Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Цель работы - всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

Оглавление

Введение 3

Реализация принципа разделения властей в РФ 5

§1. Исполнительная власть: система и функции 7

§2. Законодательная власть 10

§3. Судебная власть и ее функции 14

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

     В современной правовой науке принцип  разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет  основополагающее значение при решении  конкретных вопросов построения государственного механизма.

     В результате проделанного исследования в работе я пришла к некоторым выводам.

     Назначение  принципа разделения властей — исключить  возможность концентрации всей полноты  власти в руках одного лица или  органа путем установления такой  государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

     Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

     Разделение  властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило  бы в определенные рамки и балансировало.

     Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

     В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён  и применяется в построении и функционировании государственных институтов.

     Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции  России 1993 г., обладая относительной  самостоятельностью и сдерживая  в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

     В особенности это касается законодательной  и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с  другими ветвями и разновидностями  властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.

     Во  взаимоотношениях с судебной властью  это предопределяется прежде всего  тем, что президент обладает огромными  конституционными возможностями оказывать  влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

     В отношениях с законодательной властью  доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что  президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной  Думы, право назначения выборов в  Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

     К сожалению, сложившаяся ситуация в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.

     Для реализации в полном объеме принципа разделения властей необходимо, во-первых, внести изменения в Конституцию РФ, наделив Президента РФ полномочиями главы исполнительной власти и определив его место в системе разделения властей; во-вторых, наделить представительные, законодательные органы государственной власти полномочиями по контролю за исполнением законов, вернуться к институту императивного мандата.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: «Проспект»., 2001. – 48 с.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) //"Российская газета", N 3, 06.01.1997.

3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.

4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 15.02.2007) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// "Российская газета", N 50, 12.03.2004.

5. Алексеев, С. С. Теория права: Учебник / С.С. Алексеев. – М.: Бек, 1993. – 389 с.

6. Бабаев, В.К. Теория государства и права. Учебник. / В.К. Бабаев. – М.: Юрист, 2004. – 591 с.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.

8. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. – М.: Право и государство, 2003.

9. Венгеров, А.Б.  Теория государства и права.  Учебник для юридических вузов. / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист. 1999. – 512 с.

10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. – «Амалфея», 2004. – 688 с.

11. Гранкин И.В. Основные признаки законодательных органов//Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.

12. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В Енгибарян, Ю.К Краснов. – М.: Юристъ. 1999. – 524 с.

13. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти// Государство и право. 1992. № 8. С.32-33.

14. Жабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления// Полис. 2003. №3. С.161.

15. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. 608 с.

16. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000. - 800 с.

17. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: Норма, 2007.

19. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало, 1998.

18. Клименко В. Мировой опыт и реальность переходного периода государственного строительства в России. Разделение властей: история и современность. - М. 2006. -.402с

19. Козлов, Ю.М. Исполнительная власть / Ю.М. Козлов // Вестник Московского ун-та. Право. – 1993. – № 4.

20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2004.

21. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций./ С.А. Комаров. –7-е издание – С-Пб.: «Питер», 2004. – 510 с.

22. Лебедев В.А. Реализация принципа разделения властей, http://www.lib.csu.ru/

23. Лившиц, Р.З. Теория права. Учебник. / Р.З. Лившиц. – М.: Бек, 1994.– 348

24. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. / А.В. Малько. – Изд. 2-е, перераб. и доп.. Саратов: изд-во «Надежда», 2002. – 120с.

25. Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 300 с.

26. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.

27. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.//Государство и право. 1996. № 1. С.13.

28. Общая теория государства и права. Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 1998.

29. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М., 2004. -314с.

30. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и право. 2004. № 12. С.28

31. Политология/Научн.ред.А.А.Радугина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001.

32. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1.

33. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.

34. Скитович, В.В. Судебная власть и принцип разделения властей / В.В. Скитович // Вестник Московского ун-та. Право. –1994. – № 3.

35. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей//Российский судья. 2007. № 10.

36. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Издательство «Юристъ», 2000.

37. Чуганов Е.Г. Конституционно-правовые полномочия судебной власти Российской Федерации//Российский судья. 2005. № 1.

Информация о работе Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении