Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Цель работы - всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

Оглавление

Введение 3

Реализация принципа разделения властей в РФ 5

§1. Исполнительная власть: система и функции 7

§2. Законодательная власть 10

§3. Судебная власть и ее функции 14

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     Согласно  Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является соответственно краевая, областная администрации, администрация автономной области, автономного округа, городов федерального значения.

     Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, города федерального значения руководит на основе принципа единоначалия глава администрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции РФ).

§2. Законодательная  власть

 

     Основным  значением органов законодательной  власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В  демократических государствах эти  органы занимают центральное место  в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.

     К высшим органам государственной  власти относятся парламенты. Одной  из их важнейших функций является принятие законов.

     Парламент Российской Федерации — Федеральное  собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

     Поскольку органом общенародного представительства  является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства  и ей принадлежит право выражения  вотума недоверия.

     В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и др.

     Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента.

     Система законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

     В преамбуле этого Федерального закона говорится: «образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

     Названный Федеральный закон устанавливает  в статье 5 основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

     а) принимает Конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

     б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

     в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

     «Право  законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта Российской Федерации  принадлежит депутатам, высшему  должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации».

     Представительный  орган местного самоуправления –  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

     Полномочия  представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если он предусмотрен уставом муниципального образования.

     К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) относятся  местный референдум, выборы, собрания граждан, народная правотворческая инициатива.

     Местный референдум по своей юридической  силе выше юридической силы актов  органов местного самоуправления.

     Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, при изменении  границ территории и при определении  структуры органов местного самоуправления.

     Решение о проведении местного референдума  принимается представительным органом  местного самоуправления по собственной  инициативе или по требованию населения  в соответствии с уставом муниципального образования.

     В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

     Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     Собрания (сходы) граждан муниципального образования  могут созываться для решения  вопросов местного значения. Порядок  их созыва и проведения, принятия и  изменения решений, пределы компетенции  устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

     Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию).

§3. Судебная власть и её функции

 

     Важное  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

     Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и  исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и законах ряда современных государств.

     В современных демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.

     Законодательная и исполнительная власти находятся  у истоков судебной власти: они  ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и  возвышается, становясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства — служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.

     В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом  справедливости.

     Статья 118 Конституции РФ гласит: "Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом". Именно эти законодательные акты служат правовой основой формирования системы правосудия как самостоятельной ветви власти, которая могла бы стать мощным механизмом применения законодательства и его неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

     Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе  Российской Федерации" гласит: "В  Российской федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".

     К федеральным судам отнесены:

     Конституционный Суд Российской Федерации;

     Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

     К судам субъектов Российской Федерации  — конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

     Суды, входящие в единую судебную систему  Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127).

     Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ о соответствии Конституции  издаваемых нормативных актах, заключаемых  международных договоров. Также  Конституционный Суд решает споры  между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

     В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

Информация о работе Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении