Принципы формирования верховной власти при парламентской форме государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Демократически последовательно осуществляемый принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) предполагает главенство законов, самостоятельность, а также баланс полномочий всех ветвей власти, наличие системы их взаимных сдержек и противовесов. Это исключает перенесение центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость правового, конституционного обеспечения того, чтобы соблюдалось разделение властей и имелись соответствующие процедуры.

Оглавление

Введение 3
1. Правовая регламентация деятельности парламента в зарубежных странах 4
2. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в зарубежных странах 8
3. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт управления.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образование учреждение высшего  профессионального образования 

КУЗБАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ФИЛИАЛ  ГУ КузГТУ в г. НОВОКУЗНЕЦКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Зарубежный опыт управления

ТЕМА №8: Принципы формирования верховной власти при парламентской форме государственного управления 
 
 
 
 

                                                                      Выполнил: ст. гр. МУз-81

                                                                                          Кривошеева

                           Светлана Александровна

                                                          (108562)

                                                                      Проверил: Соколова

                          Ольга Владимировна

                               
                 
                 

               Контрольная работа

                                                             _______________    _________________

                                          «зачет / незачет»          подпись руководителя

                                                         «____» ____________ 2011 г. 
         
         
         

Новокузнецк 2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Правовая регламентация деятельности парламента в зарубежных странах 4

2. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в зарубежных странах 8

3. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в Российской Федерации 15

Заключение 18

Список  использованной литературы 19 

 

Введение

     В отечественном обществоведении  понятие "парламентаризм" трактуется по-разному, хотя, в общем, речь идет о парламентской системе организации и функционирования верховной государственной власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле - его существенная роль, т.е. нормальное функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также контрольными полномочиями. Можно разделять мнение А. Оболонского о значимости для самой сути парламентаризма и законотворчества политико-правовой ориентации на культуру диалога, поиск конструктивного компромисса. Представляется справедливым суждение И. Кривогуза о парламентаризме как о способности представительного органа свободно обсуждать и принимать политические решения в виде законов. Причем подразумевается, что речь идет о демократически легитимированном народном представительном органе, действующем в системе разделения властей.

     Демократически  последовательно осуществляемый принцип  разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) предполагает главенство законов, самостоятельность, а также баланс полномочий всех ветвей власти, наличие системы их взаимных сдержек и противовесов. Это исключает  перенесение центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость правового, конституционного обеспечения того, чтобы соблюдалось разделение властей  и имелись соответствующие процедуры.

     Причем  если переход от тоталитаризма и  авторитаризма к демократии стимулировал именно разделение, а то и отгораживание  властей друг от друга, то мировая  практика показывает важность именно взаимодействия властей. 

Правовая  регламентация деятельности парламента в зарубежных странах

Слово парламент впервые появилось  в Англии (parliament), хотя корень слова  французский (parler-говорить), между  тем  в  дореволюционной Франции парламентом  назывались  не  законодательные,  а  судебные  органы округов.

     Парламент определяют как высший законодательный представительный орган государственной власти, в стране избираемый населением (частично назначаемый), где установлено разделение властей. Это значит, что в парламенте заседают представители страны - депутаты, главной функцией которых является принятие законов. Но наметилась тенденция и в последнее время в научной литературе, что представительская и законодательная функции охарактеризованы как несовпадающие. И сегодня мы наблюдаем, что у парламента стали проявляться разные по своему назначению рода деятельности.

     По  демократическим конституциям парламент  является  верховным  законодательным  органом государства, но как часто  положение вещей в современном  мире накладывает свои отпечатки  и  в действительности  многие  вещи в реальном мире принимают несколько  иные свойства.

     Основные  функции парламента - законодательная  функция - деятельность по принятию законов. А под представительской функцией  принято понимать деятельность парламента как некоего форума, на котором  на котором открыто и публично обсуждаются важные моменты жизни  общества, государства. Трибуна для  споров, для обсуждения различных  мнений, каковой является парламент, его значение важно для жизни  общества, особенно в последние десятилетия, когда уровень коммуникаций поднялся на новый качественный уровень.

     Место и роль любого органа власти, как  принято, закреплена в конституциях, а так же подчёркивается особый статус, если таковой предусмотрен. Конституции  чётко регламентируют правовые полномочия парламентов своих стран. В некоторых странах конституции не подчёркивают особой роли парламента, а приводится обычный перечень того, чем и какими полномочиями наделяется данный орган, где так же есть моменты об отношениях межу правительством и парламентом, к примеру, во Франции. Есть и такие конституции, где прописано, что парламент не является единственным законодательным органом, пример тому Греция. Там законодательная власть осуществляется так же и президентом республики. Парламентская система присутствует и развивается почти во всех странах мира, за исключением разве ж только тех стран, где присутствует абсолютная монархия. Какими бы полномочиями не были наделены эти институты, но главной ролью все, же и основной его функцией, это принятие законов.

     Важнейший фактор, который определяет роль и  значимость парламента в жизни той  или иной страны и его взаимоотношения  с другими институтами власти, это его компетенция. По этому  признаку так же можно классифицировать зарубежные парламенты. Наблюдаются  три группы парламентов по объёму компетенции, которой они обладают.

     В первую группу входят так называемые - парламенты с абсолютно неопределённой компетенцией, потому что для них  юридически не прописан перечень их полномочий. И хотя это довольно условно, но юридически это так. Такая система сложилась  в Англии, так же сюда можно отнести  Италию и Ирландию.

     Парламенты  с абсолютно определённой компетенцией составляют вторую группу этого перечня. Такие парламенты находятся в  определенных законом рамках, и они  не могут принимать законов, которые  не определены перечнем конституции, т.е. это определённый круг вопросов по которым они правомочны принимать  решения.

     Ярким примером тому Конгресс США, где в  конституции есть перечень того чем  может, а чем не может заниматься парламент, это ещё «отцы –  основатели» заложили такие нормы  для того чтобы сохранить и  достаточную долю полномочий у отдельных штатов, ведь США это федеративное государство.

     Во  Франции так же применён такой  метод, хотя эта страна является унитарным  государством по своей структуре. Конституция  Франции даёт исчерпывающий перечень полномочий парламента и уточняет, что эти полномочия могут дополняться  определенными законами.

     А вот в Великобритании парламент  исполняет роль служащего при  правительстве, хотя формально имеет  абсолютно неограниченные полномочия, а все, потому что почти все  законопроекты это результат  работы правительства, своего продукта по большому счёту - не производит. Но есть и такие парламенты, где всё  с точностью наоборот, казалось бы, при ограниченных полномочиях они  наделены очень мощными правами.

     Те  парламенты, которые обладают подвижной  компетенцией или меняющейся, составляют третью группу, к которой относятся  такие государства как Германия (ФРГ), Индия и Малайзия. В силу своего федеративного устройства парламентам  делегированы права общефедеративные это первая группа вопросов, вторая - вопросы, отнесённые к компетенции  отдельных штатов и последняя  это те вопросы, которые относятся  к совместной компетенции. Такая  модель полномочий наблюдается в  Индии.

     Следует отметить также парламенты с особой структурой. Это относится к Стортингу  Норвегии. Сначала  он  избирается  целиком,  затем  1/4  из  его  состава  выбирается  в  верхнюю  часть  -  Лагтинг,  остальные  же  депутаты составляют нижнюю часть - Одельстинг. При этом соотношение  политических  сил в обеих  частях  одинаково.  Все  вопросы,  кроме  принятия  законопроектов, решаются парламентом в целом.

     Постоянные  комиссии являются общими для  всего  парламента. Поэтому Стортинг нельзя безоговорочно  отнести  к  двухпалатному  парламенту. До недавнего времени  такую же структуру имел  Альтинг  Исландии. В настоящее время он является однопалатным органом.

     Насчитывают четыре модели парламентов по принципу устройства государственной власти.

     К первой модели можно отнести парламент  Великобритании, там парламенту предоставлены  полномочия по объявлению вотума недоверия  правительству, и отправлять его  в отставку. Ещё это называется - институт политической ответственности  правительства. Вестминстерская модель (Вестминстерский дворец). Италия, Германия, Болгария, Венгрия и т.п.

     Конгресс  США представитель другой модели. Исполнительная власть в этой стране обладает правом вето, а законодательная  обладает правом использовать импичмент.

     Классическим  примером третьей модели является Франция, где отношения между парламентом  и исполнительной властью совсем не те, что в штатах или Англии. Здесь наблюдается смешанная  форма правления, как президентская  так же и парламентская. Президент  имеет право роспуска парламента, а у парламента есть рычаги парламентской  ответственности.

     Есть  и четвёртая группа, это декоративные парламенты, а так же своего рода совещательные органы или ещё  как их называют консультативные  парламенты. Они распускаются и снова  создаются, избираются гражданами и  назначаться монархом. В Кувейте  и Бахрейне, в АОЭ.

     По  способу формирования парламентов  так же существует масса вариантов. Если парламент однопалатный он избирается гражданами. Двухпалатный парламент, здесь  немного иначе, нижняя так же избирается гражданами, а вот со второй немножечко посложнее,  и масса различных  вариантов. Чаще всего при формировании нижней палаты парламента проводятся выборы и в абсолютном большинстве случаев, это выборы прямые, всеобщие равные и с тайным голосованием. Вот это и есть олицетворение настоящего народного представительства.

 

     Принципы  формирования верховной  власти при парламентской  форме правления  в зарубежных странах

     Формирование  верхних палат осуществляется самыми различными способами, а так же путём голосования, но не по территориальным округам (США), а от штатов. В Италии также своя специфика - ¾ по одномандатным округам,1/4 по пропорциональной системе. При выборах в верхние палаты (Палаты советников), в Японии 150 депутатов избираются по отдельным избирательным округам, а ещё 100 от общенационального избирательного округа. Прямые выборы проходят при формировании Советов кантонов в Швейцарии, аналогично в Польше.

Информация о работе Принципы формирования верховной власти при парламентской форме государственного управления