Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Цель работы - всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

Оглавление

Введение 3

Реализация принципа разделения властей в РФ 5

§1. Исполнительная власть: система и функции 7

§2. Законодательная власть 10

§3. Судебная власть и ее функции 14

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

     ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

     Институт  государственного управления и предпринимательства 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     Реализация  принципа разделения властей в современном государственном управлении 
 
 
 

Студент гр. Первоуральск:     Басова И. С.

Преподаватель, к.ю.н.:      Александров О.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011 
СОДЕРЖАНИЕ 

                      Введение 3

                      Реализация принципа разделения властей в РФ 5

                      §1. Исполнительная власть: система и функции 7

                      §2. Законодательная власть 10

                      §3. Судебная власть и ее функции 14

                      Заключение 18

                      Список использованной литературы 19

 

Введение

 

     Вопрос  «разделения властей в правовом государстве» для Российского государства является достаточно актуальным на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель — создание правового государства.

     Правовым  государством может быть признана такая  организация политической власти в  стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

     Вполне  естественно возникает вопрос: как  построить такое государство, как  должен быть организован и на каких  принципах должен функционировать  государственный механизм?

     Известно, что власть всегда стремится к  усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы  и сдерживания авторитарных поползновений  со стороны власти. Именно такой  механизм и предлагает концепция разделения властей.

     Речь  идет не о том, чтобы разделить  единую власть между различными общественными  силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей  — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

     Именно  поэтому принцип разделения властей  отнесен к числу основных конституционных  принципов всех современных демократических государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

     Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных теоретиков права.

     Цель работы - всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

     Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать  материал в соответствии с основными  задачами исследуемой темы:

     - проанализировать законодательную, исполнительную и судебную власть в отдельности;

     - изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

     В процессе исследования я опиралась на следующие источники: Конституцию РФ 1993г., федеральные законы; материалы, помещенные в хрестоматиях по истории России и истории государства и права зарубежных стран, периодические издания и др. Рассматривая проблему разделения властей невозможно проигнорировать первоисточники, а именно труды авторов самой теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.

     В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства.

 

Реализация принципа разделения властей в РФ

 

     Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

     Ниже  представлена схема власти в Российской Федерации – Рисунок 1.

     

     Рис.1. Схема власти Российской Федерации.

 

§1. Исполнительная власть: система и функции

 

     Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.

     Исполнительная  деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.

     Распорядительная  деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

     В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные  задачи по правовому регулированию  и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

     В подавляющем большинстве стран  глава государства выступает  носителем высшей исполнительной власти.

     Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

     В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает  с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении.

     Согласно  Конституции президент выполняет  также ряд других полномочий и  функций. По своей природе и характеру  они являются в основном исполнительно-распорядительными  полномочиями и функциями. Являясь главой государства, президент одновременно фактически выполняет функции и главы правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную власть.

     Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви  власти, каждая из которых действует  в пределах своего ведения и свойственными  ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

     Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др».

     Единую  систему исполнительной власти в  Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В настоящее время в структуру  федеральных органов исполнительной власти РФ входят (Рис.1):

     - Правительство Российской Федерации;

     - федеральные министерства;

     - государственные комитеты Российской Федерации;

     - федеральные комиссии России;

     - федеральные службы;

     - российские агентства;

     - федеральные надзоры России;

     - иные федеральные органы исполнительной власти.

     Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

     В субъекте Российской Федерации устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему органов исполнительной власти республики в составе Российской Федерации входят:

     1. Глава исполнительной власти (Президент)  республики в составе Российской  Федерации; 

     2. Совет Министров республики в  составе Российской Федерации; 

     3. Местные органы управления республики, система которых определяется Конституцией республики с учетом конкретных национальных особенностей, исторических и местных традиций.

     Глава исполнительной власти республики в  составе Российской Федерации является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Он входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).

Информация о работе Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении