Принципы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение принципов государственного управления, их классификация и реализация.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
- анализ понятия и признаков принципов государственного управления;
- классификация принципов государственного управления.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3
1.Понятие принципов государственного управления…………....5
2. Классификация принципов государственного управления…..9
3. Реализация принципов государственного управления……....18
Заключение………………………………………………………...….22
Список использованных правовых актов и литературы…….…24

Файлы: 1 файл

принципы государственного управления.docx

— 31.44 Кб (Скачать)

                                Содержание

 

 

 

Введение ………………………………………………………………..3    

 

1.Понятие принципов государственного  управления…………....5

2. Классификация принципов  государственного управления…..9

3. Реализация принципов  государственного управления……....18

Заключение………………………………………………………...….22

Список использованных правовых актов и литературы…….…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

               Государственное управление основывается  на принципах. Под принципами  понимаются определенные требования (правила), имеющие обязательный  характер. Они используются в  целях улучшения управления. Анри  Файоль писал, что для того, чтобы осуществлять управленческую деятельность, «надо опираться на принципы, т. е на признанные истины, считающиеся доказанными». Принципы пронизывают всю управленческую деятельность.

               Управление является необходимым  элементом нашей повседневной  жизни. Управление – это целенаправленное  воздействие на сложную систему.  Государственное управление носит  публичный характер.

В узком смысле государственное  управление представляет собой деятельность государства в лице специальных  государственных органов — органов  исполнительной власти.

            Сущность государственного управления  проявляется в его необходимости,  общественной обусловленности и  целевой направленности. Необходимость  государственного управления вытекает  из необходимости обеспечения  реализации политики государства,  направленной на эффективное  использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод  человека.

            Общественная обусловленность государственного  управления объясняется тем, что  его цели и содержание зависят,  с одной стороны, от состояния  и структуры управляемого общественного  отношения, а с другой —  от места и роли государства  в обществе, а также от взаимоотношений  и характера деятельности отдельных  государственных органов.

          Целевая направленность государственного  управления означает необходимость  достижения максимальных результатов  при минимальном использовании  материальных, трудовых, финансовых  и других средств.  В этом  заключается актуальность избранной  нами темы курсовой работы.

          Целью нашего исследования является  изучение принципов государственного  управления, их классификация и  реализация.

           Для достижения данной цели  мы поставили следующие задачи:

- анализ понятия и признаков  принципов государственного управления;

- классификация принципов  государственного управления.

          Эмпирической базой исследования  стали труды ведущих российских  ученных:  Д.П. Зеркин, А.И. Радченко,  Г. В. Атаманчук,  В.Г. Игнатов.

            Работа состоит из введения, трех  глав, заключения и списка использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие принципов государственного  управления

 

 

         Государственное  управление - это практическое, организующее  и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную  силу.

        Термин  «государственное управление» широко  используется в отечественной  и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве  многих стран. Более 70 лет он  употреблялся и у нас, давая  тем самым конституционные основания  для выделения данного вида  государственной деятельности.

         Среди  российских учёных нет единого  подхода к трактовке предметного  поля государственного управления. А.И. Радченко считает государственное  управление разделом общей теории  управления .

          Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов относят государственное управление к политико-правовым и социальным наукам.

          Г.В. Атаманчук и О.М. Рой вообще не вступают в дискуссию о предмете государственного управления, переходя прямо к изложению основной проблематики государственного управления

   Реализация государственного  управления базируется на принципах  - фундаментальных положениях, проверенных  теорией и практикой. 

Слово «принцип» происходит от латинского «principium » - основа, первоначало.

    С.И. Ожегов определял  слово «принцип », как: «...основное, исходное положение какой-нибудь  теории, учения, науки и т.д.».

Принцип отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления.

    Г. В. Атаманчук  определил, что принципы государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно- политической природы и других групп элементов государственного управления ( системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

      В проблеме  принципов государственного управления  наиболее ощутимо проявляется  диалектика объективного и субъективного  познания, знания и практического  действия. Они не предмет чистого  сознания, умозрительности, и поэтому  трудно соглашаться с теми  авторами, в том числе и весьма  именитыми, которые дают перечень  тех или иных принципов, не  утруждая себя особо доказательствами  их материального бытия. Принципы  объективны по природе и содержанию, но по своему выражению, оформлению  и закреплению являются фактом  сознания. Это - проявление объективных  законов в субъективной форме,  в общественном сознании. Неразрывность  объективного и субъективного  составляет весь гносеологический  и методологический "секрет" проблемы  принципов государственного управления. Не случайно мировая общественная  мысль в течение почти всего  XX века усиленно исследует данную  проблему и практически в каждой  крупной работе по управлению (любому виду) о ней что-то говорится.

       Стало  быть, понятие "принцип государственного  управления" призвано вначале  в научной, а затем и в  правовой форме отражать закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно  существующие в государственном  управлении и имеющие особое  значение для его организации  и функционирования. Оно должно "впитать"  в себя генетические основы  принципов, их логические и  правовые формы и их методологическую  роль.

         Принцип  государственного управления представляет  собой закономерность, отношение  или взаимосвязь общественно-политической  природы и других групп элементов  государственного управления (системы  онтологических элементов), выраженную  в виде определенного научного  положения, закрепленного в большинстве  своем правом и применяемого  в теоретической и практической  деятельности людей по управлению.

     К отличительным  свойствам принципов государственного  управления относятся их диалектичность  и основанная на ней системность.  Каждая закономерность, отношение  и взаимосвязь сложны по своей  структуре, содержат в себе  подчас противоречивые, разнонаправленные  моменты. Определенные противоречия  можно обнаружить между различными  принципами и вместе с тем  взаимодополнения, взаимопереходы. При характеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь с другими принципами, дополняемость ими и зависимость от них . Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципами существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, раскрывают в полную меру свою природу и свои регулирующие способности.

    Именно в системе  каждый принцип имеет структурно  отведенное ему место; в ней  и через нее он выражает  и свою индивидуальность. Система  определяет также границы, способы  и другие проявления конкретного  применения принципов. Значит, полное  раскрытие содержания и потенциала  любого принципа государственного  управления возможно лишь в  рамках и с учетом его системных  зависимостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация принципов  государственного управления

 

 

         Выделение  и гносеологическая характеристика  общесистемных принципов государственного  управления требуют глубоких  и целенаправленных исследований. Поэтому здесь предлагаются лишь  авторские размышления на данную  тему, которые не претендуют, разумеется, на истину в последней инстанции.  Это попытка представить в  логической последовательности  те закономерности, отношения и  взаимосвязи, которые проистекают  из зависимостей природы общества  и государства и значимы для  всего государственного управления. К ним отнесены: объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность.

        Принцип  объективности государственного  управления является исходным  и обусловливает необходимость  следования во всех управленческих  процессах требованиям объективных  закономерностей (естественно-природных  и общественно-исторических) и реальным  возможностям общественных сил.  Он выражает зависимость системы  государственного управления от:

а) характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые  выступают управляемыми объектами;

б) общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;

в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;

г) внутренних закономерностей  функционирования и развития управления как определенного системного общественного  явления.

         Принцип  объективности отражает также  широкий круг закономерностей,  отношений и взаимосвязей организации,  функционирования и развития  государственного управления, связанных  с преломлением и реализацией  в нем целей, объективных условий  и субъективного фактора общества. Нарушение этого принципа, вызываемое  обычно субъективистскими, волюнтаристскими  отклонениями от природных и  общественных закономерностей, приводит  к большим потерям в жизни  общества, направляет его усилия  в необоснованную или негативную  сторону, тормозит развитие, вызывает  неприятие людьми государственно-управляющих воздействий.

        В  современном государстве основополагающее  значение в осуществлении управления  с его стороны отводится принципу  демократизма государственного  управления. Утверждение этого принципа  является результатом многовековой  борьбы народов за признание  их носителями суверенитета и  единственным источником власти  и, соответственно, за обеспечение  прав и свобод каждого человека  и гражданина.

        Принцип  демократизма воспроизводит народовластие  в государственном управлении. Это  - сложный и многогранный принцип,  требующий, прежде всего, установления  глубоких и постоянных взаимозависимостей  между обществом и государством, между всеми компонентами общества и необходимыми им компонентами системы государственного управления. Он менее всего сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, результатов управления и т.д.). К сожалению, нередко демократизм государственного управления иссякает с занятием депутатских мест и государственных должностей. Отсюда "дурной" кругооборот одних и тех же политических проблем. Необходимо подлинное освоение принципа демократизма государственного управления.

 

        Если признавать, что государство служит обществу,  а деятельность органов государственной власти и местного самоуправления ориентирована на удовлетворение управленческих потребностей, интересов и целей людей, то нетрудно сделать вывод о том, что все в государственном управлении относится к категории должного и не может не быть надлежаще упорядочено. Сущность правового государства также реализуется в государственном управлении. Есть основание таким образом говорить о принципе правовой упорядоченности государственного управления.

         Этот  принцип объективно обусловливает  необходимость главным образом  законодательного определения основных  аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного  управления. Причем не просто  решения данных вопросов в  законах или иных нормативных  правовых актах, а именно в  правовых законах (здесь нет  тавтологии), содержащих в себе  идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей  людей. В истории России принцип  правовой упорядоченности государственного  управления редко воспроизводился:  вместо правовой нормы, принятой  в демократической правовой процедуре,  упор обычно делался на руководящую  волю, к тому же харизматически обрамленную, способную якобы решить все проблемы. В результате мы мало продвинулись по пути осознания и использования огромных возможностей права в государственном управлении.

Информация о работе Принципы государственного управления