Недооценка важности полного и всестороннего информирования граждан и их объединений со стороны органов региональной власти, работников служб по связям с общественностью просматривается и по другим данным. Так, результаты всероссийского массового опроса конца 1998 года, которые, как показывает контрольный опрос 2003 году, мало изменились, свидетельствуют, что только 10–15% населения сравнительно полно информированы о деятельности региональных органов власти1.

Если обратить внимание на функции координации и консультативно-методическую помощь, то станет очевидно, что службе по связям с общественностью многого  не добиться, если к работе по налаживанию  диалога и сотрудничества с гражданами и их объединениями не будут привлечены другие подразделения местной администрации. Но инициативу сотрудничества, координации работы, оказания другим подразделениям консультативной и методической помощи должна взять на себя именно служба по связям с общественностью. Первая задача нашла свое отражение в 50% положений, вторая – в 45%. Вряд ли такое положение можно назвать удовлетворительным.

Особого внимания заслуживает  функция участия служб в выработке  программ деятельности администрации, принятии решений. Именно через реализацию этой функции корректируются решения и программы деятельности администрации, прогнозируется возможная реакция на них общественности2.

Как отмечалось выше, соответствующая  целевая установка определена в 38% проанализированных положений. Более детальный анализ показывает, что в той или иной форме участие общественности в разработке и реализации программ и решений присутствует еще в 20% положений.

Информация о работе Деятельность по связям с общественностью в сфере государственного управления