Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:32, реферат
Понятие государственного управления. Научно – теоретические подходы к управлению .
Подсистемы государственного управления .
Классификация видов государственного управления: по сферам общественной жизнедеятельности; по структуре общественных отношений; по объектам управления; по характеру и объему управленческого воздействия. Виды управления (плановое, территориальное, стратегическое, программно – целевое, межотраслевое и др.).
Модели государственного управления (либеральная, социалистическая, смешанная).
Понятие государственного управления. Научно – теоретические подходы к управлению (кибернетический, структурно – функциональный, ситуационный, конфликтологический, синергетический, системный). Подсистемы государственного управления (институциональная, нормативно – правовая, структурно – функциональная, коммуникативная, профессионально – кадровая, профессионально - культурная). Классификация видов государственного управления: по сферам общественной жизнедеятельности; по структуре общественных отношений; по объектам управления; по характеру и объему управленческого воздействия. Виды управления (плановое, территориальное, стратегическое, программно – целевое, межотраслевое и др.). Модели государственного управления (либеральная, социалистическая, смешанная).
Правовые и организационные формы государственного управления. Классификация методов государственного управления: морально – этические методы, социально – политические, экономические, административные. Убеждение, поощрение, дисциплинарное принуждение и административно-правовое принуждение как методы деятельности государственной администрации.
Государственное управление – это процесс регулирования внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. Государственное управление – это система, в которой субъект (государство) и объект (общество) действуют во взаимосвязи. В основе государственного управления лежат интересы государства, направленные на защиту его целостности, поддержку уровня и качества жизни граждан. Через управление государство реализует защитную, социальную, правовую, экономическую, политическую, арбитражную функции.
В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализация, контроль за соблюдением в обществе законности и правосудие. Более узкое понимание государственного управления определяет его как форму осуществления функций государства, как вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть.
С научных позиций рациональное
объяснение природы и сущности государственного
управления предполагает его всестороннее
рассмотрение как системы и процесса
во взаимодействии с окружающей социальной
средой. Данная система охватывает:
а) организацию и функционирование
субъекта управления – управляющую
систему; б) структуру взаимосвязей
управляющей системы с
Функции. Каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью, стабильностью. Функции отличаются друг от друга непосредственно целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией. В литературе по социальному управлению функции управления разделяются на: Социально- экономическая функция осуществляет регулирование системы экономических отношений через воздействие на отношение собственности и распределение. Духовно-идеологическая функция управления осуществляет воздействие на субъективные факторы поведения человека через его сознание, проявляющиеся в виде социальных стремлений и становящихся идеальной силой.
Метод управления - это способ
осуществления его функций, средство
воздействия органа исполнительной
власти на управляемые объекты. Методы,
используемые в режиме организации
государственной власти, могут быть
разделены на два вида: исследовательские
и инструментальные. Критерием различия
между ними является несовпадение целей
и сфер использования. Исследовательские
методы нацелены на анализ и диагностику
исследуемой системы, тогда как
инструментальные – на проектирование
новых систем, новых подходов (нормативный
- использование норм и нормативов
в налаживании эффективной
Совокупность способов и методов управления, которые использует государство для реализации функций управления, определяет виды государственного управления. Можно выделить следующие виды управления: авторитарное и демократическое управление по роли и месту человека и общества как объектов управления; по характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами – координационное и субординационное управление; по критерию использования форм собственности и владения имуществом - федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление; в зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления - оперативные, тактические и стратегические.
В формах управления важная
роль отводится программам. Программы
– государственно-служебный
Одна из главных задач
теории государственного управления состоит
в научном обосновании
Теория государственного
управления состоит из множества
идей, концепций, установок. Основные теории
государственного управления начали складываться
на рубеже 19-20 веков, начинается разделение
наук и наряду с формированием
таких отраслей как государственное
право, конституционное право, появляется
наука государственное
Главная заслуга в разработке
основополагающих концептуальных установок
и принципов теории государственного
управления как самостоятельной
области исследования принадлежит
известному немецкому ученому М.
Веберу. Он стал инициатором и главным
разработчиком важнейших
Второй этап в развитии теории государственного управления охватывает первую половину 20 в. Самые фундаментальные работы появились в 30-е годы ХХ века. Складываются школы: 1.классическая (административная) А.Файоля, Л.Урвика, Д.Д.Муни и А.К. Рейли. Их объединяло убеждение в том, что система государственного управления должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах. В качестве основных средств такой оптимизации деятельности системы они предлагали специализацию, единство распоряжений, делегирование ответственности, централизацию, корпоративный дух и др; 2.школа человеческих отношений, поведенческих наук М. Паркер и Ф. и Э.Рейли, А.Маслоу, М.Фоллет, Э.Мэйо, У.Мэрфи. Их объединяло признание того, что немаловажным фактором оптимизации системы государственного управления, повышения производительности труда работников и их удовлетворенности своим трудом является улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий. Человеческий фактор рассматривался в качестве одного из основных элементов эффективности организации.
Немаловажную роль в совершенствовании государственного регулирования экономики сыграли идеи английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения.
Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 1950-м годам. Он характеризуется утверждением в социальных и гуманитарных науках, в том числе и в теории государственного управления, бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа.
В рамках третьего этапа складываются следующие теории: теория нового государственного управления (государственный менеджмент), теория политических сетей и «теория руководства». В работе Д.Осборна и Т. Гэблерта «Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор» раскрываются те десять принципов, на которых основывается государственный менеджмент. Это: 1)в большей степени руководить подчиненными, чем выполнять их функции; 2)в большей степени предоставлять потребителям возможности выбора, чем обслуживать их; 3) предоставлять услуги на основе конкуренции; 4)управлять скорее постановкой задач, чем определением правил; 5)вкладывать капиталы в результаты, а не в намерения; 6)всемерно ориентироваться на потребителя; 7)поощрять предпринимательский дух зарабатывания денег, а не бюрократическую трату; 8)предпочитать профилактику лечению; 9)осуществлять структурную децентрализацию и налаживать сотрудничество децентрализованных структур; 10)добиваться перемен посредством рыночно ориентированных усилий.
Новой теоретической моделью
исследования государственного управления
стала теория политических сетей, т.е.
на место вертикальной традиционной
иерархической структуры
Таким образом, в XXI в. начался
четвертый этап в развитии теории
государственного управления, который
связан с развитием информационной
революции. Теория информационного
государства утверждает, что информация
становится главным управленческим
ресурсом, а высокие технологии определяют
ведущие направления
Российская федерация
как федеративное государство: понятие
и признаки. Принципы построения федеративного
государства: национальный, территориальный,
национально-территориальный (смешанный).
Асимметричность статуса
Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
При этом приоритетное значение
в определении правового