Формы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать формы государственного управления.
Задачи:
Дать понятие, раскрыть сущность и виды форм государственного управления;
Рассмотреть правовые и неправовые (организационно-технические и материально-технические действия) формы управленческой деятельности, их особенности;
Охарактеризовать правовую деятельность и ее виды (регулирования и правоохранительная).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………...3
Понятие, сущность и виды форм государственного управления…………...5
Правовые и неправовые (организационно-технические и материально- технические действия) формы управленческой деятельности, их соотношение………………………………………………………..………...10
Правоприменительная деятельность и ее виды (регулирования и правоохранительная) …..……………………………..…………………....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.29 Кб (Скачать)

К правовым формам принадлежат такие проявления реализации исполнительной власти, как их участие как истцов или ответчиков в судах, деятельность администрации по обеспечению общественного порядка, многочисленных и общеобязательных правил, которые устанавливаются центральными и местными органами исполнительной власти, применение ею различных экономических санкций, меры административного принуждения к нарушителям юридических запрещений отраслевого, ведомственного характера.

Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие правовые  формы как:

  • издание административно-правовых актов (правовых актов управления);
  • заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);
  • совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Существую различные приказы  и постановления регламентирующие порядок подготовки нормативно-правовых актов13. А  так же различные органы создают свои нормативно-правовые акты, которые регламентируют их деятельность14.

Наряду с правовыми, органы государственного управления пользуются в своей деятельности различного рода неправовыми формами. Это не означает, что они никак не регулируются правом. Государственное управление в целом является подзаконной деятельностью. Оно осуществляется в рамках действующего законодательства. Любой орган управления вправе совершать лишь те действия, которые входят в его компетенцию. Но неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий.

Неправовые формы управленческой деятельности в соответствии с принятой классификацией можно свести к двум:

  • осуществление организационных действий;
  • выполнение материально-технических операций.15

В своей организаторской работе органы управления опираются на правовые формы (издание актов управления, заключение договоров и т. п.), но многие организационные меры не требуют такого оформления. Это относится прежде всего к повседневной оперативно-организационной, контрольной работе, которая включает в себя изучение положения дел в управляемой области, проведение разного рода совещаний, планирования, разработку программ и других мероприятий, проведение проверок и т. п. Организационные действия обеспечивают улучшение стиля и методов управления, их преемственность, развитие инициативы, повышение эффективности исполнительно-распорядительной деятельности.

Выполнение материально-технических операций можно свести в основном к работе с информацией и проведению исследований и разработок. Значение и объем такого рода работы постоянно возрастают по мере технического прогресса и усложнения задач государственного управления. Она все больше теряет вспомогательный характер.

Работа с информацией, включающая в себя учет, статистику, делопроизводство, подготовку отчетных данных и т. д., приобрела сейчас такой объем, особенно в высших государственных, областных и городских органах управления, что уже не может вестись без использования вычислительной техники.

Можно сказать, что органам государственного управления всегда приходилось вести работу по изучению, исследованию возникающих проблем и разработке мер по их решению. В конечном счете она завершается принятием одного или серии актов государственного управления. Хотя с точки зрения правовой, именно они, эти акты становятся наиболее существенными формами управления, воздействия на те или иные стороны управленческой сферы, но основное место в деятельности органов управления часто занимает не принятие, даже не составление их как таковых, а разработка и решение разного рода охватываемых ими экономических, технических, социальных и иных вопросов16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ (РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ)

 

Применение права – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов.17 Данное определение указывает на два обстоятельства:

  • субъектами применения права выступают преимущественно государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане);
  • применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность – существенный отличительный признак применения права.

В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права обеспечивается государственным принуждением, силой государственного аппарата, однако принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.

Применение права происходит в случае, когда реализация юридической нормы требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления – юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. При этом применение санкции является исключительной прерогативой государства.

Формой правоприменения может быть принуждение, т.е. основанное на законе насилие над личностью. Например, для предотвращения преступления может непосредственно осуществляться принуждение. При этом соответствующим государственным органом издается правоприменительный акт, в котором и реализуются его властные полномочия.

Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений: реализации права на выдвижение кандидатов в депутаты, участия в референдуме, совершения гражданами односторонних сделок, реализации ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Так, решение, принятое гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет сути дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (избирательной комиссией)18.

Однако природа властных действий граждан, в отличие от деятельности должностных лиц государства применяющих право, несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий19.

Определим отличительные особенности применения права от других видов реализации норм права20:

1. применение права носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций (эта особенность правоотношения наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло);

2. является средством  индивидуально-правовой регуляции  поведения. Властные правоприменительные  действия конкретизировано подкрепляют  властность юридических норм, индивидуально  регулируют общественные отношения  и тем самым обеспечивают достижение  целей правового регулирования (Н.Н. Вопленко). При этом правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации. С.С. Алексеев утверждает, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям;

3. применение права служит  основанием (юридическим фактом), с  которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении появляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права;

4. деятельность по применению  норм права имеет государственно-властный  характер. Решение принимается по  одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела;

5. применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Однако развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения;

6. применение права имеет  четко очерченные законом сферы  распространения, т.е. правоприменение может иметь место только в случаях, прямо оговоренных законом. Процедурный порядок правоприменения вводится для того, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел - в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства;

7. правоприменительную деятельность  осуществляют только компетентные  государственные органы (должностные  лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, а потому применять нормы права не могут;

8. применение права имеет  под собой соответствующие юридические  основания. Например, когда те или  иные юридически значимые действия  должны пройти контроль со  стороны государства с целью  проверки их законности, достоверности и правильности, в силу их особой важности (сделки по купле-продаже недвижимости, выделение земельного участка, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов);

9. правоприменительная деятельность  осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только республиканского, но и местного уровня;

10. применение права отличается стадийностью, т.е. состоит из ряда последовательных стадий.21

Потребность в применении норм права возникает когда22:

1. необходимо конкретизировать  или удостоверить субъективные  права граждан, без чего не может возникнуть правоотношение по поводу реального обладания этими правами (решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

2. необходимо удостоверить правомерный характер сделок, иных действий, совершаемых гражданами и их организациями (нотариальное удостоверение акта купли-продажи земельного участка);

3. необходимо разрешить спор о праве и устранить препятствие к пользованию правами (такие ситуации возникают в авторском праве, имущественных отношениях);

4. необходимо восстановить нарушенное право в результате правонарушения, привлечь правонарушителя к юридической ответственности.

Во всех этих случаях применение права связано с выполнением двух функций23:

  • организации поведения граждан и их объединений по реализации предоставленных им законом прав и возможных обязанностей. Эту функцию можно назвать функцией индивидуального или казуального регулирования;
  • обеспечение защиты прав и свобод граждан. В этом случае применение права выполняет охранительную, юрисдикционную функцию.

Соответственно выделяют две формы применения права - оперативно-исполнительную и юрисдикционную.

Таким образом, применение права всегда подчинено цели создания правореализующим субъектам благоприятного правового климата, оказанием им содействия, устранения барьеров на пути к достижению фактических целей права.

Информация о работе Формы государственного управления