Содержание
Введение ………………………………………………………………..3
1.Понятие принципов государственного
управления…………....5
2. Классификация принципов
государственного управления…..9
3. Реализация принципов
государственного управления……....18
Заключение………………………………………………………...….22
Список использованных правовых
актов и литературы…….…24
Введение
Государственное управление основывается
на принципах. Под принципами
понимаются определенные требования
(правила), имеющие обязательный
характер. Они используются в
целях улучшения управления. Анри
Файоль писал, что для того, чтобы осуществлять
управленческую деятельность, «надо опираться
на принципы, т. е на признанные истины,
считающиеся доказанными». Принципы пронизывают
всю управленческую деятельность.
Управление является необходимым
элементом нашей повседневной
жизни. Управление – это целенаправленное
воздействие на сложную систему.
Государственное управление носит
публичный характер.
В узком смысле государственное
управление представляет собой деятельность
государства в лице специальных
государственных органов — органов
исполнительной власти.
Сущность государственного управления
проявляется в его необходимости,
общественной обусловленности и
целевой направленности. Необходимость
государственного управления вытекает
из необходимости обеспечения
реализации политики государства,
направленной на эффективное
использование природных, трудовых,
материальных, информационных ресурсов,
гарантирование прав и свобод
человека.
Общественная обусловленность государственного
управления объясняется тем, что
его цели и содержание зависят,
с одной стороны, от состояния
и структуры управляемого общественного
отношения, а с другой —
от места и роли государства
в обществе, а также от взаимоотношений
и характера деятельности отдельных
государственных органов.
Целевая направленность государственного
управления означает необходимость
достижения максимальных результатов
при минимальном использовании
материальных, трудовых, финансовых
и других средств. В этом
заключается актуальность избранной
нами темы курсовой работы.
Целью нашего исследования является
изучение принципов государственного
управления, их классификация и
реализация.
Для достижения данной цели
мы поставили следующие задачи:
- анализ понятия и признаков
принципов государственного управления;
- классификация принципов
государственного управления.
Эмпирической базой исследования
стали труды ведущих российских
ученных: Д.П. Зеркин, А.И. Радченко,
Г. В. Атаманчук, В.Г. Игнатов.
Работа состоит из введения, трех
глав, заключения и списка использованной
литературы.
1. Понятие принципов государственного
управления
Государственное
управление - это практическое, организующее
и регулирующее воздействие государства
на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения,
сохранения или преобразования,
опирающееся на его властную
силу.
Термин
«государственное управление» широко
используется в отечественной
и зарубежной научной литературе,
а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он
употреблялся и у нас, давая
тем самым конституционные основания
для выделения данного вида
государственной деятельности.
Среди
российских учёных нет единого
подхода к трактовке предметного
поля государственного управления.
А.И. Радченко считает государственное
управление разделом общей теории
управления .
Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов относят государственное
управление к политико-правовым и социальным
наукам.
Г.В. Атаманчук и О.М. Рой вообще не вступают
в дискуссию о предмете государственного
управления, переходя прямо к изложению
основной проблематики государственного
управления
Реализация государственного
управления базируется на принципах
- фундаментальных положениях, проверенных
теорией и практикой.
Слово «принцип» происходит
от латинского «principium » - основа, первоначало.
С.И. Ожегов определял
слово «принцип », как: «...основное,
исходное положение какой-нибудь
теории, учения, науки и т.д.».
Принцип отражает закономерности,
отношения, взаимосвязи между элементами
системы государственного управления.
Г. В. Атаманчук
определил, что принципы государственного
управления представляет собой закономерность,
отношение или взаимосвязь общественно-
политической природы и других групп элементов
государственного управления ( системы
онтологических элементов), выраженную
в виде определенного научного положения,
закрепленного в большинстве своем правом
и применяемого в теоретической и практической
деятельности людей по управлению.
В проблеме
принципов государственного управления
наиболее ощутимо проявляется
диалектика объективного и субъективного
познания, знания и практического
действия. Они не предмет чистого
сознания, умозрительности, и поэтому
трудно соглашаться с теми
авторами, в том числе и весьма
именитыми, которые дают перечень
тех или иных принципов, не
утруждая себя особо доказательствами
их материального бытия. Принципы
объективны по природе и содержанию,
но по своему выражению, оформлению
и закреплению являются фактом
сознания. Это - проявление объективных
законов в субъективной форме,
в общественном сознании. Неразрывность
объективного и субъективного
составляет весь гносеологический
и методологический "секрет" проблемы
принципов государственного управления.
Не случайно мировая общественная
мысль в течение почти всего
XX века усиленно исследует данную
проблему и практически в каждой
крупной работе по управлению
(любому виду) о ней что-то говорится.
Стало
быть, понятие "принцип государственного
управления" призвано вначале
в научной, а затем и в
правовой форме отражать закономерности,
отношения и взаимосвязи, объективно
существующие в государственном
управлении и имеющие особое
значение для его организации
и функционирования. Оно должно "впитать"
в себя генетические основы
принципов, их логические и
правовые формы и их методологическую
роль.
Принцип
государственного управления представляет
собой закономерность, отношение
или взаимосвязь общественно-политической
природы и других групп элементов
государственного управления (системы
онтологических элементов), выраженную
в виде определенного научного
положения, закрепленного в большинстве
своем правом и применяемого
в теоретической и практической
деятельности людей по управлению.
К отличительным
свойствам принципов государственного
управления относятся их диалектичность
и основанная на ней системность.
Каждая закономерность, отношение
и взаимосвязь сложны по своей
структуре, содержат в себе
подчас противоречивые, разнонаправленные
моменты. Определенные противоречия
можно обнаружить между различными
принципами и вместе с тем
взаимодополнения, взаимопереходы. При
характеристике того или иного принципа
приходится учитывать его взаимосвязь
с другими принципами, дополняемость ими
и зависимость от них . Сложные взаимосвязи
и взаимодействия между принципами существуют
в рамках их целостной системы, в которой
они уравновешивают или усиливают друг
друга, раскрывают в полную меру свою природу
и свои регулирующие способности.
Именно в системе
каждый принцип имеет структурно
отведенное ему место; в ней
и через нее он выражает
и свою индивидуальность. Система
определяет также границы, способы
и другие проявления конкретного
применения принципов. Значит, полное
раскрытие содержания и потенциала
любого принципа государственного
управления возможно лишь в
рамках и с учетом его системных
зависимостей.
2. Классификация принципов
государственного управления
Выделение
и гносеологическая характеристика
общесистемных принципов государственного
управления требуют глубоких
и целенаправленных исследований.
Поэтому здесь предлагаются лишь
авторские размышления на данную
тему, которые не претендуют, разумеется,
на истину в последней инстанции.
Это попытка представить в
логической последовательности
те закономерности, отношения и
взаимосвязи, которые проистекают
из зависимостей природы общества
и государства и значимы для
всего государственного управления.
К ним отнесены: объективность, демократизм,
правовая упорядоченность, законность,
федерализм, разделение власти, публичность.
Принцип
объективности государственного
управления является исходным
и обусловливает необходимость
следования во всех управленческих
процессах требованиям объективных
закономерностей (естественно-природных
и общественно-исторических) и реальным
возможностям общественных сил.
Он выражает зависимость системы
государственного управления от:
а) характера, уровня развития
и закономерностей общества, прежде
всего тех его компонентов, которые
выступают управляемыми объектами;
б) общественных целей, поставленных
и решаемых в данный исторический
отрезок времени;
в) наличных средств и ресурсов,
подлежащих вовлечению в управление;
г) внутренних закономерностей
функционирования и развития управления
как определенного системного общественного
явления.
Принцип
объективности отражает также
широкий круг закономерностей,
отношений и взаимосвязей организации,
функционирования и развития
государственного управления, связанных
с преломлением и реализацией
в нем целей, объективных условий
и субъективного фактора общества.
Нарушение этого принципа, вызываемое
обычно субъективистскими, волюнтаристскими
отклонениями от природных и
общественных закономерностей, приводит
к большим потерям в жизни
общества, направляет его усилия
в необоснованную или негативную
сторону, тормозит развитие, вызывает
неприятие людьми государственно-управляющих
воздействий.
В
современном государстве основополагающее
значение в осуществлении управления
с его стороны отводится принципу
демократизма государственного
управления. Утверждение этого принципа
является результатом многовековой
борьбы народов за признание
их носителями суверенитета и
единственным источником власти
и, соответственно, за обеспечение
прав и свобод каждого человека
и гражданина.
Принцип
демократизма воспроизводит народовластие
в государственном управлении. Это
- сложный и многогранный принцип,
требующий, прежде всего, установления
глубоких и постоянных взаимозависимостей
между обществом и государством,
между всеми компонентами общества
и необходимыми им компонентами системы
государственного управления. Он менее
всего сводится к проведению государственными
органами в обществе референдумов или
избирательных кампаний, а предполагает
пронизывание потребностями, интересами
и целями жизнедеятельности людей (своих
граждан) всех элементов государственного
управления (политики, целей, функций,
структуры, процесса, результатов управления
и т.д.). К сожалению, нередко демократизм
государственного управления иссякает
с занятием депутатских мест и государственных
должностей. Отсюда "дурной" кругооборот
одних и тех же политических проблем. Необходимо
подлинное освоение принципа демократизма
государственного управления.
Если
признавать, что государство служит обществу,
а деятельность органов государственной
власти и местного самоуправления ориентирована
на удовлетворение управленческих потребностей,
интересов и целей людей, то нетрудно сделать
вывод о том, что все в государственном
управлении относится к категории должного
и не может не быть надлежаще упорядочено.
Сущность правового государства также
реализуется в государственном управлении.
Есть основание таким образом говорить
о принципе правовой упорядоченности
государственного управления.
Этот
принцип объективно обусловливает
необходимость главным образом
законодательного определения основных
аспектов целей, функций, структур,
процесса, самих принципов государственного
управления. Причем не просто
решения данных вопросов в
законах или иных нормативных
правовых актах, а именно в
правовых законах (здесь нет
тавтологии), содержащих в себе
идеи справедливости, гуманности, сотрудничества,
обеспечения прав, свобод и обязанностей
людей. В истории России принцип
правовой упорядоченности государственного
управления редко воспроизводился:
вместо правовой нормы, принятой
в демократической правовой процедуре,
упор обычно делался на руководящую
волю, к тому же харизматически
обрамленную, способную якобы решить все
проблемы. В результате мы мало продвинулись
по пути осознания и использования огромных
возможностей права в государственном
управлении.