Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, реферат
Цель работы - всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Введение 3
Реализация принципа разделения властей в РФ 5
§1. Исполнительная власть: система и функции 7
§2. Законодательная власть 10
§3. Судебная власть и ее функции 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19
В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.
В результате проделанного исследования в работе я пришла к некоторым выводам.
Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.
Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.
В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён и применяется в построении и функционировании государственных институтов.
Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
В
особенности это касается законодательной
и исполнительно-
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
К сожалению, сложившаяся ситуация в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.
Для реализации в полном объеме принципа разделения властей необходимо, во-первых, внести изменения в Конституцию РФ, наделив Президента РФ полномочиями главы исполнительной власти и определив его место в системе разделения властей; во-вторых, наделить представительные, законодательные органы государственной власти полномочиями по контролю за исполнением законов, вернуться к институту императивного мандата.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: «Проспект»., 2001. – 48 с.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) //"Российская газета", N 3, 06.01.1997.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 15.02.2007) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// "Российская газета", N 50, 12.03.2004.
5. Алексеев, С. С. Теория права: Учебник / С.С. Алексеев. – М.: Бек, 1993. – 389 с.
6. Бабаев, В.К. Теория государства и права. Учебник. / В.К. Бабаев. – М.: Юрист, 2004. – 591 с.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.
8. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. – М.: Право и государство, 2003.
9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист. 1999. – 512 с.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. – «Амалфея», 2004. – 688 с.
11. Гранкин И.В. Основные признаки законодательных органов//Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.
12. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В Енгибарян, Ю.К Краснов. – М.: Юристъ. 1999. – 524 с.
13. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти// Государство и право. 1992. № 8. С.32-33.
14. Жабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления// Полис. 2003. №3. С.161.
15. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. 608 с.
16. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000. - 800 с.
17. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: Норма, 2007.
19. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало, 1998.
18. Клименко В. Мировой опыт и реальность переходного периода государственного строительства в России. Разделение властей: история и современность. - М. 2006. -.402с
19. Козлов, Ю.М. Исполнительная власть / Ю.М. Козлов // Вестник Московского ун-та. Право. – 1993. – № 4.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2004.
21. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций./ С.А. Комаров. –7-е издание – С-Пб.: «Питер», 2004. – 510 с.
22. Лебедев В.А. Реализация принципа разделения властей, http://www.lib.csu.ru/
23. Лившиц, Р.З. Теория права. Учебник. / Р.З. Лившиц. – М.: Бек, 1994.– 348
24. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. / А.В. Малько. – Изд. 2-е, перераб. и доп.. Саратов: изд-во «Надежда», 2002. – 120с.
25. Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 300 с.
26. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.
27. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.//Государство и право. 1996. № 1. С.13.
28. Общая теория государства и права. Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 1998.
29. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М., 2004. -314с.
30. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и право. 2004. № 12. С.28
31. Политология/Научн.ред.А.А.
32. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1.
33. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.
34. Скитович, В.В. Судебная власть и принцип разделения властей / В.В. Скитович // Вестник Московского ун-та. Право. –1994. – № 3.
35. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей//Российский судья. 2007. № 10.
36. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Издательство «Юристъ», 2000.
37. Чуганов Е.Г. Конституционно-правовые полномочия судебной власти Российской Федерации//Российский судья. 2005. № 1.
Информация о работе Реализация принципа разделения властей в современном государственном управлении