Виды муниципальных образований,
которые выделяет закон |
- города
- поселки
- сельсоветы
сельские населенные пункты |
муниципальное образование
- городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория,
предусмотренная настоящим Федеральным
законом, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления |
муниципальное образование
- городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория
города федерального значения |
|
Территориальный орган местного
самоуправления |
- территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с ФЗ и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
- Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования.
Вопросы об образовании, объединении,
о преобразовании или об упразднении
внутригородских муниципальных
образований, установлении или изменении
их территорий решаются с учетом мнения
населения соответствующей территории. |
Территорию муниципального
образования составляют земли городских,
сельских поселений, прилегающие к
ним земли общего пользования, рекреационные
зоны, земли, необходимые для развития
поселений, и другие земли в границах
муниципального образования независимо
от форм собственности и целевого
назначения.
Вопросы об образовании, объединении,
о преобразовании или об упразднении внутригородских
муниципальных образований, установлении
или изменении их территорий решаются
с учетом мнения населения соответствующей
территории представительным органом
местного самоуправления города самостоятельно
в соответствии с уставом города.
В субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
объединение или преобразование внутригородских
муниципальных образований, установление
или изменение их территорий осуществляются
законами субъектов Российской Федерации
- городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга в соответствии с их
уставами и с учетом мнения населения
соответствующих территорий |
Местное самоуправление осуществляется
на всей территории Российской Федерации
в городских, сельских поселениях, муниципальных
районах, городских округах и
на внутригородских территориях
городов федерального значения.
Наделение муниципальных образований
статусом городского, сельского поселения,
муниципального района, городского округа,
внутригородской территории городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется
законами субъектов Российской Федерации.
Границы территорий муниципальных образований
устанавливаются и изменяются законами
субъектов Российской Федерации в соответствии
с требованиями, предусмотренными статьями
11 - 13 настоящего Федерального закона.
При изменении границ между субъектами
Российской Федерации требования статей
12 и 13 настоящего Федерального закона
не применяются. В этом случае изменение
границ муниципальных образований, преобразование
муниципальных образований, их упразднение,
связанные с изменением границ между субъектами
Российской Федерации, осуществляются
в порядке, установленном законами субъектов
Российской Федерации. |
- Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
- Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
- Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями ФЗ.
- изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Представительный орган
поселения состоит из депутатов,
избираемых на муниципальных выборах.
|
Органы власти установленные
законом |
- выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
- Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. В субъектах Российской Федерации - городах федерального
- Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
- Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами
- Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
- Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
|
Статья 14. Органы местного
самоуправления
1. К органам местного
самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые
в соответствии с настоящим Федеральным
законом, законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных
образований;
другие органы, образуемые
в соответствии с уставами муниципальных
образований.
2. Наличие выборных органов
местного самоуправления муниципальных
образований является обязательным.
В субъектах Российской Федерации
- городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге в
соответствии с уставами и
законами субъектов Российской
Федерации - городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга
могут не создаваться выборные
городские органы местного самоуправления
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Органы местного самоуправления
наделяются в соответствии с
уставами муниципальных образований
собственной компетенцией в решении
вопросов местного значения.
4. Наименования органов
местного самоуправления устанавливаются
уставами муниципальных образований
в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации с учетом национальных, исторических
и иных местных традиций.
5. Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
государственной власти. Осуществление
местного самоуправления органами
государственной власти и государственными
должностными лицами не допускается.
6. Структура органов местного
самоуправления определяется населением
самостоятельно.
Статья 15. Представительный
орган местного самоуправления
1. Представительный орган
местного самоуправления состоит
из депутатов, избираемых на
основе всеобщего равного и
прямого избирательного права
при тайном голосовании в соответствии
с федеральными законами и
законами субъектов Российской
Федерации.
2. Численный состав представительного
органа местного самоуправления
определяется уставом муниципального
образования.
3. В исключительном ведении
представительных органов местного
самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных
правил по предметам ведения
муниципального образования, предусмотренных
уставом муниципального образования;
2) утверждение местного
бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ
развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных
налогов и сборов;
5) установление порядка
управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
6) контроль за деятельностью
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных
уставами муниципальных образований.
5. Представительный орган
местного самоуправления принимает
решения в коллегиальном порядке.
6. В отдельных поселениях
уставом муниципального образования
в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации
может быть предусмотрена возможность
осуществления полномочий представительных
органов местного самоуправления
собраниями (сходами) граждан.
Статья 17. Иные органы
местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления
1. В уставе муниципального
образования помимо представительных
органов и выборных должностных
лиц местного самоуправления, указанных
в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона,
могут быть предусмотрены и иные органы
местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления.
2. Наименование органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, порядок
формирования органов местного самоуправления,
компетенция, сроки полномочий, подотчетность,
вопросы организации и деятельности органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления определяются
уставами муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
3. Образование органов
местного самоуправления, назначение
должностных лиц местного самоуправления
органами государственной власти
и государственными должностными
лицами не допускаются. |
Статья 34. Органы местного самоуправления
1. Структуру органов местного
самоуправления составляют представительный
орган муниципального образования,
глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования),
контрольно-счетный орган муниципального
образования, иные органы и
выборные должностные лица местного
самоуправления, предусмотренные уставом
муниципального образования и
обладающие собственными полномочиями
по решению вопросов местного
значения.
(в ред. Федеральных
законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
2. Наличие в структуре
органов местного самоуправления
представительного органа муниципального
образования, главы муниципального
образования, местной администрации
(исполнительно-распорядительного
органа муниципального образования)
является обязательным, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
Статья 35. Представительный
орган муниципального образования
1. Представительный орган
муниципального образования может
осуществлять свои полномочия в случае
избрания не менее двух третей от установленной
численности депутатов.
1.1. Уставом муниципального
образования определяется правомочность
заседания представительного органа
муниципального образования. Заседание
представительного органа муниципального
образования не может считаться
правомочным, если на нем присутствует
менее 50 процентов от числа
избранных депутатов. Заседания
представительного органа муниципального
образования проводятся не реже
одного раза в три месяца.
(часть первая.1 введена
Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
1.2. Вновь избранный представительный
орган муниципального образования собирается
на первое заседание в установленный уставом
муниципального образования срок, который
не может превышать 30 дней со дня избрания
представительного органа муниципального
образования в правомочном составе.
(часть первая.2 введена
Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)
2. Представительный орган
поселения состоит из депутатов,
избираемых на муниципальных
выборах.
3. Представительный орган
поселения не формируется, если
численность жителей поселения,
обладающих избирательным правом,
составляет не более 100 человек.
В этом случае полномочия представительного
органа осуществляются сходом
граждан.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
4. Представительный орган
муниципального района:
Постановлением Конституционного Суда РФ от
18.05.2011 N 9-П положение пункта 1 части 4 статьи
35 признано не противоречащим Конституции
РФ.
1) может состоять из
глав поселений, входящих в
состав муниципального района, и
из депутатов представительных
органов указанных поселений,
избираемых представительными органами
поселений из своего состава
в соответствии с равной независимо
от численности населения поселения
нормой представительства, определяемой
в порядке, установленном настоящей
статьей;
2) может избираться на
муниципальных выборах на основе
всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании. При этом число
депутатов, избираемых от одного
поселения, не может превышать
две пятые от установленной
численности представительного
органа муниципального района.
Постановлением Конституционного Суда РФ от
18.05.2011 N 9-П положение части 5 статьи 35 признано
не противоречащим Конституции РФ.
5. Представительный орган
муниципального района формируется
в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное
не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
9. Представительный орган
городского поселения, муниципального
района, городского округа обладает
правами юридического лица. Представительный
орган сельского поселения, внутригородского
муниципального образования города федерального
значения может обладать правами юридического
лица в соответствии с уставом муниципального
образования.
(часть девятая в ред.
Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
Статья 37. Местная администрация
1. Местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган
муниципального образования) наделяется
уставом муниципального образования
полномочиями по решению вопросов
местного значения и полномочиями
для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит
глава местной администрации
на принципах единоначалия.
|
Органы местного самоуправления
в пределах, установленных законом,
обладают полной свободой действий для
осуществления собственных инициатив
по любому вопросу, который не исключен
из их компетенции и не отнесен
к компетенции другого органа
власти. |
Полномочия данных органов |
- принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
обеспечение социальной поддержки
и содействие занятости населения; |
Полномочия представительных
органов местного самоуправления определяются
уставами муниципальных образований.
|
В исключительной компетенции
представительного органа муниципального
образования находятся:
1) принятие устава муниципального
образования и внесение в него
изменений и дополнений;
2) утверждение местного
бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение
и отмена местных налогов и
сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах;
4) принятие планов и
программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов
об их исполнении;
5) определение порядка
управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной
собственности;
6) определение порядка
принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных
предприятий, а также об установлении
тарифов на услуги муниципальных
предприятий и учреждений, выполнение
работ, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами;
(в ред. Федеральных
законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
7) определение порядка
участия муниципального образования
в организациях межмуниципального
сотрудничества;
8) определение порядка
материально-технического и организационного
обеспечения деятельности органов
местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами
местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления полномочий
по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об
удалении главы муниципального
образования в отставку.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
11. Иные полномочия представительных
органов муниципальных образований
определяются федеральными законами
и принимаемыми в соответствии
с ними конституциями (уставами),
законами субъектов Российской Федерации,
уставами муниципальных образований.
11.1. Представительный орган
муниципального образования заслушивает
ежегодные отчеты главы муниципального
образования, главы местной администрации
о результатах их деятельности,
деятельности местной администрации
и иных подведомственных главе
муниципального образования органов
местного самоуправления, в том
числе о решении вопросов, поставленных
представительным органом муниципального
образования.
(часть одиннадцатая.1 введена
Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
12. Нормативные правовые
акты представительного органа
муниципального образования, предусматривающие
установление, изменение и отмену
местных налогов и сборов, осуществление
расходов из средств местного
бюджета, могут быть внесены
на рассмотрение представительного
органа муниципального образования
только по инициативе главы
местной администрации или при
наличии заключения главы местной
администрации.
13. Нормативный правовой
акт, принятый представительным
органом муниципального образования,
направляется главе муниципального
образования для подписания и
обнародования в течение 10 дней.
Глава муниципального образования,
исполняющий полномочия главы
местной администрации, имеет
право отклонить нормативный правовой
акт, принятый представительным органом
муниципального образования. В этом случае
указанный нормативный правовой акт в
течение 10 дней возвращается в представительный
орган муниципального образования с мотивированным
обоснованием его отклонения либо с предложениями
о внесении в него изменений и дополнений.
Если глава муниципального образования
отклонит нормативный правовой акт, он
вновь рассматривается представительным
органом муниципального образования.
Если при повторном рассмотрении указанный
нормативный правовой акт будет одобрен
в ранее принятой редакции большинством
не менее двух третей от установленной
численности депутатов представительного
органа муниципального образования, он
подлежит подписанию главой муниципального
образования в течение семи дней и обнародованию.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
14. Организацию деятельности
представительного органа муниципального
образования в соответствии с
уставом муниципального образования
осуществляет глава муниципального
образования, а в случае, если
указанное должностное лицо исполняет
полномочия главы местной администрации,
- председатель представительного
органа муниципального образования,
избираемый этим органом из
своего состава.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
15. Расходы на обеспечение
деятельности представительного органа
муниципального образования предусматриваются
в местном бюджете отдельной строкой в
соответствии с классификацией расходов
бюджетов Российской Федерации.
Управление и (или) распоряжение
представительным органом муниципального
образования или отдельными депутатами
(группами депутатов) в какой бы то
ни было форме средствами местного бюджета
в процессе его исполнения не допускаются,
за исключением средств местного бюджета,
направляемых на обеспечение деятельности
представительного органа муниципального
образования и депутатов.
16. Полномочия представительного
органа муниципального образования
независимо от порядка его
формирования могут быть прекращены
досрочно в порядке и по
основаниям, которые предусмотрены статьей
73 настоящего Федерального закона.
Полномочия представительного органа
муниципального образования также прекращаются:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
1) в случае принятия
указанным органом решения о
самороспуске. При этом решение
о самороспуске принимается в
порядке, определенном уставом
муниципального образования;
2) в случае вступления
в силу решения соответственно
верховного суда республики, края,
области, города федерального
значения, автономной области, автономного
округа о неправомочности данного
состава депутатов представительного
органа муниципального образования, в
том числе в связи со сложением депутатами
своих полномочий;
3) в случае преобразования
муниципального образования, осуществляемого
в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 настоящего Федерального
закона, а также в случае упразднения муниципального
образования;
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
4) в случае утраты поселением
статуса муниципального образования
в связи с его объединением
с городским округом; |
Органы местного самоуправления
могут сотрудничать с органами местного
самоуправления других государств на
условиях, устанавливаемых законом,
имеют право, при осуществлении
своих полномочий, сотрудничать и
в рамках закона вступать в ассоциацию
с другими органами местного самоуправления
для осуществления задач,. |
Экономическая основа местного
самоуправления |
Экономическую основу местного
самоуправления составляют муниципальная
собственность, местные финансы, имущество,
находящееся в государственной
собственности и переданное в
управление органам местного самоуправления,
а также в соответствии с законом
иная собственность, служащая удовлетворению
потребностей населения муниципального
образования.
|
Экономическая основа местного
самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления
составляют муниципальная собственность,
местные финансы, имущество, находящееся
в государственной собственности и переданное
в управление органам местного самоуправления,
а также в соответствии с законом иная
собственность, служащая удовлетворению
потребностей населения муниципального
образования. |
Экономическую основу местного
самоуправления составляют находящееся
в муниципальной собственности
имущество, средства местных бюджетов,
а также имущественные права
муниципальных образований.
Муниципальная собственность признается
и защищается государством наравне с иными
формами собственности. |
Органы местного самоуправления
имеют право, в рамках национальной
экономической политики, на обладание
достаточными собственными финансовыми
ресурсами, которыми они могут свободно
распоряжаться при осуществлении |
Источники формирования бюджета |
- В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ
- финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий
- поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть
- Органы МСУ самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В доходной и расходной
частях местных бюджетов раздельно предусматривается
финансирование решения вопросов местного
значения и осуществления органами местного
самоуправления отдельных федеральных
полномочий, полномочий субъектов Российской
Федерации |
Доходы и расходы местных
бюджетов
В доходы местных бюджетов зачисляются
местные налоги, сборы и штрафы, отчисления
от федеральных налогов и налогов субъектов
Российской Федерации в соответствии
с нормативами, установленными федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации, закрепленными на долговременной
основе, финансовые средства, переданные
органами государственной власти органам
местного самоуправления для реализации
отдельных государственных полномочий,
поступления от приватизации имущества,
от сдачи муниципального имущества в аренду,
от местных займов и лотерей, часть прибыли
муниципальных предприятий, учреждений
и организаций, дотации, субвенции, трансфертные
платежи и иные поступления в соответствии
с законом и решениями органов местного
самоуправления, а также другие средства,
образующиеся в результате деятельности
органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно
распоряжаются средствами местных бюджетов.
Сумма превышения доходов над расходами
местных бюджетов по результатам отчетного
года не подлежит изъятию федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации.
В доходной и расходной частях местных
бюджетов раздельно предусматривается
финансирование решения вопросов местного
значения и осуществления органами местного
самоуправления отдельных федеральных
полномочий, полномочий субъектов Российской
Федерации |
К собственным доходам
местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения граждан в соответствии
со статьей 56 настоящего Федерального
закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в
соответствии со статьей 57 настоящего
Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов
в соответствии со статьей 58 настоящего
Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов
в соответствии со статьей 59 настоящего
Федерального закона;
5) безвозмездные поступления из других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, включая дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, субсидии и иные межбюджетные
трансферты, предоставляемые в соответствии
со статьей 62 настоящего Федерального
закона, и другие безвозмездные поступления;
6) доходы от имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий,
остающейся после уплаты налогов и сборов
и осуществления иных обязательных платежей,
в размерах, устанавливаемых нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципального образования, и часть доходов
от оказания органами местного самоуправления
и казенными муниципальными учреждениями
платных услуг, остающаяся после уплаты
налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии
с федеральным законом отнесено к компетенции
органов местного самоуправления;
9)добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации и решениями органов местного
самоуправления. |
По меньшей мере часть
финансовых средств органов местного
самоуправления должна поступать за счет
местных сборов и налогов, ставки которых
органы местного самоуправления вправе
устанавливать в пределах, определённых
законом. |