Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:24, реферат
Настоящий реферат посвящен рассмотрению такого государственного феномена как исполнительная власть, а именно форм и методов её функционирования.
1. Введение……………………………………………………………стр. 3
2. Понятие и сущность форм государственного управления…….. стр. 4
3. Понятие и сущность методов государственного управления … стр. 8
4. Контроль как метод государственного управления …………… стр. 9
5. Акты государственного управления ……………………………стр. 11
6. Заключение ………………………………………………………стр. 15
7. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Формы и методы государственного управления
Выполнил:
Студентка _1__курса
Заочного отделения
гр. _261020_______
Хисматулина Лениза
Альмухаметовна
Проверил:
доктор истор. наук.
проф., Н.П. Носова
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие и сущность форм государственного управления…….. стр. 4
3. Понятие и сущность методов государственного управления … стр. 8
4. Контроль как метод государственного управления …………… стр. 9
5. Акты государственного управления ……………………………стр. 11
6. Заключение ………………………………………………………стр. 15
7. Список литературы ………………………………………………стр. 16
В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма огромного числа стран. При этом большинство специалистов сходятся в том, что признание значимости данного принципа отнюдь не является констатацией факта его абсолютной, буквальной реализации на практике и отрицанием единства упорядоченной власти.
В истории найдется немало примеров раскола общества в результате непримиримого противостояния ветвей власти. Доминирование одной из них создает на первых порах впечатление порядка государственной и общественной жизни. Поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что необходима сильная рука, которая осуществляла бы твердый социальный порядок. В свое время А.И. Герцен заметил, что “как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”.
Другое же общественное мнение состоит в том, что эта “рука” уже заводила общество в мрачнейшие тупики и единственная приемлемая альтернатива этому порядку - радикальный сдвиг “вправо”, то есть последовательное и неуклонное строительство правовой государственности.
Настоящий реферат посвящен рассмотрению такого государственного феномена как исполнительная власть, а именно форм и методов её функционирования.
Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима без управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия прямых и обратных связей. Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем.
Государственное управление - есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.
Долгие годы в СССР, применялись понятия “управление государством”, “управление государственными делами”, государственное управление, которые чаще всего связывались с понятием “исполнительно-
Итак, государственные управления делами осуществляется через систему государственных органов управления, которые принято называть органами исполнительной власти.
В отличие от законодательной власти, носящей первичный . Верховный характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это вытекает и из самого понятия “администрация” , дословный перевод которого звучит как “служить для”.
Таким образом, исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, и направлены на исполнение закона.
Современная наука выделяет такие существенные признаки исполнительной власти, как её универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, её органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательной и от судебной власти. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые, иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит своё выражение именно в её чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям - армии, органам безопасности, милиции.
Указанные признаки, особенно предметный, “силовой” характер исполнительной власти составляют объективную основу для возможной узурпации государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Значит исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах, которые определяются как органы управления. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может осуществлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе социальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.
Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.
Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило. Солидарную политическую ответственность.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту, Акиму. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти. Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.
В последние годы в России изменился интерес к управлению в его широком значении, касается ли это государственного управления в целом или отраслей и сфер, управления производством, аппарата управления. Особенно критически воспринимается идея государственного управления как противостоящая якобы новой роли государства в условиях формирования рыночной экономики. Но происходит изменение функций управления и методов государственного регулирования, и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается от рычагов управления и регулирования, дело в их умелом использовании.
Для государственного управления и регулирования характерны в современных условиях следующие методы:
а) обще-нормативное регулирование в отличие от индивидуально-
б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
в) введение лицензирования субъектов и их деятельности;
г) определение порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
д) налогообложение;
е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;
ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;
з) осуществление надзорных функций.
В административном, финансовом законодательстве закрепляют правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.
3. Контроль как метод государственного управления. Управлению присущ и такой элемент, как контроль. Его назначение - быть гарантией целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент, когда вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной стороны, дурные традиции “командовать сверху” - с другой, усугубляют эти тенденции. А как результат - ослабевание государственности.
Среди мощных средств, в преодолении этих кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Однако сразу же подчеркнем, что государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного политического режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов.
В нашей стране контроль рассматривается как одна из функций государства. Он призван:
во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного, а всей системы органов государства;
во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, не утяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;
в-третьих, необходимо придать контролю демократический, гласный характер, сделать участие в нем доступным для общественности;
в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством эффективного решения государственных, экономических, социальных и иных задач;
в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в его системе будут трудиться высококвалифицированные специалисты, и он будет обладать мощной правовой основой.
Кроме того, вышеупомянутые формы и методы государственного управления будут более совершенными, если будут основаны на глубоком и систематическом изучении ситуации. В этой связи, следует указать, что сегодняшнее государственное управление нуждается не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации.
Государственная, в том числе и исполнительная власть не может реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-управленческих формах: правовых актах управления и административно-правовых договорах.
Под правовым актом управления теория права понимает - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее - носит императивный и общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется установленным способом .Так по форме оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ).
Информация о работе Формы и методы государственного управления