Понятие и виды форм государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:52, реферат

Краткое описание

Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах органов государственной власти особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности.

Оглавление

Введение
Понятие и виды форм государственного управления
Классификация правовых форм управленческой деятельности
Правовые акты управления: понятие, основные черты и требования, предъявляемые к ним
Формы административной деятельности и административно-правовые акты ОВД

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гму.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Понятие и виды форм государственного управления
  2. Классификация правовых форм управленческой деятельности
  3. Правовые акты управления: понятие, основные черты и требования, предъявляемые к ним
  4. Формы административной деятельности и административно-правовые акты ОВД

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое  явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах органов государственной власти особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности.

Управленческая деятельность многогранна  по своим проявлениям. Это и люди, и знания, и информация, и технические  средства, которые все вместе образуют сложное комплексное явление.

Формы управленческой деятельности - это наиболее важные элементы управленческой деятельности, посредством которых реализация компетенции государственных органов становится предметной.

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды форм государственного управления

Процесс государственного управления имеет своим содержанием  деятельность субъектов административного  права, которая осуществляется посредством  определенных административно-правовых форм, процедур и методов.

Формы государственного управления - это внешнее практическое выражение управленческой деятельности в конкретных действиях, совершаемых  субъектами управления.

Другими словами, административно-правовая форма - это юридическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Она представляет собой юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающих особенности их правового статуса.

Сказанное свидетельствует  о том, что форма управленческой деятельности выражает её содержание. Фактически речь идёт о том, как осуществляется сама управленческая деятельность. Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно предопределены в своей основе нормами, с помощью которых государство регламентирует деятельность государственного аппарата. Закон "О Правительстве РФ" в деталях регламентирует все формы и методы управленческой деятельности.

Форма государственного управления есть объективированное  выражение сущности деятельности органов  и должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством  форм практически реализуются задачи и функции управления, то в зависимости от того, какие формы использованы, в значительной мере зависит успех управленческой деятель-ности. Выбор формы управления предопределяет целесообразное выполнение функции управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Закономерности:

Форма должна соответствовать  характеру данной функции.

Форма должна соответствовать  компетенции.

Должна соответствовать  особенностям конкретного субъекта управления.

Соответствовать целям  данного воздействия (надобность в данных юридических последствиях).

Общепризнанная классификация  форм управленческой деятельности в  юридической литературе отсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности и различное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначную интерпретацию различают правовые и неправовые формы управления. Чаще всего различают в зависимости от их характера, однако этот критерий не всегда чётко выдерживается.

Правовой считается  деятельность, которая непосредственно  влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления.

Неправовыми формами  деятельности исполнительной власти считаются  организационные действия и материально-технические  операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь, в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются  такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Разделение форм управления на правовые и неправовые, представляется несколько условной и недостаточной.

Ведь на самом деле все формы государственного управления - правовые (нормативные акты, издание индивидуальных актов, заключение административных договоров и др.) и неправовые (осуществление организационных действий, совещания, семинары и другие материально-технические действия) - в определенном смысле являются правовыми, имеющими соответствующую юридическую базу, основаны на правовых актах и предписаниях, без которых они не могут возникать, функционировать и применяться на практике.

Правовое начало так  или иначе заложено в любой  из названных форм независимо от того, причисляются ли они по существующим классификациям к правовым или неправовым, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Такие различия существуют, они достаточно заметны и существенны.

Главное же состоит в  том, что при непосредственном применении они не создают юридических последствий, прямо не связаны с совершением юридически значимых действий, хотя оказывают серьезное влияние на указанные последствия и действия, явля-ются нередко их условием, предпосылкой. Например, чтобы коллегиальный исполнительный орган принял квалифицированное и обоснованное решение, необходимо тщательно и всесторонне подготовить заседание, совещание, семинар участников такого органа с целью обеспечения принятия эффективного решения (постановления либо другого правового акта). Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право.  -- М.: Проспект, 2004, с. 206

Исходя из сказанного, представляется целесообразным более  широкое определение административно-правовых форм управления как совокупность действий и правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений, правил и т.п.), которые служат осуществлению, реализации целей, задач, функций и полномочий, принадлежащих в соответствии с законодательством субъектам административного права.

 

 

Классификация правовых форм управленческой деятельности

Для реализации своих  властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие правовые формы  как:

- издание административно-правовых  актов (правовых актов управления);

- заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);

- совершение иных юридически  значимых действий, вызывающих определенные  правовые последствия (составление  отчетов, регистрация фактов, выдача  справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Для достижения стоящих  перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются  новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая  деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом расширяется  договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в  основном были стороной в трудовых отношениях (коллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают много административных договоров (соглашения между разными субъектами управления, контракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.).

И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую выполнению их основной -- управленческой функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-правовых договоров между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые акты управления: понятие, основные черты  и требования, предъявляемые к ним

Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает  потребность в конкретизации  норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. Они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание и исполнение этих актов - важная часть управленческого процесса, направленного на осуществления функций исполнительной власти.

Критерием понятийного  аппарата акта государственного управления является юридически властный, организационный, подзаконный характер, сферы и  субъектов применения.

Административно-правовой акт - это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

Акты управления обладают характерными чертами:

является правовой формой управленческого решения;

выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;

официальный характер правового  акта состоит в том, что он издается от имени определенной структурной  единицы государственного аппарата, выражает волю государства, влечет служебные последствия.

издается в одностороннем  порядке, т.е. выражает волю только одной  стороны - субъекта исполнительной власти;

носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;

является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции определенной законом;

устанавливает в сфере  ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения  либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;

принимается с соблюдением  определенных установленных процедур. Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим образом оформлено;

несоблюдение содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность виновной стороны;

может быть в установленном  законе порядке опротестован или  оспорен.

Каждый административный акт имеет свое содержание и форму.

Содержание административного  акта включает три основных элемента:

волеизъявление уполномоченного  органа, которое не должно выходить за пределы его компетенции (это  волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться под влиянием обмана, заблуждения или принуждения);

юридическое существо этого  волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);

условия, обязательства  и поручения, сопровождающие основное решение.

Форма административного  акта - это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей  его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений и т.д.

Административный акт  только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда он действует.

Действие административного  акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей  или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых  он был издан. Для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям:

Информация о работе Понятие и виды форм государственного управления