Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:59, контрольная работа
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Введение
Создание условий для формирования человека,
гармонически сочетающего в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство, является одной из актуальных
проблем.
Влияние неблагоприятных факторов на
состояние здоровья молодого организма
настолько велико и объемно, что внутренние
защитные функции организма не в состоянии
с ними справиться. Опыт десятков тысяч
людей, испытавших на себе воздействие
такого рода неблагоприятных факторов,
показывает, что лучшим противодействием
им являются регулярные занятия физическими
упражнениями, которые помогают восстановлению
и укреплению здоровья, адаптации организма
к условиям внешней среды.
Занятия физическими упражнениями имеют
огромное воспитательное значение — способствуют
укреплению дисциплины, повышению чувства
ответственности, развитию настойчивости
в достижении поставленной цели. Физическая
культура представляет собой сложное
общественное явление, которое не ограничено
решением задач физического развития,
а выполняет и другие социальные функции
общества в области морали, воспитания,
этики. Она не имеет социальных, профессиональных,
биологических, возрастных, географических
границ.
Физическая культура выступает как составная
часть общей и профессиональной культуры
человека, как важнейшая качественная
динамичная характеристика его личностного
развития, как фундаментальная ценность,
определяющая начало его социокультурного
бытия, способ и меру реализации сущностных
сил и способностей.
Индивидуальная физическая культура является
результатом личностного осмысления,
выработки представлений, отношений, убеждений,
"программ поведения". В ней интегрируются
структура самосознания, аспекты саморегуляции,
самопознания, самоотношения. На этой
основе формируется Я-концепция личности,
обеспечивается ее устойчивое адаптивное
культурной поведение в разнообразных
условиях жизнедеятельности.
Физическая
культура – это вид культуры,
содержанием которой является оптимальная
двигательная деятельность, построенная
на основе материальных и духовных ценностей,
специально созданных в обществе для физического
совершенствования человек.
Физическая культура представляет собой
один из основных видов собственно человеческой
культуры, специфика которого заключается
главным образом в том, что этот вид культуры
профилирован в направлении, приводящем
к оптимизации физического состояния
и развития индивида в единстве с его психическим
развитием на основе рационализации и
эффективного использования его собственной
двигательной активности в сочетании
с другими культурными ценностями. Физическая
культура – это часть культуры общества,
которая представляет собой интеграцию
различных видов человеческой деятельности
и их результатов, направленных на совершенствование
человека и которая существует в двух
основных формах: объективной (в виде реальных
предметов, в продуктах духовного труда,
в системе социальных норм и учреждений,
в совокупности отношений людей к природе,
между собой и к самим себе) и субъективной
(в виде деятельностных способностей человека,
возможностей индивида овладеть этим
предметным богатством).
Главной специфической особенностью профессиональной
физической культуры является прикладность,
основанная на естественно-биологических
предпосылках "переноса тренированности"
и заключающаяся в формировании тех потребностей
и способностей, освоении того общественного
опыта и социальных ценностей, которые
обладают наибольшей практической значимостью
для личности, подготовки к труду.
В
технологическую структуру
Физическая культура личности
п/п | Основные составляющие | Компоненты качеств | Признаки качеств |
1 | Знания и интеллектуальные способности | Объем | Эрудиция |
Научность | Степень абстракции Обоснованность | ||
Осознанность | Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению | ||
Умения | Уровень усвоения | ||
2 | физическое совершенство | физическое развитие | Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества |
Двигательные умения | Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания | ||
Двигательные навыки | Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность | ||
физическая подготовленность | Эталон Результат Динамика | ||
3 | Мотивационно-ценностные ориентации | Мотивы | Социально значимые Профессионально значимые Личностно значимые |
Интересы | Спортивные Физкультурно-оздоровительные | ||
Установки | Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность | ||
Убеждения | Степень осознанности | ||
Потребности | Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические | ||
4 | Социально-духовные ценности | Нравственность | физкультурно-спортивная этика и культура |
Эстетика | Чувство прекрасного Чувство красоты | ||
Отношение к труду | Трудолюбие | ||
Мировоззрение | Степень научности знаний и убеждений | ||
Здоровый образ жизни | Отказ от вредных
привычек Системность Научная основа | ||
5 | Физкультурно-спортивная деятельность | Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование |
Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика |
Физическая
культура реализуется в таких
формах (компонентах), как физическое
воспитание (связанное с освоением
физических и духовных сил человека),
спорт (их совершенствованием), физическая
рекреация (поддержанием), двигательная
реабилитация (восстановлением). Внутренним
наполнением каждой из них является сочетание
интеллектуального, социально-психологического
и двигательного компонентов, а также
определенной системы потребностей, способностей,
деятельности отношений и институтов.
Это определяет специфику каждого компонента
физической культуры, где преобладающим
моментом будет служить одухотворенность
физического.
Деятельная часть физической культуры
представлена процессом физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический
процесс, направленный на формирование
здорового, физически и духовно совершенного,
морально стойкого подрастающего поколения,
укрепление здоровья, повышение работоспособности,
творческого долголетия и продолжение
жизни человека.
Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание
как вид воспитательного процесса, специфика
которого заключается в обучении двигательным
актам и управлении развитием и совершенствованием
физических качеств человека[3]. Однако,
на наш взгляд, это определение не отражает
полноту всего процесса физического воспитания
и рассматривает только его деятельностный
компонент, в то время как в нем существенными
являются когнитивный и эмоционально-ценностный
компоненты.
Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое
воспитание", отмечает, что это процесс,
направленный не только на обучение движениям,
воспитание физических качеств, но и на
овладение занимающимися специальными
знаниями и формирование у них осознанной
потребности в занятиях физическими упражнениями[4].
Наиболее точное и всеобъемлющее определение
физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым.
Он отмечает, что физическое воспитание
– это педагогически упорядоченный процесс
направленного использования факторов
физической культуры, включающий обучение
двигательным действиям (в результате
которых формируются двигательные умения,
навыки и связанные с ними знания), воспитание
индивидуальных физических качеств и
сопряженных с ними двигательных способностей,
содействие на этой основе становлению
и развитию свойств личности.
Таким образом, современные представления
о физическом воспитании отражают не только
его прикладной характер, но и вопросы
социализации личности, ее интеллектуальное,
психологическое, духовное и творческое
развитие и долголетие. Именно такое понимание
физического воспитания дает возможность
ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей
установкой формирование физической культуры
личности.
Центральным системообразующим фактором,
объединяющим все компоненты физической
культуры, предстает физкультурно-спортивная
(физкультурная) деятельность, направленная
на физическое совершенствование человека.
Эмоционально-целостное отношение к физкультурной
деятельности не формируется спонтанно
и не наследуется, оно приобретается личностью
в процессе самой деятельности и эффективно
развивается с освоением знаний и творческого
опыта, с проявлением инициативы и активности
в истинном педагогическом процессе.
Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут быть приобретены только путем использования эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.
Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Основными
признаками физической культуры можно
считать: систематические занятия
физическими упражнениями для решения
задач физического
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.
Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.
В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий;
3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.
Приобщение
людей к фундаментальным
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:
1). Ценности
объективных форм физической
культуры:
- материальные ценности (спортивные сооружения,
инвентарь для физкультурно-спортивной
деятельности, предметы искусства);
- исторические ценности (истории великих
спортивных побед, становление видов спорта,
деятельность выдающихся людей в области
физической культуры);
- ценности – общественные отношения (к
спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям
физической культуры);
- информационные ценности (публикации,
трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных
форм физической культуры:
Информация о работе Общие принципы формирования культуры личности