Формы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать формы государственного управления.
Задачи:
Дать понятие, раскрыть сущность и виды форм государственного управления;
Рассмотреть правовые и неправовые (организационно-технические и материально-технические действия) формы управленческой деятельности, их особенности;
Охарактеризовать правовую деятельность и ее виды (регулирования и правоохранительная).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………...3
Понятие, сущность и виды форм государственного управления…………...5
Правовые и неправовые (организационно-технические и материально- технические действия) формы управленческой деятельности, их соотношение………………………………………………………..………...10
Правоприменительная деятельность и ее виды (регулирования и правоохранительная) …..……………………………..…………………....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.29 Кб (Скачать)

 



                                                

 

 

 

 



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

Выполнил: курсант 1курса

102 учебной группы

рядовой полиции Г.В. Щекин

Руководитель:  кандидат

юридических наук, доцент  кафедры

ОР и АД, полковник полиции

Л.И. Ку

 

___________________

(решение  о допуске к защите)

 

 

 

Защищена с оценкой__________________________________________

                                  

Владивосток, 2014

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………...3

  1. Понятие, сущность и виды форм государственного управления…………...5
  2. Правовые и неправовые (организационно-технические и материально- технические действия) формы управленческой деятельности, их соотношение………………………………………………………..………...10
  3. Правоприменительная деятельность и ее виды (регулирования и правоохранительная) …..……………………………..…………………....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…28 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема является актуальной, поскольку осуществление исполнительной власти (государственное управление) реализуется в конкретных формах исполнительно-распорядительной деятельности (формах государственного управления) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Категория «форма государственного управления» связана с реализацией компетенции органа исполнительной власти, поскольку именно управленческие действия позволяют осуществить внешнее выражение компетенции (то есть обязанностей и полномочий) субъекта государственного управления.

Формы государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц определяются правом, закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах, определяющих деятельность указанных органов. Следовательно, в государственном управлении государственные органы и должностные лица должны использовать только те формы деятельности, которые установлены нормами административного права. Необходимо отметить и то, что административно-правовые формы государственного управления всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, связанные с возникновением, изменением или прекращением административно-правовых отношений1.

Предметом курсовой работы выступают  нормативно-правовые акты, регламентирующие различные формы государственного управления.

  Объектом является система общественных отношений, возникающих в результате государственного управления.

Цель работы – охарактеризовать формы государственного управления.

Задачи:

    • Дать понятие, раскрыть сущность и виды форм государственного управления;
    • Рассмотреть правовые и неправовые (организационно-технические и материально-технические действия) формы управленческой деятельности, их особенности; 
    • Охарактеризовать правовую деятельность и ее виды (регулирования и правоохранительная).

Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых, как  В.К. Бабаева, А.Б. Аганова, Б.Н. Габринидзе, Н.И. Матузова, А.В. Малько, а так же других научных деятелей.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

 

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ.

 

Процесс государственного управления имеет своим содержанием деятельность субъектов административного права, которая осуществляется посредством определенных административно-правовых форм, процедур и методов.

Формы государственного управления – это внешнее практическое выражение управленческой деятельности в конкретных действиях, совершаемых субъектами управления.

Другими словами, административно-правовая форма – это юридическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Она представляет собой юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающих особенности их правового статуса2.

Так же под административно-правовой формой государственного управления понимается определенное правом внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее юридические последствия. Вид конкретной формы государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также реализуемыми ими функциями3.

Сказанное свидетельствует о том, что форма управленческой деятельности выражает её содержание. Фактически речь идёт о том, как осуществляется сама управленческая деятельность. Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно предопределены в своей основе нормами, с помощью которых государство регламентирует деятельность государственного аппарата. ФКЗ «О Правительстве РФ» в деталях регламентирует все формы и методы управленческой деятельности.

Форма государственного управления есть объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством форм практически реализуются задачи и функции управления, то в зависимости от того, какие формы использованы, в значительной мере зависит успех управленческой деятельности. Выбор формы управления предопределяет целесообразное выполнение функции управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Закономерности4:

    • Форма должна соответствовать характеру данной функции.
    • Форма должна соответствовать компетенции.
    • Должна соответствовать особенностям конкретного субъекта управления.
    • Соответствовать целям данного воздействия (надобность в данных юридических последствиях).

Формы государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц определяются в законах и иных нормативно-правовых актах, определяющих деятельность указанных органов. Следовательно, в государственном управлении государственные органы и должностные лица должны использовать только те формы деятельности, которые установлены нормами административного права. Несоблюдение норм права влечет за собой недействительность действия органа исполнительной власти или должностного лица5.

Необходимо отметить и то, что административно-правовые формы государственного управления всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, связанные с возникновением, изменение и прекращением административно-правовых отношений.

Таким образом, под административно-правовой формой государственного управления определенное правом внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее юридические последствия.

Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности и различное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначную интерпретацию различают правовые и неправовые формы управления. Чаще всего различают в зависимости от их характера, однако этот критерий не всегда чётко выдерживается6.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь, в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Данные виды форм деятельности мы рассмотрим подробнее во второй главе нашей работы.

Но разделение форм управления на правовые и неправовые, представляется несколько условной и недостаточной.

Ведь на самом деле все формы государственного управления – правовые (нормативные акты, издание индивидуальных актов, заключение административных договоров и др.) и неправовые (осуществление организационных действий, совещания, семинары и другие материально-технические действия) – в определенном смысле являются правовыми, имеющими соответствующую юридическую базу, основаны на правовых актах и предписаниях, без которых они не могут возникать, функционировать и применяться на практике7.

Так же в административном праве виды административно-правовых форм государственного управления классифицируются по содержанию и способу выражения.

По содержанию выделяют – правотворческую деятельность и правоприменительную деятельность. Их мы рассмотрим в третей главе нашей работы.

А по способу выражения формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.

Основной же формой государственного управления является письменная форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия.

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит  в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

Исходя из сказанного, представляется целесообразным более широкое определение административно-правовых форм управления как совокупность действий и правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений, правил и т.п.), которые служат осуществлению, реализации целей, задач, функций и полномочий, принадлежащих в соответствии с законодательством субъектам административного права8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАВОВЫЕ И  НЕПРАВОВЫЕ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ  И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ) ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ.

 

Формы государственного управления можно охарактеризовать как виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения. Иногда их определяют как организационно-правовое выражение конкретных однородных действий аппарата государственного управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных перед ним задач.

Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, деятельность специально созданных органов, государственно-служебных должностей, которые составляют систему органов государственного управления.9

Деятельность, осуществляемая государственными органами, имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного юридического оформления. Речь идет, прежде всего, о правовых, юридических формах, в которые облекаются те или иные действия органов государственного управления. Такие формы неразрывно связаны с компетенцией органов управления и являются в известном смысле составной частью этой компетенции.

Формы выражения содержания управленческой деятельности – это установление норм права; организационная работа; проведение материально-технических операций.10

Первые две формы находят выражение в актах государственного управления, которые олицетворяют правовую форму исполнительной и распорядительной деятельности органов управления.

Неправовые формы управленческой деятельности, наоборот, сводятся к осуществлению тех или иных управленческих действий, которые непосредственно не связаны с изданием актов управления.

К числу правовых форм управленческой деятельности относятся11:

  • принятие нормативных актов;
  • издание индивидуальных (административных) актов;
  • заключение договоров;
  • представление предусмотренных законодательством обязательных отчетов;
  • совершение других юридически значимых действий.

Любая из этих форм может быть применена тем или иным органом управления только в том случае, если ему предоставлено право пользоваться ею. В этом смысле можно говорить, что правовые формы управления служат элементом, составной частью компетенции органа управления. Например, одни органы вправе принимать общеобязательные нормативные акты, а другие – нет.

Основными и наиболее значимыми правовыми формами управленческой деятельности являются принятие нормативных актов и издание индивидуальных актов. Те и другие вместе именуются обычно актами государственного управления.

Важное место в работе органов управления занимает заключение договоров. Наиболее распространенными формами используемых при этом договоров являются гражданско-правовые и административно-правовые.

Юридически значимые действия выражаются в правовом оформлении нотариусами различных сделок, удостоверении различных сделок, удостоверении документов и фактов, производстве органами ЗАГСа регистрации актов гражданского состояния12.

Правовые и неправовые формы управленческой деятельности связаны с реализацией государственно-властных полномочий. Но в первом случае наблюдается более полная юридическая регламентация (нередко она приобретает значение юридического факта), скрупулезный подбор методов реализации предписаний актов управления, предусматривается юридическая ответственность за нарушения (невыполнение) таковых. Формы второй группы тоже связаны с компетенцией органа, госудаственно-властными полномочиями его представителей, но эти полномочия проявляют себя не как прямое юридическое веление, а опосредственно через неюридические способы, и лишь их предварительные условия и результаты могут быть юридически зафиксированы.

Информация о работе Формы государственного управления