Общие принципы формирования культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:59, контрольная работа

Краткое описание

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа физ-ра.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Введение 
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. 
Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. 
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. 
Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.  
Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, "программ поведения". В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. 

 

1.Понятие  физической культуры  личности

 

Физическая  культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная  двигательная деятельность, построенная  на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.  
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями. Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет  собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных  норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).  
Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.

     В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов (см. таблицу).

Физическая  культура личности

п/п Основные составляющие Компоненты  качеств Признаки качеств
1 Знания  и интеллектуальные способности Объем Эрудиция
Научность Степень абстракции Обоснованность
Осознанность Степень осознанности Способность к переносу Способность  к объяснению
Умения Уровень усвоения
2 физическое  совершенство физическое  развитие Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества
Двигательные  умения Репродуктивный  уровень усвоения Контроль сознания
Двигательные  навыки Продуктивный  уровень усвоения Точность  Автоматизация Надежность
физическая  подготовленность Эталон Результат  Динамика
3 Мотивационно-ценностные ориентации Мотивы Социально значимые Профессионально значимые Личностно  значимые
Интересы Спортивные  Физкультурно-оздоровительные
Установки Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность
Убеждения Степень осознанности
Потребности Самоактуализации  Самоуважения В социальных связях  Безопасности Физиологические
4 Социально-духовные ценности Нравственность физкультурно-спортивная этика и культура
Эстетика Чувство прекрасного  
Чувство красоты
Отношение к труду Трудолюбие
Мировоззрение Степень научности  знаний и убеждений
Здоровый  образ жизни Отказ от вредных  привычек 
Системность  
Научная основа
5 Физкультурно-спортивная деятельность Спортивная  
Оздоровительная  
Прикладная  
Образовательная 
Пропагандистская 
Организаторская  
Судейская  
Инструкторская 
Самосовершенствование
Частота использования  
Затраты времени  
Уровень достижения  
Динамика
 

Физическая  культура реализуется в таких  формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением  физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.  
Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания. 
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека. 
Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека[3]. Однако, на наш взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты. 
Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями[4]. 
Наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым. Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.  
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности. 
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. 
Эмоционально-целостное отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

     Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут быть приобретены только путем использования эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.

2. Деятельная сущность  физической культуры  в различных сферах  жизни

     Физическая  культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно  выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

     Основными признаками физической культуры можно  считать: систематические занятия  физическими упражнениями для решения  задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить  их на практике; владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.

     Деятельностный  аспект физической культуры заключается  в том, что физическое совершенствование  происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

     В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

     Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.

     Выполняемые при этом физические нагрузки могут  быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

     Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.

     В отличие от других видов физической активности человека физкультурная  деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

     1.                Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;

     2.                Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий;

     3.                Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

     Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.

3. Ценности физической  культуры

     Приобщение  людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится  и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы .

Ценности  физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей.  Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности  к физической культуре являются:

1). Ценности объективных форм физической культуры
 - материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства); 
- исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры);  
- ценности – общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры); 
- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).  
2). Ценности субъективных форм физической культуры:

Информация о работе Общие принципы формирования культуры личности