Понятие и виды форм государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:52, реферат

Краткое описание

Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах органов государственной власти особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности.

Оглавление

Введение
Понятие и виды форм государственного управления
Классификация правовых форм управленческой деятельности
Правовые акты управления: понятие, основные черты и требования, предъявляемые к ним
Формы административной деятельности и административно-правовые акты ОВД

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гму.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

1) правовой акт управления  не должен противоречить Конституции  РФ, федеральным законам и нормативным  указам Президента России;

2) правовой акт не должен ограничивать или нарушать установленные федеральными законами права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений этого рода;

3) в издании акта должны применяться лишь те его наименования, которые предусмотрены законодательством и издаваемым данным органом исполнительной власти правовым актом;

4) необходимо строго и неукоснительно  соблюдать установленный порядок  подготовки, обсуждения и принятия  правовых актов управления. К числу конкретных требований, относящихся к данному пункту, могут быть отнесены: соблюдение коллегиальности, необходимость согласования проектов актов с заинтересованными сторонами, соблюдение предусмотренных реквизитов, т.е. штампов, печатей, подписей, бланков органа, издающего акт, подписей исполнителей, сроков исполнения и др.;

5) правовой акт управления должен  быть издан полномочным органом  (органом исполнительной власти, органом управления предприятия,  хозяйственного объединения, учреждения, соответствующим должностным лицом) и в пределах его компетенции.

Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы.

Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов. Акт от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу. Под юридической силой акта того или иного органа понимается его соотношение с правовыми актами других органов.

Юридическая сила правовых актов государственных органов  определяется местом этих органов в  государственном аппарате и полномочиями по осуществлению функций государства, однако, это не означает большую или меньшую значимость этих актов. Степень юридической силы актов, это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего взаимоотношения, взаимосвязей актов между собой. Высшая юридическая сила закона проявляется в том, что никакой акт управления не может отменить или изменить закон. Законом же может быть оказано влияние на акт (отмена и т.п.).

Правомочие на признание  акта незаконным имеют:

орган исполнительной власти - автор акта может признать неправомерность  и отменить его;

вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации (Президент, Правительство и т.д.);

судебные органы (общий  и арбитражный суды, Конституционный  Суд РФ).

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

признание неправомерного акта недействительным  -- недействительный административный акт не порождает юридических последствий с момента его принятия.

признание такого акта недействующим   -- недействующий административный акт не порождает юридических последствий с момента вступления решения суда по данному акту в законную силу либо с момента вступления решения в законную силу решения административного органа о его отмене.

Классификация правовых актов управления

1. Нормативные акты. Они  устанавливают, изменяют или отменяют  юридические нормы, т. е. содержат  общие правила, не имеющие конкретного  адресата, не обращенные к конкретным  лицам, рассчитанные на многократное  применение в случаях, предусмотренных  их гипотезами. Примером могут служить нормы, содержащиеся в правилах пожарной безопасности, радиационной безопасности, дорожного движения, торговли, бытового обслуживания населения и в ряде других отраслей управления.

Нормативные акты государственной  администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т.д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.

По кругу лиц, на которых  распространяются нормы, их источники  можно поделить на:

а) акты общего значения (федеральные, республиканские, областные и т.д.);

б) межведомственные акты;

в) внутриведомственные (в том числе локальные).

Существует деление  нормативных правовых актов управления в зависимости от их наименования. Каждый орган, точнее вид органа исполнительной власти издает акты определенного наименования, которые устанавливаются конституционными и законодательными нормами либо подзаконными нормами административного права.

С учетом роли Президента в осуществлении исполнительной власти особое значение имеют акты Президента России по вопросам управления. Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции, предусматривается издание Президентом Российской Федерации указов и распоряжений, согласно ч. 2 ст. 125 - нормативных актов Президента, ч. 1 ст. 1 15 - нормативных указов Президента.

Нормативные акты управления - постановления издает также Правительство Российской Федерации по вопросам, закрепленным в ст. 114 Конституции. Это, в частности, обеспечение эффективного управления в сфере проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Данные акты позволяют Правительству Российской Федерации осуществлять на практике исполнительную власть Российской Федерации.

В своей практике Правительство  применяет и другие административно-правовые формы, в частности распоряжения, которые иногда содержат и нормы  общего регулирования в сфере исполнительной власти, а также широко использует организационные действия и мероприятия, которые позволяют решать возложенные на него функции.

2. Индивидуальные акты -- это решения субъектов административной  власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения.

Среди них больше всего  правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств).

По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, содержащими  отказы.

3. Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.).

4. В смешанных актах  одновременно содержатся нормы  права и правоприменительные  решения, либо даже еще и  общие требования.

5. По способу выражения.

Письменные акты являются разновидностью служебных документов.

Устные акты широко используются при непосредственном руководстве  производственной деятельностью, для  обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях.

Символические (конклюдентные) акты находят внешнее выражение  в жестах работника милиции, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

6. В зависимости от  порядка принятия различают акты  коллегиальные, принимаемые простым  или квалифицированным большинством  от общего числа членов коллегиального  органа или от числа присутствующих на заседании, и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

7. Административные акты, имеющие дефекты содержания или  формы, подразделяются на ничтожные  и оспоримые.

Ничтожный административный акт - это акт, который вследствие своей незаконности не может порождать  и не порождает юридических последствий. Его ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит осуществлению (например, содержащий предписание совершить противоправные действия).

Оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению, но может быть оспорен заинтересованными  лицами. До его признания недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют доказательств их дефектности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы административной деятельности и административно-правовые акты ОВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

МВД на основании и  во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

МВД обобщает практику применения федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области внутренних дел, организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в этой области, а также подготавливает предложения по совершенствованию федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области внутренних дел.

К важнейшему участку  управленческой деятельности МВД относится  нормотворческая деятельность, призванная обеспечить развернутую нормативно-правовую базу для уверенной и эффективной оперативно-служебной деятельности ОВД на всех уровнях системы.

Многообразны формы  и наименования актов, издаваемых МВД. Эти правовые акты (речь идет об актах  нормативного характера) издаются в виде приказов, постановлений, инструкций, правил, указаний, порядка.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Являясь высшим органом внутриведомственного контроля, министерство разрабатывает систему контроля, готовит нормативно-правовые акты по этому вопросу. Главные управления и управления МВД в установленном порядке проверяют исполнение органами внутренних дел действующего законодательства и ведомственных нормативных актов.

Министр внутренних дел  РФ осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности органов  внутренних дел. Он издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение.

Министр вносит в установленном  порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации в области внутренних дел, а также нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности подведомственных МВД России федеральных органов исполнительной власти.

Существенной частью управленческих полномочий Министра является контроль правомерности решений  руководителей МВД, УВД. Министру предоставлено  право отмены противоречащих федеральному законодательству приказов и распоряжений министров внутренних дел и начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Наибольшая часть компетентности в области охраны общественного  порядка принадлежит органам  внутренних дел (ОВД). ОВД  -- весьма своеобразное звено исполнительной власти. Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок.

В своей административной деятельности органы внутренних дел  руководствуются Законом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях, а так же Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовыми актами.

Информация о работе Понятие и виды форм государственного управления