Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:33, доклад
Связь с общественностью в государственных органах власти и управления - это специфическая управленческая деятельность, состоящая в адресном управлении состоянием общественного мнения и имеющая целью создание благоприятных, диалоговых взаимоотношений между госорганами, гражданским обществом и рядовыми гражданами. Управление в данном случае осуществляется диспозитивными, не императивными методами и предполагает изменение не только объекта воздействия, но и субъекта управления. Взаимодействие между субъектом и объектом должно осуществляться посредством планомерной информационно-коммуникативной деятельности.
В России сегодня практически каждый государственный орган имеет собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции PR-подразделения.
Роль PR в государственном управлении
Связь с общественностью в государственных органах власти и управления - это специфическая управленческая деятельность, состоящая в адресном управлении состоянием общественного мнения и имеющая целью создание благоприятных, диалоговых взаимоотношений между госорганами, гражданским обществом и рядовыми гражданами. Управление в данном случае осуществляется диспозитивными, не императивными методами и предполагает изменение не только объекта воздействия, но и субъекта управления. Взаимодействие между субъектом и объектом должно осуществляться посредством планомерной информационно-коммуникативной деятельности.
В России сегодня практически каждый государственный орган имеет собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции PR-подразделения.
Первыми в России коммуникации по связям с общественностью поставили на профессиональную основу силовые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствующие отделы. Это вполне объяснимо, так как именно для этих структур характерно особое внимание к кризисным ситуациям, разрешение и смягчение которых и становится основным в их работе с общественностью.
В администрации Президента РФ в 1996 году
создано управление по связям с общественностью.
В Министерстве финансов функционирует
департамент общественных и межрегиональных
связей.
В административных округах столицы и
в Московской мэрии также существуют департаменты
по связям с общественностью. Так, например,
первым дипломантом Национальной премии
в 1998 году в области развития связей с
общественностью, учрежденной Торгово-промышленной
палатой РФ, Союзом журналистов России
и Российской ассоциацией по связям с
общественностью стал Левобережный район
северного округа Москвы. Среди его соперников,
а всего было представлено 29 проектов,
были такие солидные и опытные организации,
как Международный пресс-клуб, пресс-служба
Президента РФ, агентство "Михайлов
и партнеры", и др. В номинации "PR-персона
года" был назван мэр Москвы Ю. М. Лужков.
«Библия» американских специалистов по PR определяет такие задачи в этой сфере:
1. Информирование
граждан о деятельности
2. Обеспечение активного участия
граждан в государственных
3. Стимулирование поддержки
Как видим, все три программы вполне подходят для наших условий. Сюда можно добавить и четвертую задачу: создание благоприятного имиджа государственных структур.
Службы по связям с общественностью являются тем институтом, который обеспечивает постоянный диалог государственных органов власти и управления и общества, обеспечивая обратную связь, агрегируя и артикулируя общественные интересы, являясь соучастником в процессе целеполагания в конкретном государственном органе. Участвуя в этом процессе, службы по связям с общественностью государственных органов власти и управления отстаивают и защищают общественные интересы, реализуя, таким образом, конституционный курс на демократизацию государства и общества, который диктует необходимость вовлечения общества в процесс принятия управленческих решений.
Целью служб по связям с общественностью в государственных органах власти и управления является обеспечение системного взаимодействия между органами власти и общественностью, установление двухстороннего общения для выявления общих интересов и достижению взаимопонимания, участие в целеполагании госоргана и защита общественных интересов.
Эти цели служб по связям с общественностью в государственных органах власти и управления предполагают решение новых задач, которые ставятся перед системой взаимодействия государства и общества и перед конкретной службой: изучение интересов потребителей государственных услуг; выявление тех институтов, с которыми необходимо, в первую очередь, контактировать, которые наиболее четко и полно агрегируют общественные интересы; налаживание постоянного диалога с этими институтами; предложение альтернативных вариантов управленческого решения, учитывающих интересы и потребности конкретных потребителей государственных услуг.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного PR обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Важнейшая роль служб по связям с общественностью в государственных органах власти и управления как механизма демократизации всей системы управления государством предопределила новый статус служб PR (статус - положение в обществе): статус «общественного адвоката», связующего звена госаппарата с обществом; статус проводника интересов конкретных потребителей услуг конкретного госоргана; статус соучастника, субъекта в процессе подготовки и принятия управленческих решений конкретным госорганом.
Служба «паблик рилейшнз» – не вспомогательная, техническая служба администрации. Она равноправный участник выработки, принятия и реализации управленческих решений, и в этом качестве учет ее корпоративных интересов, прямое включение в процесс управления обеспечиваются адекватным статусом службы в административной структуре или в политической организации, совокупностью прав и обязанностей, позволяющих активно влиять на действия администрации или руководства.
Службы по связям с общественностью, при условии, что они смогут выполнить свою главную цель - вовлечение общества в процесс принятия управленческих решений, будут, несомненно, способствовать наиболее эффективной работе государственных органов власти и управления. От эффективной деятельности этих служб зависит равновесие, благополучие и процветание государства.
Нужно отметить, что современная российская практика "паблик рилейшенз" весьма противоречива. В ПР-подразделениях органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и пристрастий, которой строится сама программа действий.
Также, становление этой сферы паблик
рилейшенз сопряжено с рядом недостатков:
суперконцентрация профессионалов ПР
и ПР-структур в столичных центрах, прежде
всего конечно в Москве, и слабое развитие,
низкий уровень ПР-продукции регионов;
медленное формирование в провинции
культуры демократического общения - первоосновы
появления и развития этой области ПР-продукции;
бурное развитие на местах образовательной
деятельности по специальности "Связи
с общественностью" в отрыве от конкретной
государственной практики;
чрезвычайно медленный
Большую роль в налаживании взаимных
связей государственных структур и общественности
отводят службам паблик рилейшенз. Однако
эти подразделения в государственных
органах приживаются пока достаточно
сложно и медленно. Сегодня многие государственные
учреждения не торопятся создавать ПР-подразделения.
Это происходит по следующим причинам:
недоверие к службам ПР как к неконкретной
сфере, требующей дополнительных финансовых
затрат;
многие руководители органов
власти считают, что осуществление
связей с общественностью - это
их собственная прерогатива, успешно
ими решаемая и не требующая
использования профессиональных и компетентных
специалистов;
боязнь привлечения внимания общественности
к спорным вопросам и недооценка необходимости
учиться жить и работать в новом социокультурном
режиме рыночных отношений, при котором
значительно расширяются сферы влияния
общественного мнения и деятельности
коммерческих и общественных структур.
В России еще предстоит сформировать четкий механизм повседневной деятельности PR в органах государственной власти, где работа специалистов и всей службы в целом станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной службы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного решения, так и в механизм деятельности органов государственной власти.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комаровский В. С. Государственная Служба
и средства массовой информации (Курс
лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского
Государственного Университета, 2003. –
114 с.
2. Королько В.Г. "Основы паблик рилейшенз".
М., "Рефл-бук"; К.: "Ваклер" - 2001
- 528 с.
3. Почепцов Г.Г. "Информационные войны".
М., "Рефл-бук"; К.: "Ваклер" - 2001
- 576 с.
4. Почепцов Г.Г. "Паблик рилейшенз для
профессионалов". М., "Рефл-бук";
К.: "Ваклер" - 2001 - 624 с.