Роль PR в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:33, доклад

Краткое описание

Связь с общественностью в государственных органах власти и управления - это специфическая управленческая деятельность, состоящая в адресном управлении состоянием общественного мнения и имеющая целью создание благоприятных, диалоговых взаимоотношений между госорганами, гражданским обществом и рядовыми гражданами. Управление в данном случае осуществляется диспозитивными, не императивными методами и предполагает изменение не только объекта воздействия, но и субъекта управления. Взаимодействие между субъектом и объектом должно осуществляться посредством планомерной информационно-коммуникативной деятельности.
В России сегодня практически каждый государственный орган имеет собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции PR-подразделения.

Файлы: 1 файл

Роль PR в государственном управлении.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Роль PR в государственном управлении

Связь с общественностью в государственных органах власти и управления - это специфическая управленческая деятельность, состоящая в адресном управлении состоянием общественного мнения и имеющая целью создание благоприятных, диалоговых взаимоотношений между госорганами, гражданским обществом и рядовыми гражданами. Управление в данном случае осуществляется диспозитивными, не императивными методами и предполагает изменение не только объекта воздействия, но и субъекта управления. Взаимодействие между субъектом и объектом должно осуществляться посредством планомерной информационно-коммуникативной деятельности.

В России сегодня практически каждый государственный орган имеет собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции PR-подразделения.

Первыми в России коммуникации по связям с общественностью поставили на профессиональную основу силовые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствующие отделы. Это вполне объяснимо, так как именно для этих структур характерно особое внимание к кризисным ситуациям, разрешение и смягчение которых и становится основным в их работе с общественностью.

В администрации Президента РФ в 1996 году создано управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов функционирует департамент общественных и межрегиональных связей. 
    В административных округах столицы и в Московской мэрии также существуют департаменты по связям с общественностью. Так, например, первым дипломантом Национальной премии в 1998 году в области развития связей с общественностью, учрежденной Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с общественностью стал Левобережный район северного округа Москвы. Среди его соперников, а всего было представлено 29 проектов, были такие солидные и опытные организации, как Международный пресс-клуб, пресс-служба Президента РФ, агентство "Михайлов и партнеры", и др. В номинации "PR-персона года" был назван мэр Москвы Ю. М. Лужков.

«Библия» американских специалистов по PR определяет такие задачи в этой сфере:

1. Информирование  граждан о деятельности государственных  структур.

2. Обеспечение активного участия  граждан в государственных программах  (типа голосования), равно как и поддержка регулирующих программ (типа пользования ремнями безопасности, борьбы с курением и т. д.).

3. Стимулирование поддержки гражданами  политиков и программ (к примеру, социальной помощи).

Как видим, все три программы вполне подходят для наших условий. Сюда можно добавить и четвертую задачу: создание благоприятного имиджа государственных структур.

Службы по связям с общественностью являются тем институтом, который обеспечивает постоянный диалог государственных органов власти и управления и общества, обеспечивая обратную связь, агрегируя и артикулируя общественные интересы, являясь соучастником в процессе целеполагания в конкретном государственном органе. Участвуя в этом процессе, службы по связям с общественностью государственных органов власти и управления отстаивают и защищают общественные интересы, реализуя, таким образом, конституционный курс на демократизацию государства и общества, который диктует необходимость вовлечения общества в процесс принятия управленческих решений.

Целью служб по связям с общественностью в государственных органах власти и управления является обеспечение системного взаимодействия между органами власти и общественностью, установление двухстороннего общения для выявления общих интересов и достижению взаимопонимания, участие в целеполагании госоргана и защита общественных интересов.

Эти цели служб по связям с общественностью в государственных органах власти и управления предполагают решение новых задач, которые ставятся перед системой взаимодействия государства и общества и перед конкретной службой: изучение интересов потребителей государственных услуг; выявление тех институтов, с которыми необходимо, в первую очередь, контактировать, которые наиболее четко и полно агрегируют общественные интересы; налаживание постоянного диалога с этими институтами; предложение альтернативных вариантов управленческого решения, учитывающих интересы и потребности конкретных потребителей государственных услуг.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного PR обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Важнейшая роль служб по связям с общественностью в государственных органах власти и управления как механизма демократизации всей системы управления государством предопределила новый статус служб PR (статус - положение в обществе): статус «общественного адвоката», связующего звена госаппарата с обществом; статус проводника интересов конкретных потребителей услуг конкретного госоргана; статус соучастника, субъекта в процессе подготовки и принятия управленческих решений конкретным госорганом.

Служба «паблик рилейшнз» – не вспомогательная, техническая служба администрации. Она равноправный участник выработки, принятия и реализации управленческих решений, и в этом качестве учет ее корпоративных интересов, прямое включение в процесс управления обеспечиваются адекватным статусом службы в административной структуре или в политической организации, совокупностью прав и обязанностей, позволяющих активно влиять на действия администрации или руководства.

Службы по связям с общественностью, при условии, что они смогут выполнить свою главную цель - вовлечение общества в процесс принятия управленческих решений, будут, несомненно, способствовать наиболее эффективной работе государственных органов власти и управления. От эффективной деятельности этих служб зависит равновесие, благополучие и процветание государства.

Нужно отметить, что современная российская практика "паблик рилейшенз" весьма противоречива. В ПР-подразделениях органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и пристрастий, которой строится сама программа действий.

Также, становление этой сферы паблик рилейшенз сопряжено с рядом недостатков: 
    суперконцентрация профессионалов ПР и ПР-структур в столичных центрах, прежде всего конечно в Москве, и слабое развитие, низкий уровень ПР-продукции регионов;

медленное формирование в провинции культуры демократического общения - первоосновы появления и развития этой области ПР-продукции; 
    бурное развитие на местах образовательной деятельности по специальности "Связи с общественностью" в отрыве от конкретной государственной практики;

 чрезвычайно медленный разворот  российских структур к международному рынку.

Большую роль в налаживании взаимных связей государственных структур и общественности отводят службам паблик рилейшенз. Однако эти подразделения в государственных органах приживаются пока достаточно сложно и медленно.   Сегодня многие государственные учреждения не торопятся создавать ПР-подразделения. Это происходит по следующим причинам: 
    недоверие к службам ПР как к неконкретной сфере, требующей дополнительных финансовых затрат;

 многие руководители органов  власти считают, что осуществление  связей с общественностью - это  их собственная прерогатива, успешно  ими решаемая и не требующая использования профессиональных и компетентных специалистов; 
    боязнь привлечения внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур.

 В России еще предстоит  сформировать четкий механизм  повседневной деятельности PR в органах государственной власти, где работа специалистов и всей службы в целом станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной службы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного решения, так и в механизм деятельности органов государственной власти.

 

 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
      
    1. Комаровский В. С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003. – 114 с. 
    2. Королько В.Г. "Основы паблик рилейшенз". М., "Рефл-бук"; К.: "Ваклер" - 2001 - 528 с. 
    3. Почепцов Г.Г. "Информационные войны". М., "Рефл-бук"; К.: "Ваклер" - 2001 - 576 с. 
    4. Почепцов Г.Г. "Паблик рилейшенз для профессионалов". М., "Рефл-бук"; К.: "Ваклер" - 2001 - 624 с. 
   


Информация о работе Роль PR в государственном управлении