Принципы формирования верховной власти при парламентской форме государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Демократически последовательно осуществляемый принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) предполагает главенство законов, самостоятельность, а также баланс полномочий всех ветвей власти, наличие системы их взаимных сдержек и противовесов. Это исключает перенесение центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость правового, конституционного обеспечения того, чтобы соблюдалось разделение властей и имелись соответствующие процедуры.

Оглавление

Введение 3
1. Правовая регламентация деятельности парламента в зарубежных странах 4
2. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в зарубежных странах 8
3. Принципы формирования верховной власти при парламентской форме правления в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт управления.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

     Во  Франции, Норвегии - многостепенные (косвенные) выборы. Во Франции сенаторы избираются сроком на 9 лет, уже народными избранниками, депутатами Национального собрания, а так же депутатами генеральных советов департаментов и депутатами местных советов - муниципий. В Исландии выборы осуществляются гражданами, при этом выбирается полностью весь состав парламента и называется он Альтинг. В него входят 63 депутата, потом на первом заседании выбирается верхняя палата, состоящая из 21 члена, а нижнюю палату формируют уже из оставшихся 42 депутатов. В Индийском парламенте Совет штатов тоже формируется выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе представительства.

     Принцип назначения при формировании верхней палаты использует Канада и Иордания. Таким же образом формируется и верхняя палата парламента Германии - Бундесрата, в его составе депутаты, назначенные правительствами земель из своего состава. И ещё ряд государств, которые придерживаются такой модели формирования своего парламента, это Бермуды, Багамы, Тринидад, Ямайка и Тобаго, а так же Антигуа.

     В Великобритании верхняя палата формируется  по феодальному принципу (по наследству). Такая наследственная система просуществовала не одну сотню лет и при этом ни разу не менялась. Изменение произошло в 1958 году, специальным законом, помимо наследственного, было установлено пожизненное пэрство. Теперь оно распространялось и на женщин, с одной оговоркой, его нельзя было передавать по наследству. За всю историю этого парламента численность заседателей насчитывала около1200 членов, которые имели право заседать в Палате лордов. Наследственных пэров насчитывалось уже более 800 и все они носители дворянских титулов и званий, герцоги бароны и т.д., отсюда выпекало право заседать в Палате лордов. Ещё одна большая группа это пожизненные пэры, к ним относились государственные служащие высокого ранга, а при уходе в отставку они, в качестве награды получали титул пэра, что теперь давало им право заседать пожизненно  на этом форуме. Духовенство так же имеет своих представителей в Палате, их насчитывается 20 священнослужителей от англиканской церкви, в их числе, конечно же, архиепископы и епископы, по  принципу старшинства. Лица, обладающие большим опытом в юриспруденции, составляют ещё один пласт представителей этого органа, это пэры по апелляции из бывших судей и др. юристов, их численность также около двадцати человек. В Великобритании Палата лордов есть ещё и высшая судебная инстанция, в ней проходит разбор жалоб по судебным делам.

     Вторая  перемена произошла во время правительства  лейбористов в 1999году. На своём заседании  они большинством голосов сами себя лишили наследного права заседать в  Палате лордов. Эта привилегия просуществовала 600 лет. Однако 90 наследных пэров  подали заявление с просьбой, продолжить работу в Палате лордов, были оставлены. И ещё два лорда, лорд маршал и  должность великого маршала дворца. Теперь численность Палаты лордов сопоставима  с численностью Палаты общин - 500 к 659. Британский парламент в полном его  составе - это Палата общин, Палата лордов и присутствующая там королева, которая  является равноправным участником парламента. А вот некоторые члены королевской  семьи имеют право заседать в Палате лордов, те, кто обладает пятью высшими титулами: принц Уэльский и герцоги: Эдинбургский, Йоркский, Кентский и Глосестерский.

     Есть  также смешанный принцип формирования. В определённом смысле по этому принципу формируется верхняя палата парламента Италии. Назначаемые президентом пять его членов, это люди получившие такое право за высокие заслуги в различных областях деятельности, таких как искусство, культура, а так же в области научных достижений. И ещё, бывшие президенты Италии могут «по праву» находиться в Сенате. Аналогичным способом в парламент назначается президентом Индии, но уже 12 членов,  также за заслуги перед страной в различных областях культуры, науки и искусства.

     Если  сопоставить  метод  формирования  верхних  палат  с  объемом  их компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше  процесс формирования этих палат  отстоит от избирательного корпуса, тем меньше  объем их компетенции.

     В некоторых странах для верхней  палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, либо этот срок более  длительный. Их состав обновляется  полностью либо по частям, что дает верхней  палате  существенные организационные  преимущества,  обеспечивает  непрерывность  законодательной власти. Например, Сенат США  обновляется  каждые  2  года  на  одну  треть. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат  роспуску.  К  кандидатам  в депутаты  верхних  палат   предъявляются,   как   правило,   более строгие требования, например высокий возрастной ценз (иногда он составляет 30  -  40 лет) и др.

     В большинстве современных парламентов  права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат. Например, во многих странах,  финансовые законопроекты могут  быть внесены, только в нижние палаты парламентов,  а  верхние  палаты не могут оказывать какое-либо влияния  на их  принятие.  В  парламентах,  где палаты неравноправны,  устанавливаются  определенные  процедуры  преодоления  возражений  верхних  палат в отношении   нефинансовых   законопроектов, одобренных нижними палатами.

     В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов,  каждый из которых обладает своими особенностями. В основе  их  классификации  лежат структура парламента и  объем компетенции.

     Структура парламента, первое, что отмечается - парламент как орган целостной  конструкции однопалатный или двухпалатный. Так же можно рассмотреть и  его структурные части. И в  этом случае речь идёт о его руководящих  органах, должностные лица и конечно  его структурные единицы, куда входят комиссии и комитеты, фракции от партий, а также и др. вспомогательные  структуры.

     В  странах  с  двухпалатной  системой  каждая  палата  формирует  свой руководящий орган. Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если  они  не  были  предварительно подготовлены и рассмотрены более узким  составом  депутатов,  профессионально  знакомых с определенной сферой государственной  деятельности.

     Руководство  парламента   (палат)   осуществляется  единолично председателем (спикером), либо  коллегиальным  органом  (президиумом,  бюро, комитетом, конференцией).  Председатель  нижней  палаты,  вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы  образуются  самой  палатой. Но  бывают  исключения,  так,  в  Нидерландах  председатель  нижней   палаты формально  назначается  монархом  из   числа   трех   предложенных   палатой кандидатур. А в некоторых  развивающихся  странах  председателем  парламента выступает  глава  государства.  Пост  председателя   верхней   палаты избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). Другой способ, это  пост занимается  высшим должностным  лицом (США - Вице-президент,  Великобритания  -  лорд - канцлер  - представитель  исполнительной власти).  Путём  назначается  (в  Канаде  Спикер Сената  назначается  актом  генерал-губернатора  по  рекомендации   Премьер - министра).

     Достаточно  широка  компетенция  руководящего   органа.   Председатель представляет парламент во  взаимоотношениях  с  другими  органами,  обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем  или  советом  председателей (там, где таковой  есть) он определяет повестку дня  заседаний, обеспечивает     первоочередное     рассмотрение     вопросов,     внесённых правительством,  руководит  прениями,  устанавливает  на  основе  регламента процедуру обсуждения вопросов и  порядок  голосования,  координирует  работу парламентских  органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней  полицией. Большие  права в области  процедуры  дают  председателю  возможность  активно влиять на решения парламента. В его распоряжении имеются различные  средства ограничения инициативы неугодных  правящим партиям  депутатов,  он  может  не дать  согласия  на  внесение  депутатских  запросов  правительству  или  его отдельным  членам, сократить время выступления;  лишить  слова  на  основании "неуважения  к  собранию",  а  в  отдельных   случаях   запретить   депутату участвовать  в  заседаниях  на определенный  срок.  В   некоторых   странах председатель палаты (парламента) признается фигурой внепартийной. Исходя  из этого,  он  не  вправе  выступать,  по  существу,  обсуждаемых   вопросов   и участвовать в  голосовании, что не лишает его,  однако,  дискреционных  прав. Но чтобы сохранить соотношение  партийных сил в парламенте,  его  депутатские функции осуществляет лицо, которое является его  заместителем  как  депутата (например, в Скандинавских  странах),  либо  может  голосовать,  если  голоса "за" и "против" законопроекта разделились поровну (Великобритания).

     В большинстве парламентов после  их созыва создаются партийные  фракции (группы). В современный период  в  ряде  новых  конституций,  и  особенно  в регламентах  парламентов (палат), получили закрепление  порядок  формирования и права  парламентских фракций.

     Во  многих регламентах установлено  минимальное число депутатов, которые  вправе образовывать фракцию. Так, во Франции  оно  составляет  30  членов  в Национальном собрании и 14 - в Сенате, в Бундестаге ФРГ -  15  депутатов,  в Бразилии -1/10 всех членов Палаты депутатов. В  результате  введения  такого минимума небольшие по  численности  группы  депутатов  лишаются  возможности  активно влиять на различные стороны  парламентской деятельности,  участвовать  в формировании внутрипарламентских  органов. Установление подобных  минимумов  принято оправдывать необходимостью усиления работоспособности парламента.

     Такие структуры, как партийные фракции  занимают важное место в парламентском  механизме.  По согласованию  с  лидерами  фракций  подбираются  кандидатуры  в  руководящие органы парламента и  его  палат,  подготавливаются  списки  председателей  и членов, постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все  эти органы образуются обычно на основе  пропорционального  представительства  от парламентских фракций.

     Полномочия  парламента, компетенция  зависит  от  формы  правления,  формы  государственного устройства,   исторических   условий,   степени   демократичности    страны, соотношения в ней политических сил и ряда иных факторов.

     Так, в президентских республиках  парламенты не принимают  участия  в формировании  правительства,  ограничен   их   контроль   над   деятельностью исполнительной   власти.    В    федеративных    государствах    компетенция  представительных органов  поделена  между  федерацией  и  ее  субъектами.  В государствах  с  тоталитарным  режимом  конституции  могут   закреплять   за парламентом значительные права, но на  практике  большинство  их  полномочий оказываются фиктивными.

     Объектом  парламентского  контроля  обычно  является  исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу  государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.п. Контроль  над  исполнительной властью носит политический характер (хотя  и  осуществляется  в  юридических формах).  Это  означает,  что  предметом  контроля  выступает   политическая деятельность правительства. В отношении других  объектов  характер  контроля является чисто юридическим.

     Полномочиями  судебных  органов  парламенты  обычно  не  наделяются. Исключение  составляет  Палата  лордов  британского  Парламента,  которая  в первой  инстанции  (в  составе  судебных  лордов)   рассматривает   дела   о преступлениях,  совершенных   пэрами,   и   может   выступать   в   качестве апелляционной инстанции.

 

     Принципы  формирования верховной  власти при парламентской  форме правления  в Российской Федерации

     Принцип формирования верхней палаты парламента различен: она может избираться или  формироваться иным способом. В большинстве  стран, где существует двухпалатный парламент, значимость нижней палаты более  весомая, чем верхней. В частности, прослеживается следующая тенденция: сильные, обладающие реальной властью  палаты избираются всеобщим прямым голосованием, поэтому чем «ближе» палата к  населению, тем шире и полнее ее компетенция, и наоборот, чем «дальше» палата от избирателей, тем менее значима  она в практических делах.

     Двухпалатный  парламент выполняет еще одну важную задачу: он демонополизирует законодательную  власть, сводит к минимуму опасность  возникновения парламентского диктата. Если не ограничивать власть парламента, он может стать деструктивной  силой, так как принятие решений  на основе мнения большинства –  это не гарантия конструктивности и  демократичности принимаемого решения.

     В Российской Федерации законодательную  власть осуществляет Федеральное Собрание. Так в статье 94 Конституции России говорится: «Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Данное определение характеризует  сущность, юридическую природу и  функции этого органа государственной  власти.

     Из  определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов  и воли российского народа, который  является носителем суверенитета и  единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной  власти в России.

     Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе пропорциональной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими полномочиями, которые в основном соответствуют прерогативам зарубежных парламентов.

Информация о работе Принципы формирования верховной власти при парламентской форме государственного управления