Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа
Демократически последовательно осуществляемый принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) предполагает главенство законов, самостоятельность, а также баланс полномочий всех ветвей власти, наличие системы их взаимных сдержек и противовесов. Это исключает перенесение центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость правового, конституционного обеспечения того, чтобы соблюдалось разделение властей и имелись соответствующие процедуры.
Введение 3
1. Правовая регламентация деятельности парламента в зарубежных странах 4
2. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в зарубежных странах 8
3. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образование учреждение высшего профессионального образования
КУЗБАССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
ФИЛИАЛ
ГУ КузГТУ в г. НОВОКУЗНЕЦКЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Зарубежный опыт управления
ТЕМА №8:
Принципы формирования верховной власти
при парламентской форме государственного
управления
Светлана Александровна
Ольга Владимировна
Контрольная работа
Новокузнецк 2011 г.
Содержание:
Введение 3
1. Правовая регламентация деятельности парламента в зарубежных странах 4
2. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в зарубежных странах 8
3. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список
использованной литературы 19
В отечественном обществоведении понятие "парламентаризм" трактуется по-разному, хотя, в общем, речь идет о парламентской системе организации и функционирования верховной государственной власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле - его существенная роль, т.е. нормальное функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также контрольными полномочиями. Можно разделять мнение А. Оболонского о значимости для самой сути парламентаризма и законотворчества политико-правовой ориентации на культуру диалога, поиск конструктивного компромисса. Представляется справедливым суждение И. Кривогуза о парламентаризме как о способности представительного органа свободно обсуждать и принимать политические решения в виде законов. Причем подразумевается, что речь идет о демократически легитимированном народном представительном органе, действующем в системе разделения властей.
Демократически
последовательно осуществляемый принцип
разделения властей (законодательной,
исполнительной, судебной) предполагает
главенство законов, самостоятельность,
а также баланс полномочий всех ветвей
власти, наличие системы их взаимных
сдержек и противовесов. Это исключает
перенесение центра властных отношений,
всей полноты власти на одну из них,
а также необходимость
Причем
если переход от тоталитаризма и
авторитаризма к демократии стимулировал
именно разделение, а то и отгораживание
властей друг от друга, то мировая
практика показывает важность именно
взаимодействия властей.
Слово парламент впервые появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler-говорить), между тем в дореволюционной Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов.
Парламент определяют как высший законодательный представительный орган государственной власти, в стране избираемый населением (частично назначаемый), где установлено разделение властей. Это значит, что в парламенте заседают представители страны - депутаты, главной функцией которых является принятие законов. Но наметилась тенденция и в последнее время в научной литературе, что представительская и законодательная функции охарактеризованы как несовпадающие. И сегодня мы наблюдаем, что у парламента стали проявляться разные по своему назначению рода деятельности.
По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, но как часто положение вещей в современном мире накладывает свои отпечатки и в действительности многие вещи в реальном мире принимают несколько иные свойства.
Основные
функции парламента - законодательная
функция - деятельность по принятию законов.
А под представительской
Место и роль любого органа власти, как принято, закреплена в конституциях, а так же подчёркивается особый статус, если таковой предусмотрен. Конституции чётко регламентируют правовые полномочия парламентов своих стран. В некоторых странах конституции не подчёркивают особой роли парламента, а приводится обычный перечень того, чем и какими полномочиями наделяется данный орган, где так же есть моменты об отношениях межу правительством и парламентом, к примеру, во Франции. Есть и такие конституции, где прописано, что парламент не является единственным законодательным органом, пример тому Греция. Там законодательная власть осуществляется так же и президентом республики. Парламентская система присутствует и развивается почти во всех странах мира, за исключением разве ж только тех стран, где присутствует абсолютная монархия. Какими бы полномочиями не были наделены эти институты, но главной ролью все, же и основной его функцией, это принятие законов.
Важнейший фактор, который определяет роль и значимость парламента в жизни той или иной страны и его взаимоотношения с другими институтами власти, это его компетенция. По этому признаку так же можно классифицировать зарубежные парламенты. Наблюдаются три группы парламентов по объёму компетенции, которой они обладают.
В первую группу входят так называемые - парламенты с абсолютно неопределённой компетенцией, потому что для них юридически не прописан перечень их полномочий. И хотя это довольно условно, но юридически это так. Такая система сложилась в Англии, так же сюда можно отнести Италию и Ирландию.
Парламенты с абсолютно определённой компетенцией составляют вторую группу этого перечня. Такие парламенты находятся в определенных законом рамках, и они не могут принимать законов, которые не определены перечнем конституции, т.е. это определённый круг вопросов по которым они правомочны принимать решения.
Ярким примером тому Конгресс США, где в конституции есть перечень того чем может, а чем не может заниматься парламент, это ещё «отцы – основатели» заложили такие нормы для того чтобы сохранить и достаточную долю полномочий у отдельных штатов, ведь США это федеративное государство.
Во Франции так же применён такой метод, хотя эта страна является унитарным государством по своей структуре. Конституция Франции даёт исчерпывающий перечень полномочий парламента и уточняет, что эти полномочия могут дополняться определенными законами.
А вот в Великобритании парламент исполняет роль служащего при правительстве, хотя формально имеет абсолютно неограниченные полномочия, а все, потому что почти все законопроекты это результат работы правительства, своего продукта по большому счёту - не производит. Но есть и такие парламенты, где всё с точностью наоборот, казалось бы, при ограниченных полномочиях они наделены очень мощными правами.
Те парламенты, которые обладают подвижной компетенцией или меняющейся, составляют третью группу, к которой относятся такие государства как Германия (ФРГ), Индия и Малайзия. В силу своего федеративного устройства парламентам делегированы права общефедеративные это первая группа вопросов, вторая - вопросы, отнесённые к компетенции отдельных штатов и последняя это те вопросы, которые относятся к совместной компетенции. Такая модель полномочий наблюдается в Индии.
Следует отметить также парламенты с особой структурой. Это относится к Стортингу Норвегии. Сначала он избирается целиком, затем 1/4 из его состава выбирается в верхнюю часть - Лагтинг, остальные же депутаты составляют нижнюю часть - Одельстинг. При этом соотношение политических сил в обеих частях одинаково. Все вопросы, кроме принятия законопроектов, решаются парламентом в целом.
Постоянные комиссии являются общими для всего парламента. Поэтому Стортинг нельзя безоговорочно отнести к двухпалатному парламенту. До недавнего времени такую же структуру имел Альтинг Исландии. В настоящее время он является однопалатным органом.
Насчитывают четыре модели парламентов по принципу устройства государственной власти.
К первой модели можно отнести парламент Великобритании, там парламенту предоставлены полномочия по объявлению вотума недоверия правительству, и отправлять его в отставку. Ещё это называется - институт политической ответственности правительства. Вестминстерская модель (Вестминстерский дворец). Италия, Германия, Болгария, Венгрия и т.п.
Конгресс США представитель другой модели. Исполнительная власть в этой стране обладает правом вето, а законодательная обладает правом использовать импичмент.
Классическим
примером третьей модели является Франция,
где отношения между
Есть и четвёртая группа, это декоративные парламенты, а так же своего рода совещательные органы или ещё как их называют консультативные парламенты. Они распускаются и снова создаются, избираются гражданами и назначаться монархом. В Кувейте и Бахрейне, в АОЭ.
По способу формирования парламентов так же существует масса вариантов. Если парламент однопалатный он избирается гражданами. Двухпалатный парламент, здесь немного иначе, нижняя так же избирается гражданами, а вот со второй немножечко посложнее, и масса различных вариантов. Чаще всего при формировании нижней палаты парламента проводятся выборы и в абсолютном большинстве случаев, это выборы прямые, всеобщие равные и с тайным голосованием. Вот это и есть олицетворение настоящего народного представительства.
Формирование верхних палат осуществляется самыми различными способами, а так же путём голосования, но не по территориальным округам (США), а от штатов. В Италии также своя специфика - ¾ по одномандатным округам,1/4 по пропорциональной системе. При выборах в верхние палаты (Палаты советников), в Японии 150 депутатов избираются по отдельным избирательным округам, а ещё 100 от общенационального избирательного округа. Прямые выборы проходят при формировании Советов кантонов в Швейцарии, аналогично в Польше.